- Суть понятия
- Цели и задачи
- Классификация дидактических игр
- По принципу обучающего содержания
- По принципу выбора игрового материала
- По типу игровых действий и правил
- По способу организации детей
- Конспект проведения дидактической игры во второй младшей группе “Бусы для Ксюши”
- Психолого-педагогические требования к выбору дидактических игр
- Картотека игр для художественно-эстетического развития
- Игра «Собери капельки в стакан»
- Игра «Узнай и дорисуй»
- Игра «Красиво — некрасиво»
- Конспект дидактической игры в I младшей группе «Три медведя»
- Приёмы
- Словесные
- Объяснение
- Загадки
- Короткие рассказы
- Наглядные
- Практические
- Картотека дидактических игр
- Таблица: пример картотеки игр для второй младшей группы
- Временной план
- Как оценить результат игры
- Таблица: пример конспекта дидактической игры «Почини машину» для второй младшей группы
Суть понятия
Дидактические игры представляют собой развивающую забаву, предполагающую организацию деятельности детей в условных ситуациях, в которых игровое задание имеет образовательное значение, то есть несет познавательную ценность. Эта цель достигается не открыто, а косвенно: через игровое задание (например, помочь кролику посчитать морковь), правила («заяц» может взять за раз только одну морковку и положить ее в корзину), действия игры (участники «ходят» по очереди).
Дидактические игры — это переход от игровой к познавательной деятельности
Цели и задачи
Миссия развивающих игр:
- развитие познавательной активности (воображение, память, наблюдательность, скорость мысли);
- формирование концепции последовательности умных операций (например, освоение одной учетной записи до 10);
- постоянная и произвольная тренировка внимания;
- развитие языка;
- повысить желание общаться со сверстниками и взрослыми;
- стимулировать потребность чувствовать себя частью коллектива;
- поощрять желание общаться со взрослыми и детьми;
- возрастает потребность чувствовать себя частью команды.
Игровые занятия учат детей сотрудничать
Задачи, которые решаются с помощью дидактических игр во второй младшей группе, можно выделить следующим образом:
- научиться сравнивать и отбирать предметы с одинаковыми, похожими или совершенно разными характеристиками (например, разные овощи в зависимости от сезона созревания, по внешнему виду, исходя из положения съедобной части растения по отношению к земле);
- отработать умение классифицировать предметы по типу или материалу изготовления (посуда по форме или используемое в производстве сырье — металл, глина, фарфор);
- развитие способности идентифицировать объект по одной или нескольким фундаментальным характеристикам (дети описывают животное, а ребенок догадывается, о ком идет речь);
- тренировка внимания и памяти (например, дети запоминают последовательность предметов или образов, оборачиваются, и учитель меняет положение или убирает предмет, дети должны описать изменения).
это интересно. Дидактическая игра, предлагающая детям возможность учиться в легкой и непринужденной форме, дала возможность развить такой тип обучения, как самообучение, то есть самообучение. Подробнее о дидактических играх по математике в первой и второй младшей группе вы можете узнать из нашей статьи — Дидактические игры по математике в первой и второй младшей группе: заполняем карточную книгу и планируем уроки.
Развивающие игры знакомят детей с проявлением самостоятельной познавательной деятельности
Классификация дидактических игр
Существует несколько групп видов образовательных развлечений, в основе которых лежит тот или иной определяющий фактор.
По принципу обучающего содержания
- Сенсорные развивающие игры, направленные на развитие у детей паттернов сенсорного восприятия. Например, анекдот «Как они похожи и не похожи», в котором дети сравнивают внешность собаки и волка.
- Игры на развитие речи, направленные на расширение словарного запаса, формирование активной речевой позиции. Например, «Имя в слове» — это игра, в которой дети рассматривают предметы на картинках и резюмируют их одним словом (чашка, блюдце, тарелка — тарелки; корова, курица, гусь — домашние животные и т.д.).
- Игры на знакомство с окружающим миром, с помощью которых ребенок познает природу, учится заботиться о ней. Например, лотерея «Кто где живет», в которой дети проводят линии, соединяющие животное и его дом.
Ученикам второй младшей группы нравится, когда герои сюжета — игрушки - Игры на формирование элементарных математических понятий, в которых дети считают определенные предметы, учатся сравнивать их количество.
- Музыкальные игры, выполняющие основные задачи музыкального образования в детском саду. Например, дети пытаются угадать по звуку, на каком инструменте они играют (фортепиано, гитара, скрипка).
- Игры для визуальной деятельности. Например, забава «Раскрась по образцу».
По принципу выбора игрового материала
- Игры в слова, задачами которых являются обобщение и систематизация. Отличительной особенностью этого вида развлечений является то, что он основан на слове, а не на изображении, то есть видимость каламбуров не критична, как, например, в игре, которая называет несколько знаков из разных сезонов. Поэтому во второй младшей группе эти развлечения вводятся в конце второго полугодия.
- Игры с предметами или игрушками позволяют расширить и уточнить знания детей, развить их навыки умственных операций (анализ, синтез, сравнение и т.д.) и улучшить языковые навыки. Этот принцип можно проиллюстрировать на всех тех игровых действиях, которые инициирует игрушка «гость» (найти предмет, рассказать о нем, выбрать похожий и т.д.).
- Игры с изображениями, то есть использование тематических иллюстраций для систематизации, закрепления материала. Например, соберите все изображения в наборе, относящиеся к зиме.
- Развлечение, напечатанное на рабочем столе, учит предсказывать результаты своих игровых действий, расширяет кругозор и словарный запас детей. Этот тип игры включает в себя бинго, домино, мозаику, головоломки, настольный хоккей, шахматы, шашки, головоломки. Большинство этих игр требует от партнера создания условий для соревнования и атмосферы взаимопомощи.
Дети с большим интересом совмещают картинки пазлов по заданию
По типу игровых действий и правил
- Игры про путешествия, цель которых — показать детям реальные факты в метафорической форме. Например, при изучении профессии «В гостях у пекаря» может быть весело».
- Инструкция к игре, основанная на предложении совершить определенные действия. Например, соберите все красные машины в зеленое ведро.
- Головоломки, основанные на логической головоломке, которую предстоит решить детям. Например, «Отгадай головоломку — покажи ответ» — игра, в которой ребенок не только отгадывает, но и показывает предмет. Ответ должен быть произнесен.
Овощи на липучке могут быть ключом к игре по исследованию садовых культур - Разговорные игры (диалоги). Он построен на легком общении взрослого с детьми. При этом педагог часто ведет беседу от имени животных, предметов и т.д. Этот вид игры ценен тем, что способствует единству слов, действий, мыслей и воображения у детей. Во второй младшей группе на уроке используются фрагментированные разговорные игры, основанные на том, как дети говорят.
По способу организации детей
- Коллективная (задействована вся группа).
- Группа (играют 4-5 человек).
- Индивидуальный (1-3 ребенка).
Индивидуальные игры во второй группе организованы в рамках самостоятельной работы
это интересно. Еще один основополагающий принцип классификации подвижных игр называется ролью воспитателя. В соответствии с этой группировкой игры могут быть с непосредственным участием взрослого, например, в роли водителя, или с косвенным участием, когда учитель не играет напрямую, а остается в роли наблюдателя. Во второй младшей группе учитель всегда участвует в веселье.
Учитывая, что цель каждого урока включает в себя образовательную составляющую, а также различные виды игр, мы приходим к выводу: они используются на всех уроках с учетом конкретных требований к организации познавательного развлечения.
Конспект проведения дидактической игры во второй младшей группе “Бусы для Ксюши”
Цель: улучшить понимание геометрических фигур.
Задания:
1). Укрепите знания геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника.
2). Сформируйте умение узнавать и называть цвета.
3). Развить умение составлять узор из геометрических фигур по образцу.
4). Развивайте внимание и настойчивость в классе.
Материалы: кукла Ксюша, «Собери выкройку» — корзины с геометрическими фигурами из картона, образец ленты с наклеенными геометрическими фигурами, веревка.
Курс урока:
I. Игра-сюрприз.
Д: Ребята, смотрите, Кукла Ксюша сегодня к нам в гости приехала. Скажем привет. Смотри, у Ксюши в руке корзины. Ксюша, а что у тебя в корзинах?
К. У меня в корзинках бусы. Мама подарила мне на праздники красивые бусы. Ведь скоро новый год. Но когда я подошел к вам, нить оборвалась, и бусинки отвалились. Мне удалось найти всего несколько бус и сложить их в корзины, чтобы не потерять.
II. Закрепление знаний о геометрических фигурах.
В: Ребята, давайте поможем Ксюшеньке. Ксюша, дай корзины, посмотрим, чем мы сможем тебе помочь.
Бусинка за бусиной.
Не грусти, детка.
Будут тебе бусинки
Подождите немного. IV. Дидактическая игра: «Создай модель”.
Д: Хорошо. Теперь мы готовы помочь Ксюше. Делаем ей новые красивые бусины. Для этого садимся за стол. Смотри, что у тебя в корзинах?
D: формы
В: А рядом с корзинами?
D: полосы
D: Фигуры нарисованы на полосе. Кладем полоску перед собой. Наша задача — взять из корзины те фигурки, которые изображены на полосе, и построить такую же модель. Сможем ли мы справиться с этим?
Д: Да.
Д: Тогда давай, а мы с Ксюшей будем наблюдать, как ты.
V. Отражение.
Бусина за бусинкой была собрана. Я знаю наш подарок, его тоже дарят невесте. Маше понравится, и она в ответ скажет, что на свете нет более красивых бусин!
Д: Вот, Ксюсенька. Какие у нас ребята. Как быстро они сделали модели. Скажите, ребята, вы заметили, что у всех разные модели? Саша, а какой у тебя узор?
Д: Хорошо. Ребята, подскажите, кто помнит, какие бусы были у куклы Ксюши? Нашла новую струну для Ксюши. Повесьте на нее бусинки. Слушай, у меня есть корзина с бусами, любой может подойти и взять бусину, какую захочет. Дима, а какие бусинки достались?
Д: Приближается новый год. Вам предстоит украсить елку. Также делаем подарок Ксюше. Соберем большую гирлянду из бисера, которую мы оставили в корзинках. Затем соединяем кабели и получаем красивую гирлянду на елку.
K: Спасибо, ребята. Вы мне так помогли! Теперь у меня новые красивые бусы. Покажу маме. Пока мы не встретимся снова!
Д: До свидания!
Психолого-педагогические требования к выбору дидактических игр
- Все развивающие игры подобраны с учетом образовательных задач программы, а также согласно возрастным нормам, касающимся уровня знаний, умений и способностей детей. Так, во второй младшей группе нет смысла проводить лотерею с заданиями на элементарные арифметические операции, например сложение-вычитание в пределах 15, так как дети еще не усвоили этот материал. Для детей 3-4 лет, напротив, задача совмещения цветовой схемы с изображением в тех же оттенках может оказаться слишком легкой (только если в начале учебного года в качестве повторения рассматривать материал).
Элементы игрового контента должны быть понятны детям - Веселье должно соответствовать теме урока. Итак, если тема урока по познанию окружающего мира — «Дикие животные», не рекомендуется использовать игры, в которых действуют экзотические животные, иначе будет слишком много материала для изучения.
- Любая игра должна иметь методологическую основу для использования, то есть иметь цели, задачи и определенный курс развития.
это интересно. В обучающей игре должны быть правила игры и игровые действия. В противном случае это станет дидактическим упражнением.
Картотека игр для художественно-эстетического развития
Игры на художественно-эстетическое развитие проводятся для:
- установка предпосылок для смыслового восприятия ценности и понимания произведений искусства;
- формирование эстетического отношения к природе и окружающему миру;
- ведение самостоятельной творческой деятельности.
Игра «Собери капельки в стакан»
Цель: научить понимать цвета и их оттенки; научитесь соотносить предметы по цвету.
Для игры нужно приготовить чашки и картинки из цветных капель.
Воспитатель обращается к детям:
— Я каплю синего в этот стакан. Наполняем стакан. Добавьте капельки того же цвета.
У каждого ребенка должна быть серия капелек всех желаемых цветов.
Игра «Узнай и дорисуй»
Цель: развить у детей чувство симметрии; научитесь точно передавать форму предмета штриховкой.
Для игры нужно сделать карточки, на которых нарисованы только половинки различных предметов: цветок, солнце, лист и т.д. Детям рекомендуется дорисовать недостающую часть предмета, а затем заштриховать рисунок.
Игра «Красиво — некрасиво»
Цель: научить выявлять нарушения в композиции рисунка, его сочетании цветов, формировать эстетический вкус.
Детям предлагаются разные изображения. Им нужно определить, в какой цветовой гамме выполнен каждый рисунок, а затем найти и назвать объект, окрашенный в неправильный цвет и нарушающий общую композицию.
— Ребята, посмотрите рисунок, что вы здесь видите?
— Какой цвет преобладает? Какие цвета на него похожи?
— Какая статья выделяется цветом, кажется здесь лишней?
В эту игру можно играть в лоб или разделить на группы.
Конспект дидактической игры в I младшей группе «Три медведя»
Название: Синопсис развивающей игры «Три медведя» Номинация: Детский сад, Развивающие игры, Подпись, Первая младшая группа Автор: Ольга Кузнецова Должность: воспитатель Место работы: МБДОУ «Детский сад № 79» Расположение: г. Каменск-Уральский Свердловской области
Приёмы
Для проведения дидактических игр, как и в любой другой учебной деятельности, педагог использует три группы приемов.
Словесные
Слово взрослого для детей 3-4 лет, активно осваивающих речь, играет ведущую роль. При этом дети не только воспринимают смысловую составляющую речи учителя, но и формируют собственный коммуникативный образ, то есть наполняют свой словарный запас, образуют набор невербальных компонентов (мимика, жесты, речь). В дидактических играх используются три типа словесных приемов.
Речь учителя — образец для детей
Объяснение
Несомненно, самый важный прием в работе над учебным развлечением: учитель не только подробно описывает все этапы игры, но и дает советы и рекомендации по ходу игры.
Перед началом игры преподаватель описывает все игровые материалы
Загадки
Это мотивационная техника, используемая перед началом игры. Часто педагог от непосредственной учебной деятельности переходит к игре в загадки. Итак, при изучении темы «Птицы», прежде чем давать задание искать сходства и различия между отдельными птицами, но после того, как учитель описал животных и дал им услышать издаваемые ими звуки, детям предлагаются загадки о птицах. Например:
- Кто поет так громко, что восходит солнце? (Петушок);
- Красные ноги, пятки ущипнуть, бегать, не оглядываясь. (Гусь);
- Черный, темнота темнее, птиц нет, он умнее. На высокой ели — вот она. Это старый, мудрый… (Ворон).
Во второй младшей группе, в отличие от первой, где все загадки были согласованы, вводятся классические схемы, то есть когда ответы на загадки не рифмуются с четверостишиями.
Отгадывать содержимое волшебного мешочка намного интереснее с помощью загадок
Короткие рассказы
Небольшие сюжетные линии, которые предшествуют игре, являются наиболее успешным мотивационным приемом. Кроме того, рассказ может не только напрямую относиться к ходу игры, но и косвенно, когда герой сказок (игрушка или картинка на фото) в благодарность за помощь в решении учебных задач предлагает играть в игру.
В своей практике я использую эту технику следующим образом: после того, как дети помогли Незнайке назвать насекомых (птиц, животных, растений), изображенных на картинках, он предлагает вам сыграть в игру, в которой вы должны комбинировать насекомых разных форм с подходящая тень. Если мы говорим о сказках, где игры переплетаются, то это может быть рассказ о том, как Лунтик зимой выходит гулять, но совершенно не понимает, в какой одежде надеть. Задача детей — помочь сказочному другу.
Наглядные
Зрительно-зрительное восприятие у детей является основным, поэтому для полного понимания условий игры дети должны видеть:
- изображения, изображающие персонажей игры или играющих детей;
- образец действий, то есть игра от начала до конца, выполняемых учителем;
- эстетичные и удобные материалы для игры.
Изображения на изображениях должны быть большими
Практические
После того, как учитель продемонстрировал все игровые действия, дети переходят к самой игре, которая сама по себе является практическим пониманием деятельности. Кроме того, после игры дети могут выполнять рисование, веселые аппликации.
Например, при раздаче еды лесным зверям я даю детям задание нарисовать орехи для белочки или приклеить их в виде аппликации.
Создание игровых приложений для рисования — это практичный способ закрепить материал
Картотека дидактических игр
Образовательные развлечения можно сгруппировать по:
- изученные лексические темы (наиболее популярны в этой группе головоломки, тематика которых позволяет использовать их на любом уроке);
- области знаний (например, для социализации используются домино, лотос, то есть те игры, в которых присутствие партнера важно для соревновательной составляющей);
- задачи конкретного урока (например, для развития речевого слуха и познания звуков окружающего мира можно использовать игры «Угадай, что звучит» — дети отгадывают звуки природы и «Часы» — дети имитируют тиканье часов).
Все три принципа классификации применимы к отбору игр по классам. При этом с опытом учитель составляет свою карточную книгу, которая периодически наполняется новыми забавами.
Играя с основанием в форме перчатки, вы получите целый ряд знаний о форме, цвете и простых геометрических формах
Таблица: пример картотеки игр для второй младшей группы
Имя | Тип игры | Область применения | Задача | Материалы (править | Прогресс игры |
«Найди пару перчаток» | Настольный Печатный | Математика, языковое развитие |
|
|
Воспитатель кладет перчатки на стол, обращает внимание детей на рисунок на перчатках. Показывает, как создавать пары. Готовую пару необходимо закрепить прищепкой или скрепкой. Чтобы усложнить задачу, можно дать кому-то скорость быстрее. |
«Домашние питомцы» | Знание окружающего мира, языковое развитие. | Развивайте память, логику, внимание, мышление и воображение. | Картинки с разными группировками домашних животных. | Воспитатель предлагает детям сгруппировать изображения по нескольким принципам:
|
|
«Времена года» | Игры объектов | Знание окружающего мира, языковое развитие. |
|
Куклы, сезонная одежда | Педагог подбирает стихи-иллюстрации для каждого сезона, дети одевают куклу, комментируя свой выбор. |
«Матрешка» | Математика Математика, знание окружающего мира, физкультура — все зависит от изучаемой темы. |
|
Матрешка тройная | Воспитатель предлагает детям собрать игрушку: по размеру, модели и так далее | |
«Теремок» | Играйте с объектами и изображениями | Языковое развитие, знакомство с окружающей средой |
|
Домик из фанеры или плотного картона с дырочками для картин. | Дети раздают животных по окнам:
|
«Собери бусинки» | Мозаика (распечатывается на рабочем столе) | Развитие языка, математики, художественного и визуального творчества |
|
Бисер разной формы, цвета, размера, кружево. | Воспитатель предлагает детям собрать бусинки:
|
«Назови его ласково» | Минуты | Развитие языка, знакомство с окружающей средой. |
|
Картинки с некоторыми из названных объектов. | В зависимости от темы учитель называет слова, и дети отвечают в уменьшительно-ласковой форме (волк — волк, собака — собака; белка — белка и т.д.). |
«Давай поиграем словами» |
|
Изображения (необязательно) | Учитель предлагает тему, дети называют связанные с ней слова. Учитывая возраст, часть речи не важна. Зима: шапка, мех, валенки, лыжи и тд | ||
«Эко» (игра «Слух» проводится по тому же принципу») | Практикуйте навыки звукового произношения. | Учитель произносит вслух гласный звук (ааа), дети повторяют тио. | |||
«Волшебная сумка» | Научитесь определять предметы по комплексу памятных знаков. | Картины, игрушки, сумка. | Воспитатель кладет все предметы на стол, дети запоминают, что там есть. Затем они оборачиваются, учитель прячет какой-то предмет в сумке. Дети догадываются, чего не хватает. |
Временной план
Продолжительность игры во второй юниорской группе — 10 минут. В течение этого периода учитель и дети работают через четыре этапа.
- Вступительная часть — до 2 минут. Педагог мотивирует детей к занятиям.
- Ознакомление с условиями игры — до одной минуты. Учитель объясняет задание и показывает порядок выполнения.
- Детская игровая деятельность — до 5 минут. Этот этап также включает усложнение задачи, как вариант индивидуализации игры.
- Заключительный этап длится до 2 минут. Воспитатель оценивает результаты, хвалит детей за работу, внимание и аккуратность.
Если до игры была физкультура, хореография, то время веселья следует сократить на две-три минуты
Как оценить результат игры
Результат игры означает оценку решения задачи и выполнения правил. Этот анализ проводится двумя сторонами: учениками и педагогом. С точки зрения первого учитывается следующее:
- степень морального удовлетворения ходом игры и вашим участием;
- проявленный уровень смекалки, внимания, памяти;
- эмоциональный настрой.
Учитель же оценивает учебно-игровую деятельность с позиции:
- точность поставленных задач дидактическим развлечением;
- выполнение предписанных игровых действий;
- организация игровой ситуации.
Таблица: пример конспекта дидактической игры «Почини машину» для второй младшей группы
Автор — Карпенко О., воспитатель МБДОУ д / с № 36 «Золотая пшеница», г. Новошахтинск Ростовской области.
Этап | Содержание |
Вступление | Воспитатель зовет детей и показывает игрушку светофора: -Ребята, к нам приехал светофор. Он говорит, что колеса машин упали и покатились в разные стороны. Светофор собрал их и отвез в детский сад. Он просит отремонтировать машины, чтобы не было аварий на дороге. |
Прочтите условия | — Помогаем на светофорах и собираем колеса для машин. Колеса должны соответствовать цвету и размеру автомобиля. |
Игровая активность | Дети сами выбирают себе наборы машин и колесных дисков. Учитель просит назвать цвет и размер выбранных машин. Предлагает подумать, какого размера и цвета нужны диски для большой (маленькой) машины. Определяет, будет ли автомобиль двигаться быстро или медленно на выбранных колесах. |
Заключительный этап | Когда все колеса подобраны, воспитатель от лица светофора благодарит детей и предлагает поменять машины, чтобы продолжить игру. |
http://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-pochini-mashinu-dlja-detei-2-mladshei-grupy.html |
Игра Почини машину, помимо прочего, также формирует идею гармоничного сочетания цветов
- https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovye-tehnologii/didakticheskie-igryi-vo-vtoroy-mladshey-gruppe-kartoteka-s-tselyami.html
- https://TifList.ru/zanyatiya/konspekt-didakticheskoj-igry-vo-vtoroj-mladshej-gruppe.html
- https://portal2010.com/konspekt-didakticheskoj-igry-mladshej-gruppe-tri/
Читайте также: Упражнения по логоритмике для дошкольников: занятия для детей