- Значение дидактической игры в детском саду
- Понятие дидактической игры
- Структура дидактической игры
- Виды дидактических игр
- Дидактические игры с предметами
- Таблица: пример усложнения игры в зависимости от возраста воспитанников
- Настольно-печатные игры
- Словесные игры
- Каким образом дидактические игры помогают изучать математику?
- Какие виды дидактических игр используются для изучения математики?
- Какую роль играют дидактические игры в математических способностях?
- Как организовать дидактическую игру в домашних условиях?
- Картотека дидактических игр
- Таблица: картотека дидактических игр в младших группах
- Таблица: картотека дидактических игр в средней группе
- Таблица: картотека дидактических игр для старших дошкольников
- Подготовка и проведение дидактической игры
- Таблица: структура конспекта дидактической игры
- Таблица: пример конспекта дидактической игры в средней группе (фрагменты)
- Видео: музыкально-дидактическая игра в младшей группе
- Анализ и оценка дидактической игры в детском саду
- Таблица: образец протокола оценки дидактической игры
- Ключевые разновидности
- Организация досуга детей в ДОУ посредством дидактических игр
- Самодельные ДИ для дошкольников разного возраста
- Создание дидактических игр самостоятельно
- Цели и задачи в разные периоды детства
Значение дидактической игры в детском саду
Минимум необходимых навыков учителя заключается в умении отличать дидактическую игру (ДИ) от других форм игры, в знании ее структуры, типов, основных игровых полей, основных нормативных требований. Используя игровые технологии, педагог не должен забывать, что во время игры ребенок удовлетворяет свои ключевые потребности, осваивает такие виды деятельности, как работа и учеба, развивается и формируется как личность. Поэтому педагог должен ответственно подходить к организации детской игровой деятельности, исходя из элементарных педагогических знаний.
Понятие дидактической игры
Деятельность дошкольников имеет разные формы, одна из них — игровая. Для педагога игра является одновременно средством обучения и воспитания, а также формой организации жизни детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Научно мотивированным и практически подтвержденным является тот факт, что игра является наиболее продуктивной формой работы или воспитательной деятельности (НОД) дошкольников.
НОД в дошкольном образовательном учреждении проводится в соответствии с санитарными нормами и правилами (САНПИН 2.4.1.3049-13), определяющими, в частности, их продолжительность (до 10 минут для детей, до 30 минут для старших возрастных групп). Отметим, что не все игры для дошкольников носят дидактический характер (их еще называют дидактически-предметными или обучающими). С.Л. Новоселова в программе «Истоки» (1997) классифицирует игры по тому, кто является инициатором: взрослый или ребенок. Признаки, по которым легко отличить КИ:
- он всегда будет инициирован взрослым (учителем);
- эта игра имеет цель решить учебную задачу («дидактическая» в переводе с древнегреческого — обучение);
- для детей обучающий характер игры не должен быть очевиден.
В игре дошкольники познают мир и учатся взаимодействовать
педагогу важно понимать, что образовательные результаты, которых он хочет достичь, зависят от того, что дошкольник не осознает необходимость их достижения. В игровой ситуации для ребенка важна такая же возможность активности, успеха, удовольствия. Учебные результаты для него — побочный эффект, обучение происходит непроизвольно. Большая ошибка начинать игру со слов: «Ваша игровая задача — научиться различать цвета и находить предметы по этой характеристике».
Развивающие игры имеют давнюю историю, содержат элементы фольклора и отражают национальные особенности. До наших дней сохранились такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобокая», «Леди» и другие. Предки придавали играм обучающий смысл и образовательный характер, передавая таким образом жизненный опыт из поколения в поколение, подготавливая детей к раннему взрослению. В настоящее время такие игры направлены не столько на подготовку дошкольников к взрослой жизни, сколько на организацию свободного времени.
Структура дидактической игры
Продуктивность ИС предполагает знание ее структуры и понимание связей между основными структурными элементами. Таких элементов 3:
- Учебно-дидактическое задание. В игре педагог ставит конкретные учебные задания, соответствующие форме и содержанию игры, возрастной группе детей: закрепление синонимов в активном словаре ребенка, развитие мелкой моторики, формирование представлений о цвете и многие другие. Какая задача, часто можно определить по названию игры: «Собери пазл», «Угадай музыкальный инструмент», «Назови предмет». Напомним, учебное задание дидактической игры для ребенка скрыто. В процессе игры ребенок 5-6 лет не пытается чему-то научиться, его интересует конечный результат (выигрыш) и удовольствие. Детям даже не интересно выигрывать, им любопытен процесс взаимодействия в игре.
- Игровые действия, то есть способы проявления активности ребенка в игре. Для детей действия в игре очень простые (разобрать / собрать простой предмет; угадать источник звука, найти пару); со стороны старших детей нужны более сложные действия (будьте внимательны, выберите правильный вариант из набора, назовите явление); в детских играх больших групп преобладают действия аналитического и творческого характера (соотносящие, обобщающие, классифицирующие, изобретательные).
- Правила игры. Важно понимать, что правила должны соблюдать все участники, в том числе взрослые. Правила определяются учебно-предметным содержанием игры, поставленными в игре задачами, от них во многом зависят сложность или простота игровых действий. Инициатор определяет правила игры.
Виды дидактических игр
С точки зрения содержания КИ может охватывать несколько предметных областей: естествознание, развитие языка, изучение иностранного языка, математика, безопасность жизни и т.д. В такой форме можно провести любое занятие. Интегрированные игровые действия являются наиболее эффективными.
Некоторые развивающие игры могут включать комплексные задания на развитие речи, окружающего мира, математики и изобразительного искусства
На основании использованного материала учителя делят ИК на группы:
- дидактические игры с предметами,
- настольные игры,
- каламбуры.
Дидактические игры с предметами
Элементы этих игр являются учебным материалом. Игрушки, предметы домашнего обихода, натуральные материалы, предметы искусства и поделки — можно использовать все, что угодно. Креативный подход учителя позволяет организовать отличную игру, используя высокотехнологичные индустриальные игрушки, специальные игровые комплексы (например, подарочный игровой набор Фрёбеля) и любой подручный материал, даже тот, который обычно выбрасывают, как мусор (крышки, ящики с шоколадными яйцами, клочья) и буквально под ногами (листья, камни). Вариантами игр с предметами будут инсценировки, дидактические и дидактические игры с игрушками двигательной ориентации (пирамиды, матрешки, кубики).
В качестве дидактического материала можно использовать обычные камешки, расписанные акриловыми красками
Август Фрёбель — известный учитель немецкого языка. Именно он ввел в повседневную жизнь выражение «дети — цветы жизни». Он исходил из того, что детей должны воспитывать «хорошие садовники».
Игровые наборы, такие как подарки Фробеля, входящие в школьные материалы Монтессори, развивают мелкую моторику, цветовосприятие, логическое мышление и другие навыки дошкольников
Если говорить о решаемых учебных задачах в ходе ДИ с испытуемыми, то, в первую очередь, они развивают мыслительные операции ребенка. Дети развивают аналитические способности, учатся находить точки соприкосновения в предметах и различать их, осваивают навыки манипулирования разными предметами. Игры с предметами расширяют эрудицию и кругозор, обучают самоконтролю поведения, вниманию. Игры, направленные на физическое развитие, улучшают координацию движений, мелкую и крупную моторику.
Педагог, изменяя содержание игры, может получить решения проблем различной сложности. Рассмотрим на примере игры «Замечательная сумка».
Таблица: пример усложнения игры в зависимости от возраста воспитанников
Возраст | Задания | Вариации |
Младшая группа | Учит распознавать и называть предметы. | Используются простые, легко узнаваемые предметы, в небольшом количестве. |
Центральная группа | Развивает тактильные ощущения, учит определять предмет наощупь. | Количество предметов увеличивается, их композиция усложняется, появляются похожие предметы, едва уловимые на ощупь. |
Старшая группа | Сформировать умение составлять описание предмета, придумывать / запоминать загадку или поговорку, объяснять цель / возможность применения. | Для их описания используются предметы, требующие активизации умственной деятельности и творческого потенциала ребенка. |
Настольно-печатные игры
Эти игры помогают решать важные учебные задачи:
- расширить кругозор и прояснить представления ребенка об окружающем мире;
- систематизировать имеющиеся знания;
- развивать мыслительные процессы, логику, внимание;
- стимулировать воображение.
В этой категории самые распространенные игры основаны на паре изображений, которые можно дифференцировать по учебным задачам и трудностям:
- Ученикам младших групп предлагаются картинки для облегчения узнавания.
Такие картинки с изображениями животных созданы для удобного распознавания при работе с дошкольниками - Более сложный вариант той же игры может быть таким: животные представлены не в цвете, а в виде теней и смещены с прежних мест.
На иллюстрации представлена более сложная версия изображений, направленная на распознавание животных по их тени - Самый сложный вариант игры — дети должны угадывать животное по контуру.
На иллюстрации показаны изображения, которые помогают детям узнавать животных по их очертаниям
Помимо игр с картинками, очень популярны и другие настольные игры: различные лотосы, игры типа «Лабиринт», строители, мозаики. В основном это коллективные игры, поэтому они имеют соревновательный эффект, который, например, стимулирует детей проходить лабиринт быстрее. Старшим дошкольникам предлагается все больше обучающих компьютерных игр, полностью отвечающих духу времени; активно внедряется практика использования корпоративных игр в упрощенной версии. Головоломки стали очень популярными.
Головоломка (от англ. Puzzle) — игра сопротивления. Первые головоломки были сделаны из дерева и представляли собой карту Англии, они были изготовлены английским гравером Спилсбери в 1763 году. Эти головоломки использовались в школе как учебное пособие и были очень дорогими. Всего через 100 лет пазлы начали делать из картона и стали широко доступны.
Ассортимент лотерей от разных производителей очень велик, от классических игр до подборок ассоциаций.
Для младших дошкольников подходят простые лотосы, направленные на изучение предметов ближайшего окружения, животного и растительного мира
Более сложные версии игры Лото, которые составляют основу грамотности, счета, понимания окружающего мира и т.д., предназначены для детей больших групп.
Старшим дошкольникам будут интересны игры, содержащие новую информацию
Словесные игры
Для них характерно то, что решение учебной задачи ребенком происходит в виде мыслительного процесса. Во время игры ребенок воображает, фантазирует, мобилизует полученные знания без помощи игрового материала, без какой-либо визуализации. Во время такой игры задействуется слуховой канал восприятия информации, что способствует решению таких задач, как формирование внимания, развитие речи, скорость реакции, понимание юмора, аллегории, аллегории. В силу указанной специфики словесных игр они трудны для детей и чаще всего используются при работе с детьми постарше.
Среди словесных игр много популярных детских стишков, загадок, анекдотов. В качестве познавательного материала для каламбуров педагог может использовать стихи, короткие отрывки из произведений искусства. Педагог может разработать свой вариант игры в слова или использовать готовые разработки, например, Сорокина А.И., Дьяченко О.М и других авторов.
Мяч — атрибут многих каламбуров, позволяющий ученикам по очереди выражать свои мысли
Каким образом дидактические игры помогают изучать математику?
Использование этого типа игр при обучении математике в дошкольных учреждениях позволяет понять некоторые сложные математические концепции. Благодаря наглядному и простому объяснению простых вещей ребенок начинает соотносить определенные термины с действиями или предметами.
- Составьте представление о соотношении чисел и чисел, их количестве и написании. Ребенок должен четко понимать, сколько элементов соответствует каждому числу. Возможность измерить нарисованный шрифт облегчает понимание принципов арифметики;
- Происходит развитие ориентации во времени и пространстве. Получая новый опыт, рассматривая предметы с разных сторон, ребенок учится понимать и воспринимать абстрактные понятия;
- В процессе игры, благодаря постоянному результату определенных действий, ребенок учится делать выводы.
Он позволяет привлечь внимание ребенка к тем темам, которые его не интересуют в повседневной жизни. - Развитие мышления и математических навыков позволяет ребенку видеть новое и интересное в уже изученном материале;
- Через эмоциональное восприятие пробуждается интерес к учебе, что является важным фактором в дальнейшем обучении.
Любое занятие может превратиться в развивающую игру. Необходимо добавить элементы игрового поведения и предложить ребенку не учиться, а играть. Во время игры вы вводите новые термины и концепции, демонстрируя их в действии.
Какие виды дидактических игр используются для изучения математики?
1. Изучите законопроект;
2. Об ориентировании в пространстве;
3. С геометрическими фигурами;
4. Игры на логику и развитие математического мышления.
Какую роль играют дидактические игры в математических способностях?
Благодаря тому, что в дидактических играх происходит изучение различных предметов путем складывания, сортировки и сортировки предметов, ребенок запоминает формы, размеры, цвета и т.д. Начните связывать названные объекты с их изображением.
Решение поставленной в игре задачи требует от ребенка применения имеющихся знаний и стимулирует активную деятельность. Достигая результата, он получает удовольствие от игры и укрепляет положительное отношение к изученному материалу.
На подсознательном уровне у ребенка развивается понимание того, что необходимо приложить усилия для решения проблемы.
Необходимость сосредоточиться и обдумать материал, чтобы получить правильный ответ, развивает у ребенка внимание и наблюдательность. Состояние поиска ответа расширяет внутренний мир ребенка и положительно влияет на его общее развитие.
В процессе игры формирование математических основ происходит в легкой и привычной для ребенка форме. Полученные таким образом знания становятся частью ребенка и быстро начинают применяться им в повседневной жизни.
Геометрические фигуры и игры на счет формируют базовые концепции и помогают запоминать нужную информацию. Научиться считать ребенку, игравшему с числами, легче, так как он уже усвоил основы этих знаний на подсознательном уровне.
Как организовать дидактическую игру в домашних условиях?
Организация обучающих игр, как и другие занятия с ребенком, требует времени на подготовку. Взрослые должны соблюдать определенные правила, которые позволят им достичь поставленной в игре цели.
- Игры проходят в определенное время в детском режиме, когда он сыто, полон энергии и активен. Чаще всего это бывает после завтрака или после обеда.
- Предметы и игрушки, используемые для развивающей игры, должны быть привлекательными, чтобы с ними было желание поиграть.
- Урок должен быть ориентирован на развитие, соответствовать возрасту и потребностям ребенка и побуждать его к действию.
Когда игра соответствует обозначенным критериям и подготовлены все необходимые элементы, необходимо спросить ребенка о его желании играть. Нельзя заставить ребенка делать то, что он не хочет. Если он откажется, расскажите, какая это интересная игра.
Во время игры вы не должны ни на что отвлекаться и отвлекаться. Следите за своим ребенком и его действиями. Поощряйте его что-нибудь сделать. В сложной ситуации подскажите верный выход. Отмечайте успехи вашего ребенка.
После завершения игры поговорите об этом со своим ребенком. Спросите его впечатления. Просмотрите новые знания, которые он получил.
Картотека дидактических игр
Современные дошкольные образовательные учреждения работают в строгом соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). Стандарт предписывает, что дошкольные учреждения должны гарантировать социальное и коммуникативное, познавательное, языковое, художественное, эстетическое и физическое развитие детей (пункт 2.6.). Поэтому при разработке тематического плана календаря для НОД педагог должен учитывать уроки, реализованные в форме ИК. В тематический план должны быть включены игры, отвечающие требованиям стандарта в части учебных заданий.
Таблица: картотека дидактических игр в младших группах
Направление развития ребенка | Имя | Задания | Описание |
Речь | «Великолепный сундук» |
|
Педагог-воспитатель достает из ящика (коробки) различные предметы, дети дают им название или знакомятся с новым предметом. |
«Много» |
|
У учителя есть иллюстрации предметов в единственном числе, у детей похожие изображения, где есть разные предметы. Ребенок, изображение которого совпадает с изображением, показанным учителем, говорит то, что на нем изображено. | |
Познавательный | «Матрешка» | Сформируйте представление об окружающих предметах (форме, части и всем). | Воспитатель предлагает детям выполнять с игрушкой различные действия: рассматривать, собирать, разбирать. |
«Пирамида» | Сформируйте представление об окружающих предметах (форма, цвет, размер, деталь и все). | Педагог собирает несколько разобранных пирамид с разноцветными кольцами и смешивает их. Он дает детям кольцо того же размера и цвета и просит их найти такую же пару для своего кольца. | |
Физик | «Давайте откроем для себя цвет и начнем действовать!» |
|
Воспитатель хранит и раздает детям предметы разного цвета. Покажите предметы того или иного цвета. Если цвет предмета ребенка и учителя совпадает, ребенок выполняет действие (бежит, прыгает и т.д.), Если не совпадает, активность не проявляется. |
«Пустое место» (вариант популярной игры) | Развивайте волевые качества и контролируйте свое поведение. | Участники бегают по кругу с разных сторон. Победитель сидит, например на стуле, проигравший ведет. Водитель выбирает своего спутника. | |
Социально-коммуникативный | «Что выбрала Петрушка?» | Развивать организацию взаимопомощи у детей. | Воспитатель поочередно показывает звуки разных инструментов, затем продолжает эти действия, но за экраном дети угадывают, какой из предметов издает звук. |
«Безмолвные женщины» | Сформируйте готовность к самоконтролю. | После команды «тишина» наступает тишина. Если ребенок смеется, разговаривает или шевелится, покажите ведущему. Поклонники «выкупают» в конце игры. | |
Художественно-эстетический | «Море» |
|
Музыкальный деятель (педагог) исполняет музыкальное произведение, дети рассказывают о своих чувствах, эмоциях, делятся впечатлениями. |
«Собери модель» |
|
Дети собирают картинки из фрагментов с изображениями народных промыслов. |
Таблица: картотека дидактических игр в средней группе
Направление развития ребенка | Имя | Задания | Описание |
Речь | «Горячая холодная» | Правильные антонимы в активном словаре. | Воспитатель произносит прилагательное, ребенок в ответ называет прилагательное с противоположным значением. Можно использовать мяч, другие предметы. |
«Зверь и его детеныш» |
|
Мяч бросает воспитатель ребенку, бросок сопровождается названием взрослого животного, ребенок в ответ зовет щенка этого животного. | |
Познавательный | «Угадай сезон!» | Сформировать представление о планете Земля, ее природе, свойствах объектов окружающего мира. | Воспитатель читает текст, стихотворение, загадку о временах года и спрашивает детей, о каком времени года они говорят. |
«Хорошо плохо» |
|
Педагог излагает проблемную тему (например, снегопад). Дети дают свою оценку явлению. | |
Физик | «Коллекция» | Формирует двигательную активность, координацию, моторику. | Воспитатель говорит детям, что они садовники, а шары — это фрукты, которые нужно собирать в корзины. По очереди дети бросают в корзину «фрукты»: левой рукой — «яблоки», а правой — «груши». |
«Рыбак и рыба» | Тренировать опыт двигательной активности, направленной на развитие координации. | Рыбаки стремятся поймать сачком (веревкой. | |
Социально-коммуникативный | «Давай поздороваемся!» |
|
Учитель и дети говорят о разных способах приветствия как между людьми, так и между животными, они изобретают свои, они их демонстрируют. |
«Расскажите нам о себе» |
|
Ребенка просят назвать свое имя, кратко рассказать о своих увлечениях, привычках и т.д. | |
Художественно-эстетический | «Доделать картину» | Развивайте воображение, воображение посредством визуальной деятельности. | На рисунках объекты прорисованы частично, необходимо дорисовать и раскрасить недостающие части. |
«Нарисуй платок» |
|
В процессе игры ребенок создает простые узоры из различных декоративных элементов. |
Таблица: картотека дидактических игр для старших дошкольников
Направление развития ребенка | Имя | Задания | Описание |
Речь | «Испорченный телефон» | Развивать слуховое внимание, языковые навыки. | Учитель шепчет слово ребенку, сидящему рядом с ним, передает его сидящему рядом ребенку и т.д. Последний игрок называет слово, которое он услышал. После проверки искажения исходного слова определяется, где оно произошло. |
«Дополнительный третий / четвертый» | Усилить способность воспринимать информацию на слух, языковые навыки. | Учитель называет объекты набора и среди прочего называет объект, не принадлежащий к этому набору, который заметил ошибку, объявляет об этом, например, хлопая в ладоши. | |
Познавательный | «Что посажено в саду?» | Сформировать умение классифицировать предметы окружающего мира по указанному признаку. | Воспитатель просит детей ответить утвердительно, является ли названный им объект окружающего мира садовым растением, и наоборот. |
«Комнатные растения» | Он формирует представление о планете Земля, о ее природе. | Дети поочередно, передавая мяч или другой предмет, произносят названия комнатных растений. | |
Физик | «Получите мышь!» | Развивайте ловкость, внимание, координацию движений. | Игроки делятся на 2 группы: мышеловки и мышки. Мышеловки выстраиваются в круг, держатся за руки и по команде вожака поднимают руки. Мыши бегают по мышеловкам. Дети в кружке опускают руки на слово «хлопайте в ладоши». Часть мышей ловится, они становятся в круг. Игра заканчивается, когда все мыши пойманы. |
«Салочки-обнимашки!» | Развивайте ловкость, внимание, координацию движений. | Водитель удивляет убегающих от него игроков, плененный и водитель обнимают друг друга и меняются ролями. | |
Социально-коммуникативный | «Сеть дружбы» | Сформируйте готовность к открытому общению, вниманию, радушию. | Ребенок наматывает нитку на один палец, после чего рассказывает некоторую информацию о себе и бросает мяч другому участнику игры. В центре образуется «сеть», объединяющая всех участников. |
«Почтальон» | Развивайте желание работать в команде. | Шофер-почтальон говорит: «Посылаю открытку от Кати Маше». Катя отдает «открытку», пожимает руку соседке и так далее, пока «открытка» не дойдет до адресата. Каждый должен быть почтальоном. | |
Художественно-эстетический | «Что это?» | Развивайте навыки ассоциативного мышления. | Учитель показывает определенный предмет и предлагает найти сходство с чем-то другим. |
«Облако» | Развивать воображение, образное восприятие окружающего мира. | Дети смотрят на небо, облака, облака. Педагог предлагает пофантазировать и сказать, как выглядят облака, где они плывут. |
Следует отметить, что названия игр, задания и описания, приведенные в картотеке, могут быть конкретизированы, дополнены в зависимости от игровых ситуаций, индивидуальных особенностей участников, а также желания преподавателя мобилизовать свои профессиональные и личные качества потенциал при проведении урока в игровой форме. Атрибуты игры могут быть самыми разными, вплоть до имеющихся материалов. Воспитатель может использовать готовый игровой материал, он может делать это сам, даже с помощью детей, и никаких материалов для игры в слова не требуется.
Подготовка и проведение дидактической игры
Создание обучающей игры предшествует ее разработке в виде синопсиса. Реферат составляется по определенной схеме. Обратите внимание, что нет строгих требований к синопсису, однако следующая структура считается общепринятой (см. Таблицу).
Дидактическая игра строится по определенному плану
Таблица: структура конспекта дидактической игры
Элемент контура | Описание / содержание |
Заголовок | В названии указываются название и вид игры, возраст (группа) детей, образовательная сфера по ФГОС. |
Задания | Часто учителя пишут «цели» вместо «задания», что методически не совсем правильно. Понятие «цель» больше связано с программой работы учителя в предметной области. Для конкретного занятия правильно пишите «домашнее задание». При формулировании задач необходимо использовать глаголы: «формировать готовность», «формировать навыки», «создавать условия», «развивать навыки» и так далее. Достаточно трех-четырех заданий. Вы можете более подробно описать характеристики игры и ее дидактическую ценность. |
Игровой материал | Указан перечень материалов, оборудования, инвентаря и необходимое время. |
Правила игры | Перечислены правила, регулирующие действия детей и продуктивное поведение во время игры. |
Предварительная работа | При необходимости кратко опишите деятельность учителя и детей перед игрой. |
Прогресс игры | В этой части учитель предлагает подробный сценарий, написанный словами. Если вы планируете минутку занятий физкультурой, вам также следует запланировать ее. |
Руководящие указания | При необходимости вы можете включить этот раздел в схему, в котором даются рекомендации тому, кто будет вести игру. |
Таблица: пример конспекта дидактической игры в средней группе (фрагменты)
Автор | Гордовская Е.С., педагог, ГБОУ №1. 1503, Москва |
Название урока | Узнайте, что изменилось |
Задания |
|
Материалы (править |
|
Прогресс игры | Дети сидят полукругом лицом к экрану. В игре используется кукольный персонаж Фиксика. Фиксик веселый и подвижный. Он постоянно что-то переставляет, что-то двигает, а потом забывает и просит детей сказать ему, куда он положил свои игрушки. В .: Дети, Фиксик приехал к нам в гости и хочет с вами поиграть. Как мы будем играть? Фиксик, расскажи ребятам! Фиксик появляется из-за ширмы на столе. Фиксик: Дети, а теперь давайте поиграем с вами, я привез сюда игрушки: машинку, куклу в Свете и мяч. Посмотри где они. Где кукла света? Дети: В центре стола. Фиксик: А машина? Дети: Справа от него. Фиксик: Как узнать, где находится мяч? Дети: Находится слева от Светы. Фиксик: Ребята, а вы помните, где игрушки? Фиксик спрашивает мальчиков, где игрушка. <…> Фиксик: А сейчас накрою игрушки экраном, кое-что переставлю здесь, и угадаю, что изменится. Хороший? Воспитатель закрывает свой стол ширмой и производит уборку: кукла «придвинулась» ближе к детям, а за ней стояла машина, а рядом с ней мяч. Фиксик нацелен на детей: что здесь изменилось? Где Света? Только тот, кого я назову, будет нести ответственность. Будь готов! Затем Фиксик обращается к детям по имени и задает вопросы. <…> Экран снова закрывается, но перестановка не производится. Фиксик: А теперь кто может сказать, что изменилось? Что я заказал заново? Дети: Фиксик, ты забыл привести в порядок свои игрушки. Фиксик: Подскажите, ребята, где раньше были эти игрушки. Дети: Они были такие: впереди Света, сзади машина и мяч. Фиксик переставляет игрушки за ширмой, разговаривает с ними. Кукла кладется на бок, а машина и мяч остаются в центре стола. Дети отгадывают, назовите слова сбоку, в центре, слева. В конце игры учитель и дети обсуждают, во что они играли. Дети отвечают, а учитель объединяет и исправляет ответы детей. |
Гражданин: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=10281 |
Видео: музыкально-дидактическая игра в младшей группе
Посмотрите это видео на YouTube
Анализ и оценка дидактической игры в детском саду
КИ имеет большое значение и значение в формировании личности ребенка, поэтому он должен быть эффективным. Оценка проводится по следующим ключевым моментам:
- возможность сыграть в эту игру с конкретными детьми;
- соответствие учебных заданий возрастным и психофизиологическим особенностям учащихся;
- скрупулезность в выборе игрового материала, его эргономичности, эстетичности, безопасности.
Учебный материал должен быть безопасным, эстетичным и соответствовать возрасту учеников
Вопросы о методике самой игры также требуют ответа: какова роль воспитателя как инициатора и лидера, какие методы координации и организации игровой деятельности детей использовались.
Таблица: образец протокола оценки дидактической игры
Возрастной диапазон | |
Количество детей | |
Название игры | |
Педагог | |
Дата | |
Вопросы для анализа | Анализ активности |
Время начала игры | |
Дидактические задания | |
Количество играющих детей | |
Кто инициатор игры | |
Игровой материал | |
Понимание и принятие детьми учебных заданий | |
Соблюдение правил детьми | |
Соблюдение этических норм поведения (нужное подчеркнуть) |
|
Наличие отрицательных качеств (нужное подчеркнуть) |
|
Роль опекуна |
|
Конец игры, подведение итогов | |
Продолжительность игры | |
Примечания, советы | |
Ключевые разновидности
Классификация обучающих игр основана на разных подходах: виды познавательной деятельности, игровые операции, содержание, роль воспитателя, тип взаимоотношений между детьми.
В контексте педагогики дошкольников принято выделять три основные категории данной формы обучения. В первую очередь, это игры с предметами и игрушками. Производится предварительный отбор наглядных пособий: предметы разного цвета, размера, формы и назначения. Задача детей — выполнять с ними определенные заранее заданные действия. Примеры:
- По указанию воспитателя ребенок достает один из предметов, относящихся к «плоской» группе, говорит, что это такое и из какого материала он сделан.
- Расставьте предметы группами (посуда — деревянная или металлическая).
- Сортировка геометрических фигур на основе определенного параметра, например, по цвету, форме, размеру.
- Правильно оденьте куклу по сезону и четко сформулируйте последовательность действий.
Вторая группа игр — настольные, печатные (отлично подходят для младших и старших дошкольников). Их можно спроектировать и изготовить своими руками, а можно купить уже готовый вариант. Чаще всего в педагогике используются игры с парными изображениями, кубиками или вырезанными изображениями. Суть задач: сложить набор из нескольких частей, разделить изображенные на карточках предметы по определенному признаку (посуда, растения, животные, деревья).
Наконец, есть словесные развлечения, предполагающие использование определенных комбинаций слов и действий. Например, «Не говори да и нет». Ребенку задают вопрос, его задача — ответить, не используя «да» или «нет». Следует использовать описательные фразы или вводные слова.
Анализ дидактической игры показывает, что это эффективный способ проведения уроков в детских садах и классах начальной школы. Использование интересных наглядных пособий, игрушек, нестандартных занятий не только помогает сделать процесс обучения увлекательным, но и заключает в себе важнейшие знания, навыки и умения детей.
Поэтому это понятие активно используется в педагогике; Регулярно появляются новые, более полезные и современные описания игр.
Организация досуга детей в ДОУ посредством дидактических игр
Помимо того, что дидактическая игра является формой организации НОД в детском саду, это еще и хороший способ организовать свободное время дошкольников вне класса, в основном во второй половине дня. Для этих целей лучше всего подойдут викторины. Они не требуют специальной подготовки, сложного игрового материала и могут быть исключительно словесными. Играя в викторины, важно ориентироваться на средний и низкий уровень образованности детей, особенно если тема новая, постепенно усложняя вопросы, ориентируясь на растущий интеллектуальный багаж учеников.
CI также может быть включен в сценарий праздника. Присутствующие гости, например родители, могут быть вовлечены в эту игру. Не стоит упускать возможность решать задачи обучения и воспитания детей во время праздничных мероприятий и других развлекательных мероприятий. В детском саду могут быть организованы вечера музыкальных и дидактических игр. Сценарий такого вечера построен по принципу игры «Угадай мелодию», «Продолжить стих», «Угадай, кто поет?» так далее
Если праздник в детском саду проводят приглашенные аниматоры, желательно заранее обсудить сценарий и при необходимости внести изменения.
Содержанием досуга физической культуры являются физические упражнения, выполняемые в игровой форме
Самодельные ДИ для дошкольников разного возраста
Воспитатели детских садов, мамы и папы дома могут сделать для воспитанника очень многое. Игры для развития языка в средней группе своими руками — не исключение.
Самодельная игра
Цель уроков — сделать ребенка творческим, способным фантазировать, придумывать, объяснять идеи. Кроме того, самодельные идентификаторы для дошкольников помогают формировать навыки и различные знания о планете и окружающей среде. Также они помогают:
- улучшить свою способность к последовательной и последовательной презентации;
- расширить словарный запас;
- развивать процесс мышления, памяти, внимания;
- адаптироваться социально.
Игры хорошо влияют на моторику и тактильное восприятие.
Создание дидактических игр самостоятельно
Игры можно делать самостоятельно дома с ребенком. Самоделка для дошкольников своими руками может быть связана, например, с различными необычными поделками. В украшениях, которые ребенок сделает сам, используются разные материалы:
- цветные пуговицы;
- мелкие камни;
- трубы разной длины;
- бусы;
- ракушки;
- шишки;
- счетные палочки;
- жареный картофель;
- шнурки;
- провод.
Глядя на самостоятельно приготовленный материал, ребенок выберет его нить на нитку, изготовит различные украшения. Такие игры развивают ловкость и силу рук, мелкую моторику, координацию и креативность. Можно заниматься музыкой и готовиться к новогодним праздникам. Сегодня в продаже много моделей, поделок для детей младшего и старшего возраста.
Цели и задачи в разные периоды детства
выявлено, что развивающие игры (ДИ) для дошкольников решают следующие учебные задачи:
- признание и понимание новых знаний;
- улучшить умственные способности;
- применение знаний в разных ситуациях;
- формирование и развитие речи ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
CI может действовать:
- как организационно-воспитательная форма;
- методика обучения и закрепления знаний;
- средства воспитывать нравственность и человеческую волю.
Довожу до вашего сведения! Особое значение имеет игровое действие, его цель — создание игровой ситуации и взаимоотношений между играющими детьми. Если его нет, это уже не игра, а беседа или дидактическое упражнение.
- https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovye-tehnologii/didakticheskie-igryi-v-detskom-sadu.html
- https://kukuriku.ru/obuchenie/matematika/didakticheskie-igry/
- https://nauka.club/podsovet/didakticheskaya-igra.html
- https://vospitanie.guru/doshkolniki/didakticheskie-igry-v-dou
Читайте также: Словесные игры для детей: развитие речи для дошкольников