Игра «Покажи эмоции» в младшей и подготовительной группе

Нарисованные картинки

Эмоции в детских рисунках, используемых на уроках языкового развития, представлены в разных вариантах: рисунки взрослых и детей, людей или сказочных персонажей. Для развития речи дошкольников подойдут печатные изображения и рисунки, созданные детьми.

Предложите детям нарисовать себя или другого человека, испытывающего определенные ощущения. Выработка словесного объяснения такого изображения — это логопедическое упражнение, которое детям нравится делать.

Грусть
Чувство вины
Гордость
Злость
Страх
Любопытство
Жадность
Негодование
Скука
Изумление
Гордость
Радость
Добрая природа
Изумление

Если дети все еще не могут справиться с саморепрезентацией эмоциональных состояний, стоит попросить их создать коллаж из заранее подготовленных и распечатанных деталей лица. Дошкольники 6-7 лет умеют воссоздавать эмоции на бумаге самостоятельно, а вот для детей младшего возраста стоит воспользоваться готовыми шаблонами и образцами.

Модель лица 1
Модель лица 2
Модель лица 3
Модель лица 4
Модель лица 5
Модель лица 6
Модель лица 7
Модель лица 8

В логопедической работе можно использовать не только рисунок, но и раскраски. Тематические раскраски — незаменимый полезный и увлекательный материал для девочек и мальчиков в детском саду и дома.

важно сначала хорошо изучить с детьми не только названия разных эмоций, но и те художественные приемы, которые позволяют точно передать то или иное психологическое состояние человека. В этом может помочь использование пиктограмм.

Аквагрим 1

Раскраска лица 2

Определение эмоций для детей

Для логопедической работы с воспитанниками старшей и подготовительной групп детского сада используйте следующий перечень эмоциональных состояний:

Карта радости
Радость — знакомая каждому положительная эмоция. Мы чувствуем радость, когда случается что-то хорошее. Человек может выразить это чувство словами и делами. Смех и улыбка — признаки радостного состояния. Радость приятно ощущать, а также нести ее другим.

Карта печали
Печаль — это чувство, которое появляется, когда мы узнаем что-то грустное или думаем об этом. Печаль — это не сильная эмоция, она быстро проходит. Это не значит, что вы не можете позволить себе грустить, иногда это необходимо любому человеку. Но не стоит слишком предаваться грустному настроению, полезнее постараться как можно скорее избавиться от него, сделав что-нибудь приятное или полезное.

Карта гнева
Гнев — это гнев, сильное раздражение по отношению к кому-то или чему-то. Чувствовать гнев неприятно, но иногда такое случается со всеми. Это сильная эмоция, которая может доставить неприятности нам и другим людям. Важно научить детей управлять гневом, чтобы они могли правильно его выразить. Если человек часто злится, то ему сложно найти друзей, часто он один.

Карта страха
Страх — это сильная негативная эмоция, которую люди испытывают, когда им угрожают. Опасность может быть реальной или предвиденной, мнимой. Каждый ребенок неоднократно испытывал страх, поэтому легко узнает свой образ на иллюстрациях или фотографиях, а также приводит примеры событий, предметов и явлений, вызывающих у них это чувство. Дети должны знать, что страх может быть разной интенсивности от испуга до ужаса. Детям важно объяснить, что эта эмоция необходима человеку, так как предупреждает об опасности. Можно добавить, что черный цвет часто используется для иллюстрации страха на изображениях.

Карта восхищения
Восхищение — это приятное чувство, которое возникает, когда человек сталкивается с чем-то очень красивым или необычным. Восхищение могут вызвать: необычная игрушка, цветущий сад, нарядная девушка. Люди, выражая восхищение, используют специальные восклицания: (ой, ой, вау, вау) и слова (действительно, потрясающе, чудесно, чудесно, необыкновенно). Восхищение бывает настолько сильным, что очень сложно выразить свои чувства словами. По фотографии или рисунку дошкольники легко узнают человека, который чем-то восхищается, хотя им сложно описать его ощущения, для этого требуется специальная подготовка по логопеду.

Карта стыда
Стыд — это неприятное чувство, которое возникает, когда мы сделали что-то не так и сожалеем об этом. Чем старше дети, тем легче им объяснить суть и значение этого эмоционального состояния. Признаками стыда являются не только некоторые выражения лица, но и покраснение некоторых частей лица (щек, ушей, шеи). Знание этой особенности поможет дошкольникам быстрее и легче распознать стыд в рисунках (кстати, этот знак часто можно увидеть в сюжетных картинках для детей и даже в самиликах) и в поведении окружающих людей. С 6-7 летними можно говорить о разнице между стыдом и застенчивостью, эти состояния легко спутать.

Карточка негодования
Обида: человек испытывает негодование, когда чей-то поступок кажется ему несправедливым. Некоторые люди обидчивы, другие редко испытывают эту эмоцию. Состояние негодования сложно описать, дошкольники должны уметь узнавать его образ. Для этого можно использовать как схематические изображения (например, смайлы — простые изображения детских эмоций), так и реалистичные рисунки, цветные или черно-белые фотографии. Кстати, такой наглядный материал из подборок и презентаций удобно распечатывать на специализированных логопедических сайтах.

Карточка 1
Карточка 2
Карточка 3
Карточка 4
Карточка 5
Карточка 6
Карточка 7
Карточка 8

Пиктограммы

Наброски различных эмоций очень полезны для детей в обучении, запоминании и распознавании эмоциональных состояний человека. Особенно на первых этапах знакомства с этой темой. Различные наборы «Детские смайлики» содержат карточки с условным изображением гнева, радости и других чувств.

Пиктограмма плакат

Смайлики с названиями

Примеры игр на изучение основных эмоций

Мир красочен для человека с эмоциями от рождения, и чем старше становится ребенок, тем более яркие и разнообразные чувства он способен испытывать. Говоря о необходимости развития эмоциональной сферы, обычно имеют в виду работу с выражением негативных чувств:

  • злость,
  • негодование
  • разочарование,
  • завидовать,
  • страх.

Уметь с ними справляться действительно важно не только дошкольникам, но и взрослым, и чем раньше человек этому научится, тем устойчивее будет его психика. При этом не следует забывать о положительных и ярких эмоциях: радость для себя и для других, благодарность, сочувствие. Они должны быть уравновешены с негативом или даже преобладать над ними, это зависит от того, будет ли человек целым и он будет счастлив.

Фотографии детей

Калейдоскоп настроений

знакомство с психологическими играми лучше всего начать с обзора основных эмоций. Ведущий предлагает дошкольникам посмотреть разные карточки с фотографиями детей: улыбаться, смеяться, плакать, сердиться, удивляться, недоумевать и так далее. Пусть дети попробуют разобраться, обсудят, что чувствует герой на каждой фотографии, подскажут, что может вызывать его настроение.

Дети играют в детском саду

Примерь на себя

Игра продолжается предыдущей. Взрослый спрашивает детей, какие из представленных эмоций они испытали на себе и в каких ситуациях, какая карта лучше всего передает их настроение сейчас. Дошкольникам предоставляется возможность высказаться по очереди сначала по желанию, затем по просьбе ведущего. Пример наиболее активных детей заразительно влияет на остальных, поэтому упражнения не только учит распознавать эмоции, но и помогают преодолевать застенчивость.

Если кто-то из детей молчит и не хочет отвечать, нет необходимости настаивать. Скорее всего, он мысленно участвует в игре и испытывает к себе разные эмоции, но не решается говорить вслух.

Бэби-боксер

Боксер

Избавление от гнева иногда важнее для ребенка, чем для взрослого. Психологи рекомендуют человеку, уставшему от подавленного недовольства, бить боксерской грушей. Подобное упражнение полезно детям младшей или средней группы. Газета играет роль груши: двое детей протягивают большой лист и крепко держат его, а третий изо всех сил бьет по центру. При этом разрешено выкрикивать фразы, например: «Гнев, уходи!» или «Получи!» Если ребенок просто хочет кричать, потеряв дар речи, это тоже разрешено. Все дети по очереди выступают в роли держателей газеты и боксеров.

Если газета слишком легко рвется, увеличьте количество слоев. Скорее всего, это потребуется, когда дети будут играть во втором круге.

Деревянная шкатулка

Сундучок на замок

Это мирная альтернатива насильственному проявлению накопленной отрицательной энергии, описанному в предыдущей игре. Дети садятся в круг, а ведущий по очереди подходит к каждому из них с сундуком (небольшой коробочкой, желательно оформленной соответствующим образом), чтобы дети шептали все свои возможные проблемы и жалобы в открытую крышку. Чтобы участников не смущала тишина, необходимо включить спокойную музыку. Когда все переживания собраны, ведущий объявляет, что магический круг закрылся, замок закрылся и все плохое осталось внутри. Ствол израсходовал всю свою энергию и отправляется на подзарядку, после чего снова будет готов к работе.

Девушка с картинной рамкой

Телевизор

Креативная игра, подходящая для детей в подготовке или даже в старшей группе. Для нее понадобится картонная рамка, которая будет изображать телевизор. Один из участников встает перед другими и направляет экран к лицу, представляя при этом своего рода эмоцию: страх, радость, печаль, удивление, радость. Остальное должно определять, что сегодня показывают по телевидению. В зависимости от количества детей необходимо установить определенный лимит настроений. Например, если участников много, убедитесь, что в каждом шоу присутствует только одна эмоция, старайтесь не повторяться. Если взрослый играет с ребенком, он сначала проявляет разное настроение и тем самым предлагает ребенку такую ​​возможность.

Старшие дошкольники могут при желании превратить телевизор в театральную сцену и разыграть небольшие сцены, а зрители обсудят, какие эмоции испытывали герои и почему.

Ева робот с разными эмоциями

Робот

Игра похожа на предыдущую, но здесь задача посложнее: теперь задуманные чувства можно передать только руками и телом, без участия лица. Главный герой якобы является роботом-гуманоидом, у которого отключены лицевые мышцы, и теперь его настроение можно определить только по позе и движениям. Упражнения помогут детям лучше понять язык тела.

интересно попробовать два варианта игры: с коробкой на голове, изображающей робота и закрывающей лицо, и без нее. В первом случае участники смогут незаметно хмуриться или улыбаться, а значит, им будет легче синхронизировать желаемую эмоцию с движениями. Без коробки ребенку придется сохранять нейтральное выражение лица, это усложнит задачу и руководителю, и прорицателю.

Предложите зрителям не только назвать эмоции, которые они видят, но и «подписать картинку», или как найти подпись к фотографии: «Ура, они купили мне велосипед!» или «Моя машина сломалась, как я зол!»

Эмоциональные маски для человечка

Маски для человечка

Упражнения развивают сочувствие. Вам нужно схематично нарисовать забавного человечка с пустым кружком вместо лица и приготовить для него маски нескольких размеров с самыми разными выражениями лица. Ведущий рассказывает, что происходит с героем, а дети меняют маски в соответствии с эмоциями, которые, по их словам, он испытывает.

Например: «Человечек выглянул в окно и увидел, что светит солнце! (маска улыбки). Вдруг он услышал чей-то плач (удивление, замешательство). Оказалось, что плакала девочка, она потеряла куклу (грусть). Человечек выбежал из дома и помог ей найти куклу (радость). Детям важно понимать, что люди грустят, когда кому-то грустно, и радуются, когда их помощь приводит к положительным результатам.

Грустный заяц

Источники

 

  • https://dohcolonoc.ru/razvivayushchie-igry/17752-didakticheskaya-igra-pokazhi-emotsii.html
  • https://orechi.ru/razvitie-rechi/emotsii-kartinki-dlya-detej
  • https://Razvivashka.online/games/igry-na-emotsii-dlya-doshkolnikov

Читайте также: Развивающие дидактические игры с предметами для детей в ДОУ: формирование навыков

Оцените статью
Блог про развитие речи