Дидактические игры по экологии в старшей группе: содержание и роль ДИ

Роль и задачи дидактических игр по экологии

Защита природы — важная задача для каждого человека. Необходимо сформировать понимание механизмов мира, в котором находятся люди, осознание того, что все в природе циклично, привить сознание во взаимодействии с ее объектами. Это основная задача экологических игр.

Экологические развивающие игры помогают детям

  • формировать знания об окружающем мире;
  • открой свой разум;
  • познакомиться с многогранным миром природы;
  • добиться целостности всей экосистемы, а также единого организма;

Игра помогает формировать знания об окружающем мире

  • отмечать уникальность каждого объекта природы;
  • освоить сложную систему взаимоотношений с окружающей средой;
  • развивать любовь и сострадание ко всем живым существам;
  • помните, что необоснованное вмешательство человека может привести к необратимым процессам в мире растений и животных.

С их помощью учителю легче создать благоприятные условия для решения задач сенсорного развития. Также они способствуют развитию у воспитанников детского сада наблюдательности, любознательности, любознательности, формируют интерес к различным предметам окружающего пространства. Развиваются общие навыки: планирование действий, распределение их по времени и между участниками игры, оценка результатов.

Проявление любви к природе, внимательного и заботливого отношения к ней, а также возникновение осознанного поведения становятся целью обучения.

Формирование любви к природе — одна из задач воспитания

Внимание! Образный характер мышления, свойственный дошкольному возрасту, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, в основном, на основе прямых впечатлений. Вот почему так важно стимулировать наблюдательность в игре и во время прогулки, направлять впечатления ребенка.

Виды развлекательных мероприятий могут быть следующие:

  • тема;
  • настольная печатная;
  • мобильный;
  • с мячом;
  • словесный.

Lapbook пробуждает у детей интерес к познавательной деятельности

Также рекомендуется совместно производить на каждый сезон ноутбук, который будет содержать всю изученную информацию. Чтобы дети могли посмотреть на него, потрогать и повторить то, через что они прошли. Стоит организовать выставку поделок из натуральных материалов, сделанных в домашних условиях вместе с родителями.

Ход игры:воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

— Что будет с остальными жителями? Что, если птицы исчезли? Что делать, если ягод не хватает? Что делать, если нет грибов? Что делать, если зайцы ушли из леса?

Оказывается, лес не случайно собрал своих жителей. Все растения и животные леса связаны друг с другом. Они не могут друг без друга.

Карточка номер 31

«Капли идут по кругу».

Цель: закрепить знания о круговороте воды в природе.

Ход игры: педагог предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капли дождя. (Музыка напоминает звуки дождя) Учитель произносит волшебные слова и игра начинается.

Воспитатель говорит, что она мама Тучки, а мальчики — ее маленькие дети, пора им путешествовать. (Музыка). Капли прыгают, разлетаются, танцуют. Мама Тучка показывает им, что делать.

Капли упали на землю. Прыгаем и играем. Им стало скучно прыгать по одному. Они собирались и текли веселыми ручейками. (Капли образуют ручей, держась за руки.) Ручьи сошлись и превратились в великую реку. (Ручьи соединены в цепочку.) Капли плавают в большой реке, они путешествуют. Река текла и впадала в океан (дети реконструируют хоровод и двигаются по кругу). Капли плавали и плавали в океане, а потом они вспомнили, что Мать Облака велела им идти домой. А потом солнышко просто пригрело. Капли стали легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки). Они испарились под лучами солнца, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, выступили хорошо, воротники прохожих не лезли, не брызгали. А теперь оставайся со своей матерью, она скучала по тебе.

Карточка номер 32

«Я знаю это».

Ход игры: дети встают в круг, в центре учитель с мячом. Воспитатель бросает ребенку мяч и называет класс предметов в природе (животных, птиц, рыб, растений, деревьев, цветов). Ребенок, который ловит мяч, говорит: «Я знаю пять названий животных» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.

Аналогично названы и другие классы природных объектов.

Карточка номер 33

«Что это?»

Ход игры: учитель думает об объекте живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если дети догадались, они думают о следующем предмете, если нет, список признаков увеличивается. Например: «Яйцо» — овальное, белое, хрупкое, сверху твердое, внутри густая жидкость, питательная, находится в Фермерский двор, в лесу, даже в городе, рождаются его птенцы.

Карточка номер 34

«Узнай птицу по ее очертанию».

Ход игры: детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют их перелетными или зимующими птицами.

Карточка номер 35

Жить — не значит жить.

Did.task: закрепить знания о живой и неживой природе.

Ход игры: учитель называет предметы живой и неживой природы. Если это объект одушевленного характера, дети — машут руками, если объект неодушевленной природы — присядут.

Связанные публикации:

Лист дидактических игр «На лесной поляне» для детей младшего дошкольного возраста
Учебная игровая таблица «На лесной поляне» для младших дошкольников Представляю Вам цикл игр с методическим материалом «На лесной поляне» для младших дошкольников. Игры направлены на развитие.

Развивающая игровая доска для детей дошкольного возраста
Карточка развивающих игр на развитие дыхания для дошкольников 1. Дидактическая игра «Снегопад». Дидактическое задание. Сделайте более глубокий вдох и более длинный выдох. Игровое задание. Рассказывать.

Дыхательная развивающая обучающая игровая доска для детей дошкольного возраста. Часть 2 1. Дидактическая игра «Поезд». Цель: развить голосовое дыхание в процессе произнесения предложений. Оборудование: словосочетания — «колесницы», сюжет.

Дыхательная развивающая обучающая игровая доска для детей дошкольного возраста. Часть 3 1. Дидактическая игра «Листопад». Цель игры: развить более глубокий вдох и более длинный выдох. Оборудование. Листья тонкие.

Карточка развивающих игр на тему «Растения» для дошкольников
Лист дидактических игр на тему «Растения» для дошкольников Посидим дома с пользой. Развивающие игры для дошкольников в детском саду и дома. Тема: «Растения» 1. Дидактическая игра.

Лист развивающей игры «Осенние листья» для детей младшего дошкольного возраста
Лист обучающих игр «Осенние листья» для младших дошкольников Представляю вам несколько обучающих игр для младших дошкольников с осенними листьями, цель игр — сенсорное развитие.

Развивающая игра-доска с правилами дорожного движения для дошкольников старшего возраста
Файл карточек развивающих игр по правилам дорожного движения для старших дошкольников «Обучение дорожным знакам» Цель: продолжить закрепление у детей знаний о дорожных знаках, светофорах. Материал: большие и маленькие карточки с.

Развивающая игровая доска ПДД для старшего дошкольного возраста
Настольная развивающая игра по правилам дорожного движения для старшего дошкольного возраста «Мы — водители» Задачи: Научить понимать дорожные символы и их характеристики (на примере дорожных знаков увидеть его основные.

Библиотека изображений:

  • Экология
  • Обучение грамоте
  • Геометрические фигуры
    Рекомендации психологов и педагогов

Психологи рекомендуют изучить особенности дошкольников, особенно 5-6 лет. Нужно понимать, что в этот период студенты уже умеют рассуждать, с пользой применяют свои знания. Анализ постепенно выходит за рамки визуального опыта, и ребенок расширяет свой кругозор. Следовательно, с детьми нужно общаться позитивно, а не «шепелявить». Кроме того, не мешайте детям проявлять свое воображение.

В этом возрасте ребенок уже умеет придумывать рассказ с определенной последовательностью и эпилогом. Однако учитель не должен забывать о своей роли и иерархии. Группа должна понимать, что это не просто неконтролируемая игра, а упражнение, проводимое взрослым, то есть учителем. Педагоги рекомендуют изучать новые техники и упражнения.

Дидактические игры по экологии в старшей группе. Карточка с целями

Следует учитывать, что современные дети более прогрессивны, даже в 5-6 лет многие из них прекрасно умеют пользоваться планшетами, компьютерами и многими другими устройствами. Это значит, что иногда стоит больше внимания уделять развитию зрительной активности, мелкой моторики рук.

Методы работы с детьми должны постоянно совершенствоваться, чтобы помочь детям правильно развиваться и подготовиться к переходу на новый этап: посещение школы.

Следовательно, ребенок должен постепенно учиться дисциплине. Конечно, родители тоже должны много работать. Родителям учеников могут быть предоставлены игры и другие материалы, чтобы они могли закрепить результат дома.

Следовательно, развивающие игры по экологии, которые проводятся в старшей группе детского сада, приносят большую пользу и способствуют разностороннему развитию воспитанников. Существует множество различных идей. Наиболее эффективны игры с мячом и яркими карточками.

Организация игр

Развивающие игры по экологии можно сократить в старшей группе на фоне нехватки времени у воспитателей. Однако любая программа дошкольного образования включает аналогичные упражнения. В обязанности учителей входит правильное распределение времени. Например, дидактические игры можно проводить во время гигиенической обработки помещения, когда детям необходимо временно занять детей.

Организация игровой деятельности в дошкольных учреждениях включает:

  • Создание оптимальных условий для обучения детей самостоятельному развитию игровой деятельности. Но если воспитанник детского сада находится в сложной ситуации и нуждается в помощи взрослого, воспитатель всегда должен быть рядом.
  • Тренировка различных игровых навыков. То есть дети должны вести себя культурно, а не создавать конфликты во время упражнений.
  • Поощряйте детей интересоваться более сложными играми, направленными на развитие мышления.

Дидактические игры по экологии в старшей группе. Карточка с целями

Это означает, что педагог должен иметь представление о том, что такое детская субкультура. Также во время такой игровой деятельности педагог должен определить, какой ребенок развил игровую деятельность, а кому нужны дополнительные упражнения. Особое внимание стоит уделить школьникам, которые затрудняются играть роли, исполняют несколько эпизодов сюжета.

На первом этапе организации игры нужно собрать учеников в классе или комнате отдыха и предложить им интересную игру. Как только дети проявят интерес, необходимо объяснить основные правила игры и показать им карточки и другой вспомогательный материал.

Картотека занятий

Создание и красочное оформление открыток необходимы для плодотворной работы с учениками старшей группы детского сада. Сама картотека — это карты, которые будут использоваться во время игр. Они должны быть удобными и большими. Их рекомендуется ламинировать.

Это вспомогательный материал, который позволяет не только лучше удерживать детское внимание, но и значительно облегчает выполнение упражнений и делает их более интересными. Карточки отлично подходят не только для групповых занятий, но и для индивидуальных.

Идеи для дидактических игр по экологии

Дидактические игры по экологии в старшей группе могут быть самыми разными. Вот некоторые из наиболее интересных историй. Некоторые из них используют карты, а другие — другие вспомогательные инвентарь.

С мячом

Это игра в мяч, цель которой — закрепить знания о природных объектах. Во время выполнения упражнения развиваются мышление, внимание (особенно слуховое) и интеллект. Нужен всего один мяч из материала.

Геймплей можно развивать двумя способами:

  1. Учитель бросает ученику мяч и произносит название объекта природы (например, «ласточка»). Ребенок должен поймать мяч, определить, к чему ласточка ближе всего (вода, воздух или земля), и произнести слово «воздух». Следовательно, если учитель говорит «рыба», ребенок должен сказать «вода».

    Дидактические игры по экологии в старшей группе. Карточка с целями

  2. Воспитатель произносит название элемента, и ребенок должен назвать животное, которое ему больше всего подходит.

О животных

Цель этой игры — закрепить умение классифицировать животных. Также во время упражнения вам понадобится мяч. Детей нужно попросить встать в круг.

После этого:

  • Учитель передает мяч одному из учеников, который должен передать его ребенку справа и сказать: «Вот птица. Что это за птица?».
  • Спрашиваемый ребенок называет любую птицу (например, «ворона») и передает мяч следующему игроку справа от него.

Дидактические игры по экологии в старшей группе. Карточка с целями

Когда дети назовут всех птиц, которых они знают (повторить невозможно), вы можете перейти к рыбе, а затем к животным.

О деревьях

Развивающие игры по экологии в старшей группе могут быть очень простыми и сложными. Учитель должен сам руководствоваться тем, какой материал лучше всего подходит для группы. Например, очень интересная игра с карточками, позволяющая научить детей различать деревья по разным признакам. Из учебного материала потребуются карточки с изображением листьев разных деревьев (например осины, ели, рябины и других).

Геймплей выглядит следующим образом:

  1. На занятиях необходимо расставить стулья на небольшом расстоянии друг от друга.
  2. На каждый стул учитель кладет карточки, на каждой из которых изображено дерево.
  3. Раздайте детям карточки с листьями разной формы. Они могут быть в виде картинки, а можно просто вырезать их из цветного картона.
  4. Учитель дает команду: «Раз, два, три: проведите листом по дереву». Мальчики быстро подбегают к нужному стулу.

После этого карты нужно перевернуть и повторить упражнение.

Человек и природа

Это упражнение в игровой форме позволит детям лучше понять, что человек получает от природы. Вам также понадобится мяч для игры. Но сначала учителю нужно поговорить с детьми и уточнить, насколько хорошо они знают, что есть вещи, созданные природой (уголь, газ, дерево и т.д.), Которые люди используют, а также вещи, созданные самим человеком (мяч, игрушки, компьютер, авто).

Дидактические игры по экологии в старшей группе. Карточка с целями

После этого ведущий должен бросить мяч игрокам и спросить: «Что было создано природой?» или «Что сделано человеком?» Дети должны в ответ ловить мяч. Если ученик не может вспомнить, он пропускает смену.

Со снежинками

Цель игры — научить детей определять различные состояния воды. Это положительно сказывается на развитии памяти, на познавательной активности. Из материалов вам потребуются карточки с изображением льда, луж, водопада, озера, снежинок и многого другого. Также вам понадобятся 4 круга, которые символизируют 4 сезона.

Игра очень простая:

  1. Учитель должен расставить кружки и раздать карточки детям.
  2. Далее учитель просит детей сложить карточки в правильный круг. То есть, если у школьника в руках изображение льда или снега, то он должен поместить его в рамку «Зима».

Если карта соответствует более чем одному сезону одновременно (например, водопад подходит для весны и лета), то правильным считается любой из вариантов.

Сложить животное

Эта игра призвана помочь детям узнать больше о домашних животных. Для этого ученики определят наиболее типичные признаки животных. Карты обязательны по материалу. На них должно быть показано несколько домашних животных (каждое животное должно быть повторено на двух карточках). В этом случае копию карты необходимо разрезать на части.

Дидактические игры по экологии в старшей группе. Карточка с целями

Игровой процесс выглядит следующим образом:

  1. Детям раздают разрезанные и целые карточки.
  2. Исходя из всей картинки, детям нужно собрать пазлы.
  3. После этого можно усложнять задачу. Для этого нужно собрать образцы и попросить детей собрать картинки по памяти.

Игра с корзинкой

Цель урока — закрепить знания о том, какие культуры можно собирать в саду, в лесу, в поле. В процессе игры ученики начинают понимать, какие плоды можно выращивать в разных условиях, а какие — самостоятельно. Это позволяет понять, насколько важно сохранять природу. Из учебного материала потребуются карточки, на которых изображены крупы, картофель, грибы, ягоды. Также нужны карточки с изображениями корзин.

Игровой процесс выглядит следующим образом:

  1. Некоторым детям нужно давать «корзины», а другим — «фрукты».
  2. После этого педагог включает веселую музыку, и дети с фруктами рассыпаются по комнате. При этом они сами должны представлять то, что у них на картах. Если на ребенка упал арбуз, то он должен неловко двигаться, раскачиваясь из стороны в сторону. Гриб может спрятаться в траве, а клубника задорно смеется.
  3. Дети, изображающие корзины, должны найти «фрукты» определенной категории (например, грибы и земляника) и принести как минимум 2 из этих изображений. То есть по поведению «плодных детей» они должны понимать, что им нужна карта.

Другие игры

Возникают и другие идеи:

Дидактические игры по экологии в старшей группе. Карточка с целями

Название игры Что требуется Прогресс игры
Угадай, что в сумке Свежие фрукты и овощи следует упаковать в брезентовый мешок. Дети должны по очереди сунуть руку в сумку, взять предмет и на ощупь угадывать, что это такое. После этого ребенок должен показать другим, что именно он искал. Игрок не может заглядывать в сумку. Ему могут завязать глаза или попросить их закрыть.
Выбери что хочешь Карты с разными предметами и изображениями разного свойства. Учитель расставляет изображения и называет некоторые свойства или знаки. Например, «зеленый» или «жидкий». Дети должны показать столько картинок, которые соответствуют этому свойству. Например, лист дерева, вода.
Угадай и нарисуй Веточки или палочки. Учитель отгадывает загадку, а дети должны нарисовать ответ палками на снегу или песке. Это хорошая игра на свежем воздухе.
Цветочный магазин Открытки с изображениями разных цветов (одуванчики, ромашки и др). Ребенок играет роль продавца цветочного магазина. К нему по очереди подходят дети, каждый из которых должен, не называя цветок, описать его так, чтобы продавец дал ему нужную бумагу.
Целебные растения Карточки с изображением простых и лекарственных растений. Сначала необходимо провести урок, на котором говорится о группе лекарственных растений. После этого учитель по очереди показывает карточки, и детям необходимо запомнить, какие растения обладают лечебными свойствами.

Как заинтересовать ребенка

Развивающие игры по экологии в старшей группе должен проводить специалист. Задача учителя — заинтересовать ученика учебным процессом в дошкольном образовательном учреждении. Ребенка следует максимально вовлечь в дидактические и другие игры, в ходе которых он получит необходимые знания и навыки. Начинающие учителя сталкиваются с проблемой, как привлечь и удержать внимание ребенка во время урока.

Есть несколько аспектов, которые помогут решить проблему:

  • В этом возрасте ребенок мало подвержен интонационным и тембральным изменениям голоса учителя. Его гораздо больше интересует событие, на котором он видит так называемые яркие краски или ожидает сюрприз.
  • В ходе уроков педагог не должен монотонно следовать плану. Он может разнообразить свою деятельность, добавив некоторые развлекательные элементы, такие как интерактивная доска, мультимедийный проектор, планшет и многое другое.
  • Начать занятия можно с любой загадочной темы, рассказав ребенку, что у учителя есть что-то интересное, что детям очень понравится. В ожидании расписания дети с интересом выполнят задания.
  • Воспитатель должен понимать, что внимание ребенка непроизвольно. Следовательно, процесс обучения должен проходить в игровой форме. То есть дети должны видеть, что учитель тоже получает удовольствие от игрового процесса.
    Дидактические игры по экологии в старшей группе. Карточка с целями
    Развивающие игры по экологии в старшей группе требуют участия преподавателя. Он в игровой форме подает материал и получает удовольствие от игры.
  • Чем больше интерактивности в игре, тем больший интерес она вызовет у ребенка, так как это позволит ему получить реальный жизненный опыт. В этом возрасте дети любят прикасаться к предметам, пробовать их на вкус и нюхать. Вы можете использовать различные мягкие игрушки, картинки и многое другое.
  • Если в игровом процессе используются карточки с картинками, желательно, чтобы они были ярко раскрашены, раскрашены визуальными эффектами. Ребенку этого возраста нравятся разноцветные воздушные шары, мороженое и многое другое, что выделяется среди обычных вещей.
  • Музыкальное сопровождение также поможет заинтересовать малышку. При выполнении развивающих игр необязательно заставлять детей сидеть на одном месте. Если выбрать подходящую музыку, упражнения сразу станут намного интереснее.
  • Рекомендуется своевременно менять занятия. Необязательно долго удерживать внимание детей на игре, лучше сменить направление. Чем больше будут чередоваться задания и задания, тем легче будет удерживать ваше внимание. При этом следует учитывать, что для ребенка 3-4 лет лимит непроизвольного внимания не превышает 4 минут. На 7 этот показатель может доходить до 12 минут. Поэтому упражнение не следует выполнять более 5-10 минут.

Подвижные игры по экологии

Ниже представлены несколько подвижных игр об экологии.

«Чей листик?»

Цель: уметь отличать деревья друг от друга по знакам.

Учебный материал: бумажные листочки, карточки с изображениями известных детям деревьев.

Формы, методы и средства экологического воспитания

Методика: лучше играть на прогулке, чтобы дети могли сравнить картинки с реальными предметами. На веранде расставлены стулья, на которых расставлены карточки, на которых изображены растения. Ученикам выдаются листки бумаги. Ведущий дает команду: «раз, два, три, беги листом к дереву». Побеждает тот, кто первым нашел совпадение. Затем карты меняются.

Карточка к игре «Чей лист?»

Игры с мячом: «Я знаю»

Цель: упражняться в дифференциации классов объектов природы.

Задания:

  • Развитие памяти, внимания, речи.
  • Формирование умения выделять признаки объекта.

Методика игры на свежем воздухе: все в кругу. Сначала учитель играет роль лидера, затем кто-то из группы. Ведущий называет класс (птицы, рыбы, растения, земноводные) и бросает мяч, ребенок, поймавший ребенка, должен назвать пять представителей класса. Например, пять знакомых птиц.

Упражнения с мячом относятся к малоподвижным

Источники

  • https://vospitanie.guru/ekologicheskoe/didakticeskie-igry-po-ekologii-v-starsej-gruppe
  • https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-didakticheskih-igr-po-yekologi-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-1336495.html
  • https://kidteam.ru/didakticheskie-igry-po-ekologii-v-starshey-gruppe.html

Оцените статью
Блог про развитие речи