- Дидактические игры: понятие и виды
- Польза дидактических игр
- Развитие речи
- Развитие мышления
- Развитие внимания
- Развитие физических качеств
- Картотека дидактических игр для младшей группы детского сада
- Дидактические игры по изучению цветов для детей раннего возраста
- «Перестановки»
- Картотека дидактических игр для средних групп детского сада
- Детские музыкальные инструменты своими руками
- Шум дождя
- Кастаньеты
- Шумовые музыкальные инструменты
- Барабан
- Организация и структура дидактической игры в группе раннего возраста
- Временной план игры
- Таблица: пример конспекта дидактической игры в первой младшей группе
- Картотека дидактических игр для старших групп детского сада
- Дидактические игры для развития связной речи у дошкольников
- Дидактическая игра своими руками
- Тактильные крышки
Дидактические игры: понятие и виды
Образовательная игра — это вид образовательной деятельности, организованной в игровой форме. Классы реализуют принципы игрового и активного обучения, подчиняются ряду определенных правил, имеют строгую структуру и систему инструментов контроля и оценки.
Дидактические игры для детей 2-3 лет: как развить ребенка.
Рассматриваемые игры, а также подвижные, музыкальные, создаются взрослыми (воспитателем, родителем) и предлагаются в готовом виде. Сначала дети осваивают игру с помощью ее разработчиков, изучают правила, нормы действий и со временем, усвоив необходимый контент, начинают играть в нее самостоятельно.
Такие классы являются одними из основных в дошкольных образовательных организациях, поэтому используются воспитателями на всех этапах развития детей: первая младшая группа (2-3 года), вторая младшая группа (3-4 года), средняя — 4 года. -5 лет, старшие — 5-6 лет, подготовительные — 6-7 лет.
Правильно организованные дидактические игры развивают:
- умственные и познавательные навыки: дети усваивают новую информацию, обобщают и закрепляют ее, расширяют свои знания о различных предметах, явлениях окружающей действительности, о растительном и животном мире. Развивается память, всевозможное внимание, наблюдательность, дети учатся выражать суждения и выводы;
- речь — в речевой деятельности восстанавливается и пополняется активный словарный запас;
- социальные и моральные ценности — дети учатся взаимоотношениям между собой и взрослыми, между объектами живой и неживой природы, дети учатся сопереживать, уступать друг другу, быть справедливыми, внимательными по отношению к другим.
Обычно рассматриваемые игры делятся на 3 основные группы:
- Игры с предметами (игрушками) направлены на непосредственное восприятие вещи и действия с ней, поэтому ребенок знает характеристики этого предмета, его форму, цвет. Работая с разными игрушками, дети могут сравнивать их друг с другом, находить общие и разные. Этот тип задания позволяет организовать самостоятельную деятельность, развить способность быть занятым и не мешать другим в группе.
- Печатные настольные игры — направлены на знакомство с окружающей действительностью, флорой, фауной, явлениями живой и неживой природы. Подобные задания способствуют развитию языковых навыков, логики, внимания, учат моделировать жизненные ситуации, принимать решения, тренируют навыки самоконтроля.
- Игры в слова: развивайте мышление и язык дошкольников. Эти игры основаны на разговорной речи, что позволяет тренировать способность решать различные мыслительные задачи: описывать свойства и характеристики вещей или явлений, выделять их основные характеристики, сравнивать разные предметы (явления) между собой, угадывать их по описанию.
Развивающие игры для детей (2–3 года и старше) проводятся воспитателем или родителями, при этом организация деятельности заключается в ознакомлении с содержанием и правилами игры, ее ходом действий, наглядным примером того, как играть. Игра заканчивается подведением итогов и анализом, который позволяет выявить индивидуальные особенности детей.
Польза дидактических игр
Рассматриваемые игры развиваются:
- речь: дети слушают речь взрослого и других дошкольников, затем словарный запас пополняется. Кроме того, дети отвечают на вопросы, что-то описывают, рассуждают, затем имеющиеся голосовые данные обучаются, совершенствуются;
- мышление — дошкольники расширяют свои знания об объектах, явлениях, растительном и животном мире, узнают новую информацию, могут сравнивать имеющийся опыт с приобретенным, тренировать память, логику, математические навыки;
- внимание — дети тренируют навыки слушания и понимания того, что нужно делать, как правильно играть, затем они становятся более внимательными, сосредоточенными, умеют регулировать свои действия;
- физические качества — происходит развитие двигательной системы, дети становятся подвижными, активными, учатся контролировать свои движения, управлять ими, психика ребенка формируется в плане способности к активности.
Развитие речи
Рекомендуется выбирать дидактические игры, направленные на развитие языковых навыков, с учетом возрастного показателя. Такие занятия пополняют активный словарный запас детей и учат учеников старшей группы выделять звуки.
Развивающие игры для детей 2-3 лет:
- «Древесина». Цель — развить умение употреблять предлоги в речи, активировать ранее полученные языковые навыки. Описание: Учитель читает короткое стихотворение и наглядно показывает, что ВКЛ находится наверху, а НИЖЕ — внизу. После игры обсудите с детьми, что еще ВКЛЮЧЕНО и НИЖЕ. Текст:
- Высоко в небе — облако
- А внизу — под облаком — река.
- Высоко на дереве — листья
- А внизу — под деревом — цветы.
- «Кукла спит». Цель состоит в том, чтобы развить навыки речи и слуха. Дополнительный реквизит — кукла и колыбельная (кровать). Описание — задача дошкольника уложить куклу в постель: встряхнуть, спеть колыбельную, положить в кроватку и накрыть одеялом. Следующий этап игры: учитель объясняет, что пока кукла спит, нужно говорить тихо, чтобы не разбудить ее. В этом случае нужно вывести дошкольника на разговор, попросить его о чем-то рассказать. Последний шаг — объявить, что кукла проснулась, и теперь вы можете говорить в полный голос.
Классы для дошкольников 4-5 лет:
- «Где я могу что-то сделать?» Цель состоит в том, чтобы развить способность использовать глаголы в речи, навыки слушания, социальные и моральные ценности. Описание: дети отвечают на вопросы учителя: «Чем можно заняться на детской площадке?» (расслабиться, поиграть, покататься на горке, побегать, пообщаться и т д.), «Что можно делать на природе (в поликлинике, в деревне и т д)?».
- «Что что что.» Цель — развить умение употреблять в речи определения различных предметов, явлений, активировать имеющийся словарный запас. Описание: педагог называет слова, а дошкольники по цепочке называют характерные свойства этих слов. Например: кошка — ласковая, полосатая, пушистая; пальто — тёплое, осеннее, коричневое.
Игры для старшей группы:
- «Гласные звуки». Цель состоит в том, чтобы развить способность отделять гласные звуки от состава слова. Описание: педагог называет слово, состоящее из одного, двух или трех слогов (все зависит от индивидуальных способностей дошкольника), дети на слух определяют звуки гласных и называют их.
- «Лишнее слово». Цель — развитие слухового внимания, обогащение словарного запаса и уточнение лексического значения. Описание — учитель называет цепочку слов, задача учеников — найти еще одно слово и объяснить свой выбор. Например: октябрь, январь, лето, июнь, август; джинсы, платье, туфли, свитер, пальто.
Развитие мышления
Дидактические игры, направленные на развитие мышления, пригодятся не только детям 2-3 лет, но и средним и старшим группам. Грамотно организованные занятия способствуют формированию всех этапов интеллектуального становления мысли.
Развитие внимания
Развивающие игры для детей (от 2 до 3 лет) на развитие внимания тренируют умение внимательно слушать учителя, следить за ситуацией в группе, что в свою очередь приводит к запоминанию необходимой информации.
Упражнения для дошкольников:
- «Много». Цель — тренировать зрительное внимание, мышление, развитие речи. Дополнительный материал: сопоставление карточек с картинками, один набор карточек остается у учителя, второй набор раздается детям (каждому по карточке). Описание — учитель показывает карточку, ребенок, у которого такая же картинка, быстро берет свою карточку и описывает ее.
- «Угадай, что делать». Цель — тренировать слуховое внимание, умение соотносить свои действия с действиями учителя. Дополнительный материал: бубен, цветные флажки для каждого ребенка. Описание — воспитатель берет бубен, дети собирают флажки. Если бубен громко играет, дошкольники машут флажками, если тихо, держат руки на коленях.
Игры для средней группы:
- «Пуговицы». Цель — развитие памяти и внимания, умение запоминать предметы. Материалы: пуговицы, шахматная доска. Описание: ученики делятся на пары, каждому дается свой набор кнопок. Первый игрок повсюду размещает на своем игровом поле три кнопки, второй игрок запоминает положение кнопок, предметы закрыты, а второй игрок повторяет положение кнопок на поле, после чего проверяется правильность действия. Потом игроки меняются, второй ставит кнопки, а первый запоминает. Игра может быть сложной: 1) выставить не 3, а больше кнопок, 2) выставить время для запоминания и воспроизведения паттерна.
- «Шумные образы». Цель — развить непроизвольное внимание. Материал: листы бумаги, на которых изображены различные предметы с линиями. Описание: дети смотрят картинки с разными картинками и должны назвать нарисованные на них предметы. Усложнение задания: ученики сначала запоминают предметы, а затем вспоминают их наизусть.
Задачи для старших дошкольников:
- «Найди отличия». Цель — тренировать способность изменять и произвольно распределять внимание. Материал: карточка с изображениями, имеющими отличия. Описание: Задача ребенка — найти все отличия. Вы можете усложнить упражнение, выбрав изображения, отличающиеся некоторыми деталями.
- «Строители». Цель — тренировать навыки наблюдения, распределения и концентрации внимания. Материал: открытки с 4 рисунками, карандаш. Описание — на карточке 4 рисунка — 1 полностью завершен и 3 других не содержат деталей, задача ребенка — закончить оставшиеся рисунки так, чтобы получилось 4 одинаковых изображения.
Развитие физических качеств
Развивающие игры для детей (от 2 до 3 лет) для тренировки физических качеств необходимы для общего развития дошкольника. Физической нагрузке можно заниматься не только на уроках физкультуры, но и в группе или дома.
Выполняя упражнения, дети учатся координировать свои движения, становятся более выносливыми и здоровыми.
Игры для младших школьников:
- Зеркала. Цель — закрепить способы ходьбы, прыжков, бега и других движений, развивая способность изобретать новые движения. Описание: дети образуют круг, они будут «зеркалами», ведущий находится в центре круга и показывает движения, остальное повторяется за ним. Кто повторяет лучшее, становится лидером.
- «Злой шар». Цель — развить умение метать спортивный инвентарь обеими руками из груди. Описание: дети встают на намеченную линию и выполняют действия под стихотворение, которое произносит педагог:
Нежно обнимаем мяч
Случайно удалим это.
А теперь вместе обновляем:
Надо пощадить его!
Упражнения для средней группы:
- «Кто торопится». Цель — развитие скорости реакции, формирование умения слушать и понимать условия деятельности, правильно выполнять все действия. Описание: разделите детей на группы, поставьте круг перед группами, первым из каждого столбца возьмите круг, поднимите его над головой и опустите к телу на полу, перепрыгните пулю и пройдите до конца колонны. Педагог внимательно наблюдает за всеми группами и ставит флажки тем, кто правильно выполнил упражнение. Побеждает группа с наибольшим количеством флагов.
- «Мышеловка». Цель — развить скорость реакции, умение ориентироваться в новых ситуациях. Описание — 2 группы сформированы детьми, 1 группа — мыши, из 2 групп созданы 3 кружка — мышеловка, задача детей — поймать всех мышей. Учитель — ведущий игры, он озвучивает действия: мыши бегают по мышеловкам, но как только учитель говорит «Стоп», мышеловки закрываются, пойманные «мыши» превращаются в круг.
Задачи для старших дошкольников:
- «Сова». Цель — развить координацию движений. Описание — группа разделена на 2 команды — бабочки и пчелы, 1 ребенка выбирает сова. По команде учителя — «день», команды бегают по поляне, «ночь» — все дети замирают, сова идет на охоту и ловит переехавших. Игра заканчивается, когда сова ловит 2-3 бабочек или пчел.
- «Жмурка». Цель — тренировать способность ориентироваться в космосе. Описание: Дети образуют круг, выбираются два игрока: одному завязывают глаза, а другому дают колокольчик. Задача первого игрока — поймать второго с закрытыми глазами.
Картотека дидактических игр для младшей группы детского сада
«Что это за тема?» (игра с игрушками, предметами) — дети достают из мешка различные предметы и называют их, описывают характеристики.
«Найди одинаковые предметы» (настольная игра): детям выдаются карточки с разными изображениями, среди которых они должны найти одинаковые.
«Помощники Оли» (каламбур) — воспитатель берет куклу и спрашивает детей, указывая на руки: «Что это?» (руки), «А что они делают» (взять, нарисовать…). И так во всех частях тела.
Дидактические игры по изучению цветов для детей раннего возраста
Развивающие игры помогают познакомить дошкольников с основными цветами и их оттенками. Сначала дети изучают красный, синий и желтый, затем добавляются оранжевый, зеленый и черный.
Базовые дидактические игры с детьми:
- Играйте с предметами: дети должны сопоставить цвета двух предметов. Например: положить цветные карандаши в баночки соответствующего цвета; сделайте в обувной коробке несколько цветных карманов и положите в них камни; посадить бабочку на цветок такого же цвета и т д.
- Настольные игры: дети должны подобрать для чего-нибудь правильный цвет. Например: приготовьте формочки с фруктами, деревьями, цветами и другими предметами и попросите детей выбрать подходящий цвет из кусочков цветной бумаги (яблоко — красный, шар — желтый, ель — зеленый); возьмите скрепки того же цвета, что и рисунок.
- Игры в слова: дети должны описывать цвета, которые они видят. Например: педагог показывает дошкольникам рисунок и просит их назвать цвета, которые использовал художник. Эта задача может быть усложнена, если будут использованы не только детские рисунки, но и репродукции картин.
Изучив основные цвета, переходим к изучению оттенков, от светлых до темных тонов. Здесь можно использовать самостоятельно подготовленные палитры и прищепки с цветами, дать задание: выбрать прищепку под соответствующий цвет палитры; или собрать гусеницу разных оттенков, например, от красного до оранжевого и желтого.
«Перестановки»
Детский возраст — от 3-4 лет — легкие задания на 3-4 ячейки «Шкатулки», 4-7 лет — задания на 4-10 ячеек «Шкатулка-ковер».
Цели игры:
— тренировать и совершенствовать умение изучать условия проблем, умение планировать решение проблем, умение осознанно решать проблемы до конца;
— развивать внимание, память, мышление, наблюдательность, концентрацию, зрительное восприятие;
— развивать умение ориентироваться в самолете — влево, вправо, вверх, вниз, вправо вверх — Павлин, вправо вниз — Пони, влево вверх — Лев, влево вниз — Лань;
— развивайте навыки счета — количество шагов в клетках, вычитайте меньшее число из большего.
Материалы и оборудование: «Коврик ларца», номерные карточки любого варианта (номера животных, числа из игры «Прозрачный номер», «Домино», серия чисел на ковре).
Ход игры.
Вариант 1. Для старшеклассников младшего школьного возраста.
На «Ковре-шкатулке» в первом ряду в каждой ячейке выше по порядку находятся числа от 1 до 10. Отсутствует одно из чисел: 1, 2, 3, 4, 5, 6,…, 8, 9, 10. (№ 7).
Во второй строке числа от 1 до 10 расположены в случайном порядке. Ни один номер не такой, как в первой строке. 2, 5, 6, 1, 3,…., 10, 4, 8,9 (п. 7).
Задача: переставить числа во втором ряду так, чтобы они были такими же, как в первом, в порядке возрастания.
Условие: вы можете ввести только одну цифру на пустом месте.
Игровая ситуация: одинаковые числа (звери-числа) гуляли парами по дорожкам Ковровой поляны, но один из них захотел себя побаловать и сбежал от друга, а потом заблудился. Давайте поможем ему найти и связаться с его другом.
Вопросы для детей:
— соседи чисел в первой строке; кто за каким номером; кто стоит перед определенным числом; кто стоит между двумя числами; кто стоит после определенного числа; кто пятый (любой) с конца.
— кто занимает первое место во втором ряду; кто 2-й, 3-й, 4-й и т д .; кто до 5, после 4, после 7, между 4-6 и так далее
— какое число вверху справа от 6 во втором ряду; нижний левый из 5 в первом ряду; любой вопрос по спортивному ориентированию — Лев, Павлин, Пони, Самка;
— какое число отсутствует в первой строке? — 7;
— какой пробел во второй строке пуст? — 6 ячеек;
— где здесь номер для ввода? — цифра 6 находится в 3-м квадрате;
— какую фигуру мы можем поставить на ее место? — 6;
— как это сделать? — переместитесь вправо 6 на 3 клетки;
— как проверить, правильно ли мы поступили? — 6-3 = 3 шага вправо;
— какую следующую фигуру мы можем поставить на ее место? Какая ячейка пуста? — в поле 3 поставить цифру 3;
— где сейчас номер 3? — на 5 ячейке;
— как нам его переместить? — слева от 2 ячеек;
— как проверить? — 5-3 = 2 шага влево;
— какая ячейка стала пустой и какой номер в нее можно ввести? — в пятом поле можно ввести цифру 5;
— где сейчас 5? Как переставить на место? — цифра 5 находится во второй ячейке, переставьте ее на 3 ячейки вправо;
— как проверить? — 5-2 = 3 шага вправо;
— что мы будем делать дальше? — ячейка 2 пустая, введите цифру 2, теперь она в 1 ячейке, переместите ее на 1 шаг вправо, отметьте 2-1 = 1 шаг вправо;
— Что мы делаем дальше? — ячейка 1 пуста, цифра 1 находится в ячейке 4, ее нужно переставить на 3 шага влево, отметьте 4-1 = 3 шага влево;
— следующие действия? — ячейка 4 пустая, цифра 4 находится в ячейке 8, ее нужно переставить на 4 шага влево, отметьте 8-4 = 4 шага влево;
— Что дальше? — ячейка 8 пуста, цифра 8 находится в ячейке 9, нужно переставить ее на 1 шаг влево, выберите 9-8 = 1 шаг влево;
— дальше? — ячейка 9 пустая, в ячейке 10 стоит цифра 9, нужно переместить ее на 1 шаг вправо, отметьте 10-9 = 1 шаг вправо;
— а какая фигура неуместна? — число 10, оно в седьмой ячейке, нужно сдвинуть вправо на 3 шага, отметьте 10-7 = 3 шага вправо;
— теперь все числа на своих местах, в первом и втором ряду одинаковые? — Ага;
— какой номер отсутствует в обеих строках? — 7.
Вариант 2. С 3-х лет.
На «Ковре-шкатулке» в трех ячейках первого ряда размещены любые две фигуры (это могут быть: изображения геометрических фигур, предметов, букв, цифр, людей, персонажей «Пурпурного леса», животных, транспорта — на любые предмет изучается на данный момент в группе).
Во втором ряду, под ними, в трех ячейках, те же две фигуры расположены в разном порядке (например, в 1-м ряду — квадрат, пустая ячейка, кружок; во 2-м ряду — пустая ячейка, круг, квадрат).
Задача: переставьте фигуры во втором ряду так, чтобы они были в том же порядке, что и в первом ряду.
Условие: вы можете разместить фишку только на пустом месте.
Дети могут по очереди переставлять фигурки на ковре Scrigno; Воспитатель побуждает детей произносить необходимые действия: какая ячейка свободна, что там разместить, где находится желаемая фигура, как фигурку можно разместить — сколько ячеек нужно переместить вправо и влево.
Для детей, успешно выполняющих разные варианты заданий и упражнений, в игре задействовано больше ячеек: 4, 5, 6 и до 10.
Вся группа детей на своих «Миниларчиках» выполняет ту же работу, что и «Коврик из шкатулки». Сначала вы можете попросить детей сами переставить фигуры на ковриках. Затем проверьте, как это получилось на ковре, каждый раз ребенку приходится произносить свои действия: какая ячейка пуста, какую фигурку туда поставить, где эта фигурка, как ее переставить в пустой ячейке.
У каждого ребенка могут быть разные варианты решения задач в зависимости от расположения фигур. Когда дети справляются с легкими заданиями на 3 ячейки, мы увеличиваем количество ячеек с 4 до 10.
Картотека дидактических игр для средних групп детского сада
В средней группе список игровых карт может быть составлен по темам:
- «Ребенок и здоровье». Для изучения распорядка дня детям предлагается посмотреть картинки с картинками распорядка дня и расположить их по порядку и прокомментировать: утро начинается с упражнений, завтрака и т.д. Такая игра знакомит детей со стилем здорового образа жизни, развивает язык, внимание и память.
- «Здоровая пища». Вспомнить фрукты и овощи помогут следующие игры: дети достают из пакета манекен продукта и описывают его («это яблоко, оно круглое, красное, гладкое); учитель называет характеристики фрукта / овоща, а дети угадывают его; дети пробуют продукты с закрытыми глазами и называют их, они говорят, какой вкус у фруктов / овощей.
- «Опасные предметы». Цель этих игр — познакомить детей с опасными предметами, в которые нельзя играть или брать с собой без разрешения взрослых. Например: учитель готовит карточки с опасными и безопасными предметами и просит учеников разделить их на две группы, объясняя свой выбор. Вы можете усложнить задачу, предложив рассказать детям, к каким травмам могут привести опасные вещи (порезы, синяки и т.д.).
Детские музыкальные инструменты своими руками
также важно развивать у малыша музыкальный слух. Для этого создайте учебные пособия по игре, представленные ниже.
Шум дождя
Для его воссоздания вам понадобятся:
- картонная труба из бумаги для выпечки или пленки;
- ножницы;
- шило;
- зубочистка;
- клей;
- цветная лента;
- картон;
- хлопья.
Пробейте шилом несколько отверстий на поверхности картонной трубки.
Чем их больше, тем больше инструмент будет напоминать звук дождя. Теперь вставляем в эти отверстия зубочистки, фиксируем их каплями клея. Обрежьте острые концы деревянных шпажек на одном уровне с картонными трубками, чтобы они не выходили за края. Дно накройте куском картона, закрепите кусочком малярного скотча.
Экспериментально выясните, сколько крупы нужно, чтобы при встряхивании инструмент издавал звуки, похожие на звук дождя. Можно добавить гречку или рис, но лучше всего пшено. Верхнее отверстие трубки закройте картонным кружком, также закрепите цветным скотчем.
Вы также можете сделать еще один шумовой инструмент.
Кастаньеты
Для этого достаточно взять:
- лист картона;
- ножницы;
- надежный клей;
- пробки для бутылок из пластика или железа.
Вырежьте из картона прямоугольник, чтобы ребенку было удобно держать его, сложив пополам. Приклейте крышки к первому и второму краям этой заготовки. Ребенок сложит картон, стукнет одну половину об другую.
Если у вас большие кнопки, используйте две. Пришейте каждую резинку так, чтобы ребенок мог положить их себе на пальцы и постучать ими друг о друга.
Металлические крышки на картоне будут издавать более пронзительные звуки.
Из других материалов можно сделать шумный музыкальный инструмент. Они будут использовать скорлупу грецких орехов, банки из-под кофе и другие отходы, которые обычно выбрасывают.
Шумовые музыкальные инструменты
Для этого возьмите:
- два рулона туалетной бумаги или пустые металлические банки вместо кофе;
- крупы или мелкие косточки;
- бусы;
- картон;
- цветная бумага;
- канцелярские резинки.
Особенности изготовления:
- Если вы используете рукава от туалетной бумаги, приклейте к их задним концам картонную чашку.
- Накройте их листом цветной бумаги, закрепив резиновыми лентами.
- Насыпьте внутрь мелкие камешки, бусинки, песок или крупинки, зафиксируйте это отверстие таким же образом.
- Если вы используете пустые банки из-под кофе, после наполнения зафиксируйте их таким же образом только с одной стороны.
Не давайте эти игрушки детям младше 3 лет. Не забывайте и о старых, так как в этих шумовых инструментах есть немного наполнителя.
А вот еще одна забавная вещица из барахла.
Чтобы сделать эту музыкальную рогатку, возьмите:
- деревянный рогулин;
- наждачная бумага;
- тонкая резинка;
- желудевые шляпы;
- мелкие металлические пуговицы на ножках;
- шило;
- ножницы.
В каждой шляпке желудей проделайте шилом сквозные отверстия по 2 штуки. Проденьте резинку в иглу с толстым ушком. Нанизывайте на него колпачки из желудей и небольшие металлические пуговицы.
После того, как фисташки или грецкие орехи съедены, от них остается пучок кожуры. Чтобы не выбрасывать этот мусор, создавайте более громкую музыку, которая звучит как помощь.
Для изготовления трещотки такого типа возьмите:
- плотные нити;
- две палки;
- шило;
- скорлупа фисташек.
Отшлифуйте палки для копий наждачной бумагой, чтобы деталь получилась гладкой. Шилом проделайте в каждой ракушке отверстие, проденьте эти элементы на нитку. Затем вам нужно будет привязать их к одной-двум палочкам.
Интересный звучный музыкальный инструмент получается и из скорлупы грецкого ореха. В них также просверливаются отверстия шилом, здесь продеваются нитки или резинки, потом завязываются сверху. Ребенок начнет раскачивать инструмент, держа его за ручку, получатся интересные звуки.
Барабан
Для этого вам потребуется:
- металлическая банка печенья или чая;
- шило;
- манная крупа;
- тонкая атласная лента;
- 2 гелиевые или шариковые ручки;
- две емкости из-под бахил;
- скотч;
- ножницы.
Мастер-класс по созданию:
- Дно металлической банки посыпьте манной крупой слоем в 1 см, это позволит издавать не слишком громкие звуки.
- Шилом проделайте шилом пару отверстий напротив друг друга на вершине стены, приклейте сюда скотч, закрепите, завязав. Закройте банку крышкой.
- Чтобы сделать палочки для еды, открутите кончик от ручки, сделайте небольшое отверстие в крышке бахилы с помощью ножа. Проденьте корпус ручки, закрутите кончик.
- Закройте крышку бахилы. Если вы хотите получить еще более интересный звук, сначала насыпьте зерна, камешки или бусинки в эти две небольшие емкости.
Для следующей катушки вам понадобятся:
- пустая банка консервов;
- лопнули воздушные шары;
- канцелярские резинки.
Перекиньте над банкой кусок лопнувшего воздушного шара, если есть еще, можете положить их сверху. Закрепите конструкцию резинкой и барабан готов.
Организация и структура дидактической игры в группе раннего возраста
В организацию игры входит:
- подготовка к проведению;
- осуществлять деятельность напрямую;
- анализы.
Во время подготовки игры педагог должен:
- подбирать его, руководствуясь поставленными целями и задачами;
- выбрать удобное место и время (во время организованных познавательных мероприятий, прогулки, утреннего приема) для игры;
- определить количество участников;
- подготовить материал, оборудование;
- думать в ходе игры о методах управления (показать, объяснить);
- провести предварительную работу с детьми.
Временной план игры
Проведение обучающей игры проходит через следующие этапы:
- Вступительная часть (1-2 мин). Детей информируют о содержании игры и показывают учебные материалы, которые будут в ней использоваться.
- Основная часть (6-7 минут).
- Сообщение игрового задания и правил игры. Для самых маленьких правила предельно просты, и их объяснение не займет много времени. Если не все дети сразу понимают правила, педагог еще раз объясняет их в ходе действий.
- Показать игровые действия. Он должен быть четким, понятным и повторяемым на протяжении всей игры.
- Выполнение детьми игровых действий под непосредственным контролем и участием педагога, который не только осознает взаимодействие ребенка и взрослого, но и направляет детей на взаимодействие со сверстниками.
- Подведение итогов (1-2 минуты). Педагог подбадривает всех участников, сообщает, что игровое задание выполнено, старается добиться положительной реакции учеников на результат игры.
Дидактическая игра в группе детей третьего года обучения может длиться в среднем 8-10 минут, но этот рисунок строго не ограничен. Если интерес детей к игре велик, то он расширяется, развивается и может длиться до 15 минут. Заметив, что дети устали, отвлеклись, воспитатель вправе сократить игру раньше.
После игры педагог анализирует ее ход и результаты: что получилось, что не сработало, какие приемы оказались наиболее эффективными и помогли достичь поставленных задач. Следует отметить индивидуальные предпочтения детей в игре и учитывать их в последующих играх.
Анализ игры помогает учителю доработать ее в будущем, обогатить новым материалом.
Таблица: пример конспекта дидактической игры в первой младшей группе
Автор | Шевцова Е.А. |
Имя | «Веселые насекомые» |
Цели игры |
|
Материалы (править | Изображения черного жука, жука-солнечника, круги и квадраты в черно-красном цвете, музыкальное сопровождение. |
Вступительная часть | Воспитатель обращает внимание детей на большого черного жука (рисунок) на ковре. Скажи нам, черный жук, Потому что он пришел к нам внезапно. Жук шевелит усами, Он говорит мальчикам: Мне немного скучно Я потерял своих детей. Не могли бы вы, ребята, Найди моих детей? И тогда мы с тобой вместе Играем, развлекаясь. В: Давайте посмотрим, где прячутся дети черного жука. |
Основная часть | В: Ребята, а какого цвета у нас жук? (Чернить). Какой оно формы? (Круглый). Это означает, что его дети черные и круглые. Посмотрим, есть ли они на лужайке. «Газон» (зеленая ткань или бумага) кладется на стол, а над ним геометрические фигуры, круги и квадраты черного и красного цвета. Дети выбирают черные кружки. В: Почему вы решили, что это детеныши нашего жука? (Они круглые, черные). Мы относим детей к большому жуку. Сколько крупных жуков? (Один). А маленькие? (Много). Какого цвета жуки? (Чернить). А теперь насекомые хотят с нами повеселиться. Играет музыка, дети выполняют произвольные движения, держа в руках тараканов. В: Мы хорошо поиграли с ошибками. Теперь положим их на траву, пусть отдыхают рядом с большим жуком. (Дети размещают круги на зеленом фоне). Пока мы танцевали, к нам подошел еще один жук. (Воспитатель ставит на мольберт изображение божьей коровки). Что это за цвет? (Красный). Мы также находим его детей. Дети ищут круги красного цвета. В .: Ой, как насекомые были счастливы и хотели летать высоко-высоко. А потом тонут, низко летят, близко к земле. Снова высокий! (Дети повторяют движения с насекомыми вслед за учителем). Ставим жуков рядом с их мамой, они по ней соскучились. А потом мы снова поиграемся с нашими ошибками. |
Заключительная часть | Д: Ребята, а кто к нам в гости приезжал? Какого цвета были жуки? Были ли они квадратными или круглыми? Вы нашли тараканов? (Детские ответы). Да, у вас получилось, вы все молодцы! |
Картотека дидактических игр для старших групп детского сада
Дидактические игры в старших группах:
- Игры с предметами: описывайте свойства предметов, находите общие и разные, сравнивайте предметы, задавайте проблемные вопросы. Например, почему не скатывается овал.
- Печатные настольные игры: домашнее задание по математике — подсчет птиц, животных, домашнее задание, чтобы быть осторожным, размышления — подбирать предметы для чего-то (одевать девушку / мальчика, накрывать стол, складывать вещи в шкафы и т.д.), Находить пару для чего-то — или, задания на развитие общественных отношений — изучение различных профессий, способов поведения в общественных местах.
- Каламбуры: называть одним словом группу предметов, явлений, животных, растений, рассказ о профессии родителей, отгадывать загадки, составлять рассказы («продолжить предложение»).
Дидактические игры для развития связной речи у дошкольников
Развитие речи — одна из важных задач педагогики: чем лучше развивается связная речь, тем успешнее ребенок учится, поскольку он умеет формировать и формулировать мысли, умеет использовать речь как инструмент общения и влияния на других люди.
Развивающие игры для развития связной речи:
- «Зоопарк». Цель — развить связную речь, умение описать образ и составить мини-рассказ. Описание: детям выдаются картинки с животными, их задача — внимательно их рассмотреть, а затем, в свою очередь, описать изображенное животное по схеме: посмотрите, что оно ест.
- «Хорошо плохо». Цель — развить связную речь, логическое мышление, умение описывать героев сказки и строить рассуждения. Описание: ученики вместе с педагогом описывают персонажей героев сказок, находят положительные и отрицательные черты характера, обсуждают, что может похвалить тот / тот герой (например, что хорошего в том, что у змеи Горыныча три головы).
Дидактическая игра своими руками
Развивающие игры для самых маленьких:
- «Покормить колобка». Цель — развитие у детей мелкой моторики. Описание: Вам понадобятся два небольших пластиковых контейнера, один из которых должен быть круглым. На крышку приклеиваем забавную мордашку (колобок), на месте рта проделываем дырочку, во вторую банку кладем фасоль. Задача ребенка — накормить колобка, т.е положить фасоль в банку с чашкой.
- «гвоздики и каучук». Цель — тренировка мелкой моторики, зрительного, хроматического и пространственного восприятия, изучение геометрических форм. Описание: Вырежьте из фанеры квадрат нужного размера, раскрасьте его, закрепите канцелярские гвоздики на равном расстоянии по всему пространству, задача ребенка — создавать различные геометрические формы, простые предметы (например, елку) с помощью резинового стола полосы).
Занятия с детьми средней группы:
- «Коробка ощущений». Цель — развитие моторики, воображения, умения идентифицировать предмет по его форме. Описание: Возьмите обувную коробку, сделайте два отверстия в крышке и сшейте тканевые рукава, положите в коробку различные предметы и накройте крышкой. Задача детей — засунуть руки в рукава, найти предмет, отгадать и описать.
- «Музыкальные сладости». Цель — развитие слухового внимания, памяти, мышления. Описание: Положите в яйца различные предметы из-под добрейшего сюрприза: бусинки, крупы, скрепки, выстелите заготовки тряпочкой в виде конфет (у каждого звука должна быть пара). Детская задача — найти одинаковые пары конфет.
Игры для дошкольников:
- «Мир флоры и фауны». Цель — развить умение наблюдать, анализировать, обобщать, прививать любовь к живой природе, уважительное отношение к ней. Описание: вырезать представителей флоры и фауны, наклеить на картон. Детское задание — рассмотреть открытку с животным или растением, описать ее, выделить основные черты и т.д.
- «Мозаика». Цель — развитие внимания, логического мышления, цветового восприятия. Описание: Подготовьте из цветной бумаги различные геометрические фигуры, кроме круга. Задача детей — сделать из этих фигур мозаику таким образом, чтобы одни и те же цвета не соприкасались.
Дидактические игры позволяют развить все важные процессы: речь, внимание, мысль, воображение. Такие занятия полезны не только детям 2-3 лет, но и средним и пожилым группам. Разнообразие игр позволяет учителю выбрать ту, которая будет направлена на развитие каждого ребенка.
Тактильные крышки
сделать их очень легко. Вам понадобятся пустые крышки для детского питания и смесовых тканей. Вырежьте из ткани два одинаковых круга и приклейте их на крышки. Чем больше чехлов и кусочков ткани, тем интереснее будет играть. Вариантов игры может быть много. Самый простой способ — просто прикоснуться к колпачкам пальцами. Затем можно положить часть крышек в специальный пакет. Даем ребенку прикоснуться к одному и просим найти то же самое в сумке на ощупь
- https://kidteam.ru/didakticheskie-igry-dlya-detey.html
- https://deti-club.ru/nastolnye-igry-dlya-detskogo-sada-svoimi-rukami
- https://tutknow.ru/rukodelie/8127-masterim-igrovye-posobiya-dlya-detey.html
- https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovye-tehnologii/didakticheskie-igryi-v-mladshey-gruppe.html
- https://www.chieneva.ru/master-klass-po-izgotovleniyu-igrovykh-posobiy-svoimi-rukami
Читайте также: Блоки Дьенеша своими руками: дидактические игры для детей