Дислексия: что это, симптомы, коррекция дислексии

Дислексия не проходит самостоятельно

— Сможет ли ребенок с дислексией хорошо учиться в школе?

— Дислексия бывает разной. Некоторые из них очень трудны и требуют много времени, чтобы их преодолеть. Дислексия часто связана с трудностями при письме и счетах, часто это вторичная проблема с речью и трудностями познания, иногда просто проблема с чтением, но в целом ребенок успешен. Вам необходимо обследование, диагностика, помощь разных специалистов: логопеда, нейропсихолога, врача, психолога. Если акценты расставлены правильно и ребенку будет оказана адекватная помощь, будут заниматься те специалисты, которые необходимы для решения проблем дислексии, то успех обязательно придет.

— Что такое дислексия? Какие бывают типы?

— Это частичное и специфическое нарушение навыков чтения при сохранении общей способности к обучению, которое выражается в постоянных ошибках, снижении скорости и способа чтения.

Дислексия не проходит сама по себе. Подходы к трактовке дислексии в отечественной и зарубежной науке различаются. Во многих странах «дислексия» — это уникальный термин для обозначения всех проблем с письмом: чтением, письмом, орфографией и арифметикой, а также проблемами, связанными с двигательными нарушениями и поддержанием внимания.

В отечественной науке для обозначения каждой нозологии существуют отдельные диагнозы с приставкой дис- (частичное расстройство): дислексия, дисграфия, дисфография, дискалькулия, диспраксия и СДВ (H) соответственно. Также при полном отсутствии функции встречаются диагнозы с приставкой а- (отсутствие) по аналогии: алексия, аграфия, апраксия, акалькулия.

И еще одно отличие отечественной и зарубежной систем — это приоритеты в подходах к изучению проблемы дислексии (фонологической и визуальной). Я все больше убеждаюсь в важности и правильности домашнего подхода к интерпретации механизмов дислексии. Если говорить о диагностике дислексии, то российская школа логопеда очень связно описывает механизм нарушений в рамках как речевого, так и оптического дефицита, на Западе оба понятия представлены в равной степени, но, по сравнению с домашними исследованиями, теория нарушение зрения гораздо более развито.

В русской логопедии накоплен теоретический и практический материал, о дислексии говорят следующие особенности чтения у ребенка:

— фонематические проблемы, связанные с затруднением распознавания фонем, даже в сильных позициях ребенок неправильно читает слово («шалко» вместо «извините»);

— аналитико-синтетические задачи, когда ребенок допускает искажения звуко-слоговой структуры слова («анулицу» вместо «в дороге») или не усваивает слоговые принципы (как правило, он не может прочитать слово с несколькими слоги);

— оптические проблемы, проявляющиеся в затруднениях усвоения изображений букв, их элементов и в целом с оптико-пространственными нарушениями и особенностями зрительного гнозиса (ребенок не ориентируется на листе, не видит линий и клетки);

— нарушения памяти, проявляющиеся в невозможности запоминания буквы;

— Проблемы с грамматикой типичны для тех детей, которые уже освоили навыки чтения, но при беглом чтении допускают ошибки. Или это один из признаков «угадывающего» чтения, когда ребенок читает начало слова, а затем «заменяет» неправильное окончание;

— при семантической дислексии наблюдается несколько механизмов нарушения:

  • неправильный вид обучения чтению — побуквенное чтение «масштабирование» (когда ребенок вместо слова читает список отдельных букв: Б, А, Б, А),
  • плохой словарный запас,
  • плохое владение грамматикой (ребенок знает «ручку» и «карандаш» по отдельности, но, прочитав задание «покажите книгу карандашом, а папку рукой», он не может ее завершить);
  • а также смешанные формы, когда нарушения технической и смысловой стороны чтения происходят в комбинированном варианте — особенности кратковременного зрительного запоминания и языкового развития приводят к самостоятельному сочетанию нарушений технической и смысловой сторон чтения (» пекук «вместо» беги»).

Подчеркну еще раз, потому что считаю, что это важно для понимания проблемы дислексии: в России дислексию считают следствием дефицита речевой обработки информации. Особое внимание в развитии речи ребенка уделяется установлению связи между слышимой и самостоятельно произносимой речью. У большинства нормотипных детей устная речь полностью формируется с начала обучения чтению или в первый год обучения в школе и составляет основу для формирования этого навыка.

Оказывается, в русском языке чтение многих слов основано на установлении звукобуквенных отношений и связано с фонетическим (фонематическим) принципом письма, поэтому основным методом обучения грамоте является звонкая буква (аналитическая- синтетический).

На Западе основную роль в расшифровке графической информации играет традиционный принцип, предполагающий большую нагрузку на анализ зрительной информации и зрительную память. Там грамотность основана не на звуковой букве, а на синтетическом методе «целых слов» или «посмотри и скажи».

В цитируемых детских произведениях есть много слов, не требующих применения правила, но пропуски, вставки букв, слоги, зеркальное написание букв, раздельное написание слов, замены букв — то есть ошибки, связанные с фонологическими дефектами и визуальный. Читая текст из учебника, дети могут совершить такую ​​ошибку. И хотя психологическая основа чтения и письма различна, механизм можно частично понять, можно провести некоторые параллели.

До дислексии надо «дорасти»

— Можно ли дислексию дать только студенту?

— Да просто студент или взрослый. Дислексию нужно «повзрослеть» в том смысле, что есть начальный период обучения чтению, когда ребенок имеет право читать медленно и делать ошибки. Когда ребенок только осваивает какой-то навык, он имеет право споткнуться, и это не патологическая проблема. Например, учитель, который только что закончил четвертый класс, должен изменить тактику, перегруппироваться, чтобы обучать первоклассников — они имеют законное право обучать навыкам. Любой навык, в том числе чтение, сначала выполняется в медленном темпе, с повторениями и ошибками.

У дошкольника основная деятельность — игровая, а не образовательная.

— Как дислексия мешает обучению и как она прогрессирует? Что влияет на обострение ситуации, каковы факторы?

— Действительно, дислексия мешает всему учебному процессу. Проявляется, как только ребенку предлагают что-то почитать, а делать это нужно практически на любую тему. Процесс не прогрессирует, но сам по себе он не автоматизирован, но порождает столько проблем, что ребенок может потерять всякий интерес к обучению как таковому. Чтение становится ненавистным процессом, урок литературы — мучением.

Патогенез

В контроле и реализации чтения, как психофизиологического процесса, задействованы визуальные, моторные и слуховые анализаторы языка. Процесс чтения включает следующие этапы:

  • визуальное восприятие, распознавание и различение букв;
  • соотнося их с соответствующими звуками;
  • слияние звуков в слоги; сочетание слогов в слове и слов в предложении;
  • понимание прочитанного, понимание.

Нарушение последовательности и единства этих процессов составляет суть дислексии с точки зрения психолингвистики.

С психологической точки зрения механизм дислексии рассматривается с точки зрения частичной задержки развития психических функций, которые в норме обеспечивают процесс чтения. При дислексии отсутствует формирование зрительного гнозиса, пространственных ориентаций, процессов памяти, фонематического восприятия, лексико-грамматической структуры речи, зрительно-моторной или слухомоторной координации, а также внимания и эмоционально-волевой сферы.

Факторы, утяжеляющие ситуацию при дислексии:

1. Слабые языковые навыки и проблемы с речью: позднее (реже — рано) начало речи; характерны блестящие фразы; недостатки в фонетике; Трудно передать мысли заикающимися словами.

2. Проблемы с овладением письменными навыками: трудности с написанием слов; разбросанные буквы и цифры (зеркальное написание); большое количество ошибок при копировании и диктовке; плохой почерк; много исправлений в письменных работах; сочетается с дисграфией и дисфографией.

3. Слабые математические навыки: трудности в обучении; сложность оценки времени; может выполнять арифметические операции, но не может их писать или читать; задачи по алгебре или высшей математике, но также могут быть успешными по предмету; низкая память для последовательностей.

4. Трудности и психологические проблемы: низкая успеваемость; недостаточное формирование зрительной памяти; медленная скорость выполнения задач и невозможность уложиться в назначенный срок выполнения задачи; эмоциональная нестабильность — чрезмерная эмоциональность или раздражительность; трудности с концентрацией внимания даже на занятии; проблема с переключением на разные виды деятельности; потеря интереса, незащищенность; высокий уровень тревожности и боязни ошибки, может быть оценен как ленивый ученик; на тестах болит, несмотря на высокий IQ.

5. Двигательные и психомоторные трудности: может плохо писать; нарушения пространственной ориентации, зрительно-моторная координация, неловкость, неловкость, нарушения межполушарного взаимодействия; нарушение координации движений и связанное с этим усвоение знаний — нарушение усвоения схемы тела, путает «правый» — «левый» и «верхний» — «нижний»; опаздывает в командных видах спорта, испытывает трудности с двигательной активностью, лучше учится на практике.

6. Неврологические проблемы: часто головокружение, головная боль, боли в животе; поведение может быть беспорядочным или деструктивным; недержание мочи даже старше соответствующего возраста; резкое нарастание трудностей под давлением времени и стрессов.

7. Проблемы со зрением: жалобы на проблемы со зрением, которые не обнаруживаются во время обычных осмотров; может быть измененное восприятие глубины; дефицит периферического зрения.

Перечисленные факторы можно сочетать и изолировать, характерные только для дислексии.

Иногда кажется, что способности «зависят от настроения» и меняются день ото дня. Ребенок с дислексией может легко прочитать и написать слово сегодня, а завтра — так же легко. Кроме того, детям с дислексией свойственна вариативность ошибок: одно и то же слово может быть прочитано как правильно, так и неправильно, и неправильное прочтение при каждой попытке кажется новым способом: «копать — копать — тянуть — угадывать». Многие дети пытаются обойти трудности чтения, угадывая слова на основе начала слова или сходства звука, а не контекста.

— Как родители могут понять, что у ребенка дислексия? Укажите очевидные факторы, которые говорят в его пользу.

— Процесс чтения превращается в страдание, испытание, страх за ребенка. Ребенок никак не понимает принцип работы программы, не может научиться читать, не хочет читать, плачет, читает медленно и скорость не увеличивается со временем, при чтении много ошибок (читает как бы из середина слова, читается в зеркале, пропускает и заменяет буквы).

Основные факторы:

  • «Механическое чтение» — непонимание прочитанного текста в целом и отдельных предложений;
  • читает только короткие знакомые слова;
  • медленное слоговое чтение;
  • допускает большое количество ошибок (подмена гласных, подстановки похожих согласных в характеристиках слухового произношения, сложение гласных, перестановка звуков, пропуск звуков, слов, предложений), а также, но реже, например, чем у детей англоговорящие, «зеркальные» ошибки, инверсии;
  • при чтении бывают перерывы в звучании текста;
  • сложность понимания текста или отдельных его разделов;
  • невозможность повторить прочитанное;
  • пропускать слова при чтении, не обращая внимания на незначительность чтения.

Дополнительные факторы и недостатки не всегда являются признаками болезни. Если несколько точек в списке сходятся, нужно обратиться к специалистам:

  • часто трет глаза;
  • чтение с неестественного ракурса;
  • при чтении подносить книгу к глазам (при отсутствии нарушений зрения);
  • читать одним глазом или по очереди закрывать глаза (при чтении старайтесь повернуть голову так, чтобы можно было читать одним глазом);
  • жалобы на переутомление;
  • головная боль;
  • нежелание делать домашнее задание, связанное с чтением;
  • особенности функционирования внимания, памяти, рассеянности, невнимательности, дезорганизации, возникают трудности с восприятием времени;
  • испытывает трудности с запоминанием простейших детских стишков (при этом не имеет проблем с памятью), испытывает трудности с распознаванием детских стишков;
  • проблемы с оценкой письменной информации, изображений, не связанных с визуальными впечатлениями;
  • незначительные или явно заметные нарушения координации в пространстве, медленные или неуклюжие движения;
  • трудности в овладении орфографией и каллиграфией.

Как выглядит дисграфия

Пожалуй, наиболее частый симптом дисграфии (от греч. Dis — «потеря чего-то, разлад» и grapho — «писать») — плохое письмо. Люди с этим расстройством также часто делают ошибки, которые нельзя объяснить незнанием грамматики.

Другие общие симптомы (например, дислексия, ни один из них не является достаточным для подтверждения диагноза):

1) несогласованность почерка (один человек пишет то курсивом, то печатными буквами, то крупными, то мелкими);
2) некоторые слова могут прерываться, сливаться с соседними или даже «исчезать» полностью»;
3) буквы часто теряются или путаются (особенно если они похожи по форме, например P и b);
4) необычные движения и положение тела при письме;
5) трудности с переписыванием текстов;
6) трудности с выражением мыслей на бумаге.

Причины плохого почерка при дисграфии точно не определены: возможно, виновата плохо развитая мелкая моторика, возможно, отвращение к письму (как правило, людям не нравятся те виды деятельности, в которых они слабы).

Проблемы с восприятием звуков и букв, характерных для дислексии, также могут влиять на письмо, что затрудняет различение двух диагнозов. Во-первых, оба заболевания нередко возникают у одного и того же человека. Во-вторых, многое зависит от медицинских определений этих терминов, и они могут варьироваться от страны к стране, от системы к системе, от врача к врачу. Некоторые, например, называют дисграфией только проблемы, связанные с недостаточно развитой ручной моторикой при письме.

Общие сведения

Дислексия — специфические трудности в овладении навыками чтения из-за неразвитости HMFs, участвующих в реализации процесса чтения. Распространенность дислексии среди детей с нормальным интеллектом составляет 4,8%. Дети с тяжелыми нарушениями речи и ХБП страдают дислексией в 20-50% случаев. Соотношение заболеваемости дислексией у мальчиков и девочек составляет 4,5: 1.

Исходя из выраженности нарушения процесса чтения в современной логопедии принято различать дислексию (частичное нарушение навыка) и алексию (полная неспособность овладеть навыком или его потеря). Дислексия (алексия) может наблюдаться изолированно, но чаще она сопровождает другое нарушение письменной речи — дисграфию.

Дислексия
Дислексия

Когда обратиться к врачу?

Любые признаки дислексии должны стать поводом для обращения за помощью к логопеду. Большинство детей учатся читать в детском саду или начальной школе, в то время как дети с дислексией часто не могут выучить основы чтения к этому времени. Недостатки чтения в раннем возрасте могут быть нормой.

важно не только выявить проблему, но и дифференцировать ее. Грамматические ошибки и неправильное произношение слов при чтении могут восприниматься взрослыми как нежелание учиться, недостаточное внимание к обучению или проявление плохих интеллектуальных способностей. Важно как можно быстрее пройти соответствующую диагностику, так как чем раньше будет инициирована коррекция с использованием специальных и специализированных условий обучения, тем с меньшими трудностями ребенок столкнется в будущем.

Что делать, если у ребенка есть признаки дислексии

Важным аспектом коррекции является создание специальных образовательных условий для детей с дислексией. В России этого можно добиться с помощью специальных индивидуальных программ в школе и дополнительных занятий с логопедом, которые должны быть организованы бесплатно 5. При необходимости родители вместе с учебным заведением могут принять решение о необходимости семейного воспитания на дому.

Если у ребенка проблемы с успеваемостью в школе, ему сложно читать и запоминать новую информацию, родителям следует:

1. Свяжитесь со специалистом:

  • логопед;
  • психолог;
  • коррекционный педагог;
  • невролог.

2. Пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

Поможет определить, есть ли у ребенка инвалидность, после чего будет рекомендован один из вариантов адаптированной образовательной программы (5.1 или 5.2).

3. Обратитесь в школу, где учится ребенок. Там детям с ограниченными возможностями необходимо обеспечить особые условия обучения:

  • аудиторные занятия по адаптированной программе;
  • занятия с логопедом и психологом (не менее 5 часов в неделю).

Для детей с дислексией применяется отдельная адекватная система оценки успеваемости. Впоследствии ребенку выдается стандартизированный сертификат. Когда они сдают экзамен, дети с дислексией получают дополнительные полтора часа на экзамен.

4. Обратиться в городской центр психологической, педагогической, медико-социальной помощи (центр ППМС). При отсутствии логопеда в школе уход за детьми с дислексией должны осуществлять специалисты центра ПМПК, при этом справка ПМПК при этом не требуется.

5. При необходимости обращаться в негосударственные центры психолого-педагогической помощи 5.

Диагностика

При подозрении на дислексию проводится комплексное обследование, цель которого — точно выявить недуг и исключить другие патологии, в том числе соматические, сопровождающиеся подобными симптомами. Как правило, диагноз ставит логопед.

Первым этапом обследования является сбор данных анамнеза. При этом уточняется наличие подобных нарушений у родственников, а также патологий беременности, родовых травм и врожденных заболеваний и других патологий, которые могут привести к поражению центральной нервной системы.

Далее проводится логопедическое обследование, в рамках которого оцениваются следующие показатели:

  • Формирование словарного запаса, грамматика, фонематика, звуковое произношение, связная речь.
  • Состояние письменной речи (копия с образца, письмо под диктовку, самостоятельное письмо).
  • Уровень владения чтением (ритм, правильность, методика чтения, понимание прочитанного, наличие типовых ошибок).
  • Состояние анализа и синтеза речи.
  • Уровень обучения визуальному распознаванию букв.

При необходимости дифференцировать с неврологическими и психическими расстройствами назначается консультация смежных специалистов — невролога, психиатра. Также могут выполняться аппаратные методы диагностики: электроэнцефалография (ЭЭГ), магнитно-резонансная томография (МРТ). Признаки нарушения зрения являются поводом для обращения к офтальмологу и сдачи соответствующих диагностических анализов.

Классификация

По основным проявлениям различают буквальную дислексию (связанную с трудностями усвоения отдельных букв) и вербальную (связанную с трудностями чтения слов.

В соответствии с нарушенными механизмами принято выделять следующие формы нарушения чтения:

  • Фонематическая дислексия (из-за неразвитости фонематического восприятия, анализа и синтеза)
  • Семантическая дислексия (из-за отсутствия слогового синтеза, плохого словарного запаса, непонимания синтаксических связей в структуре предложения).
  • Аграмматическая дислексия (из-за неразвитости грамматического строя речи, морфологических и функциональных обобщений)
  • Мнестическая дислексия (из-за нарушения языковой памяти, трудности подбора букв и звуков)
  • Дислексия зрительного нерва (из-за отсутствия формирования зрительно-пространственных представлений)
  • Тактильная дислексия (из-за нечеткости тактильного восприятия у слепых).

Таким образом, фонематическая, семантическая и аграмматическая дислексия связаны с несформированными языковыми функциями, а мнестическая, оптическая и тактильная дислексия — с несформированными психическими функциями.

Причины

Этиология дислексии многофакторна, связана с генетической наследственностью и факторами риска окружающей среды. Среди множества причин развития дислексии можно выделить:

  • Генетически детерминированные нарушения чтения. Было обнаружено, что гены-кандидаты в развитие дислексии (DCDC2, DYX1C1, ROBO1, KIAA0319, C2orf3 и MRPL2) отрицательно влияют на регуляцию миграции нейронов, что вызывает изменение физиологически нормального морфогенеза коры головного мозга и приводит к к нарушению нейронных связей на клеточном / сетевом уровне. В результате нарушается процесс обучения, что требует своевременной, быстрой и точной интеграции нейронных систем.
  • В анамнезе пре / перинатальная патология (нарушения структур головного мозга по гипоксическому типу) — предлежание плаценты, аномалии развития пуповины, преждевременная отслойка плаценты, асфиксия плода при затяжных родах, черепно-мозговая травма при использовании методов механического родоразрешения, травма в области плода послеродовой период.
  • Токсические эффекты (при алкоголизме матери, бесконтрольном приеме лекарств, заболеваниях беременной (сахарный диабет, нефропатия и др.), Несовместимости крови плода / матери, ядерной желтухе новорожденных).
  • Инфекционное воздействие на структуры головного мозга плода / младенца при заболеваниях беременной женщины или ребенка в послеродовом периоде (нейроинфекция, корь, эпидемический паротит, краснуха, герпес, полиомиелит, грипп, инфекционный гепатит, ветряная оспа и другие бактериальные / вирусные инфекции).
  • Явная / скрытая леворукость.
  • Психотравма в раннем детстве.
  • Социальные факторы в виде дефицита речевого общения, неблагоприятной языковой среды, среды, двуязычия, раннее начало / высокая скорость обучения, педагогическая пренебрежение.

Ниже схематически представлены основные причины дислексии.

Дислексия

Что поможет человеку с расстройствами обучения

Прежде всего, вам нужно научиться самообороне — умению отстаивать свои интересы. Если вы находитесь на новой работе или в школе, вам необходимо уметь сообщать о своих характеристиках и потребностях другим таким образом, чтобы достичь максимального взаимопонимания.

Например, занятия, требующие навыков чтения и письма, должны иметь больше времени для человека с дислексией и дисграфией. В классе вы можете попросить учителя сделать его или ее заметки. В учебных заведениях западных стран есть специальные программы для людей с такими недугами.

Развитие мелкой моторики может помочь при дисграфии. Вам также необходимо попрактиковаться в выражении своих мыслей на бумаге и каждый раз проверять орфографию и синтаксис.

«Большинство людей по мере взросления приспосабливаются к имеющимся у них недостаткам. Если человек понимает, что у него что-то не работает, он учится делать это по-другому — например, использовать только те слова, которые он обязательно напишет », — говорит Ирина Пасечник.

С возрастом пластичность нашего мозга снижается. Поэтому, по словам Пасечника, коррекция обучаемости уже не будет такой эффективной, как в детстве, но улучшения все же возможны. Психолог рекомендует такие занятия, как боевые искусства и йога: «Такие упражнения требуют сложной координации, благодаря которой они развивают взаимодействие разных областей мозга и сильно помогают не только телу, но и, как ни странно, голове».

Физическая активность действительно может быть полезной. Дислексия часто связана с мозжечком — областью мозга, отвечающей за координацию движений. В Великобритании было проведено исследование, в котором участники (дети) месяцами выполняли простые физические упражнения. В результате испытуемые улучшили не только моторику, но и языковые навыки, а также научились читать.

Некоторые ученые, такие как профессор Йельского университета Салли Шейвиц, считают, что упражнения не могут вылечить дислексию, но они могут помочь людям с дислексией чувствовать себя более уверенно и справляться с тревогой.

Когда возникают трудности с обучением, самое важное — делать ставку на свои сильные стороны. Где искать преимущества и как ими пользоваться?

Лечение


Работа с логопедом помогает овладеть азами чтения. Фото: uflypro / freepik.com

В настоящее время не существует метода коррекции изменений в головном мозге, вызывающих дислексию. Однако ранняя диагностика и соответствующее лечение могут привести к хорошим результатам и приобретению навыков, необходимых для полноценной жизни.

В большинстве случаев дислексия лечится специальными педагогическими методами. Применяйте подходы, основанные на использовании слуха, зрения и осязания для улучшения навыков чтения. Вовлечение нескольких органов чувств для обучения, таких как прослушивание записанной речи и одновременный контроль букв и слов, произносимых пальцем, может помочь улучшить обработку полученной информации 3.

Эта процедура направлена ​​на то, чтобы помочь ребенку приобрести следующие навыки:

  • Узнавайте и используйте мельчайшие звуки, из которых состоят слова (фонемы).
  • Помните, что буквы и комбинации букв соответствуют определенным звукам и словам.
  • Будьте в курсе прочитанной информации.
  • Повысьте точность, скорость и качество чтения.
  • Пополните свой словарный запас узнаваемыми и понятыми словами.

Выбор той или иной методики, подхода напрямую зависит от причин и формы дислексии, поскольку основной упор может быть сделан на приобретение определенных навыков, например, на формирование слов или развитие слуховой речи и голосовой памяти.

В некоторых случаях препараты ноотропных групп (пирацетам, аминофенилмасляная кислота) могут использоваться в качестве адъювантной терапии для стимуляции образования нейронных связей и улучшения мозговой активности).

Как помочь своему ребенку с дислексией?

Родители также могут внести значительный вклад в исправление детской дислексии, следуя ряду простых советов и уловок. Чтобы сгладить симптомы болезни 4:

  • Читайте вслух своему ребенку. Это улучшит ваш словарный запас и навыки аудирования, а также разовьет интерес к книгам.
  • Вместе читайте книги. Совместное чтение с последующим обсуждением и анализом прочитанного способствует исправлению дислексии.
  • Усильте покрытый вами материал. Повторное чтение любимой книги укрепит ваше понимание и убедитесь, что вы полностью знакомы с текстом.
  • Пусть ваш ребенок читает сам. Детям также необходимо уметь читать самостоятельно, что способствует их независимости и уверенности.
  • Сделайте чтение забавным. Чтение должно доставлять удовольствие, а не рутину. Используйте книги, которые интересуют вашего ребенка, и убедитесь, что чтение проходит в непринужденной и комфортной обстановке.


Совместное чтение помогает детям развить необходимые им навыки обучения. Фото: Kuzmichtudio / Depositphotos

Механизмы развития дислексии

Развитие письма и чтения — сложный процесс. Всего в нем принимают участие 4 анализатора:

  1. речевой движок — отвечает за артикуляцию;
  2. речевой слух — помогает человеку выбрать подходящую фонему;
  3. визуальный — помогает человеку выбрать подходящую графему;
  4. двигатель — превращает графему в кинематограф.

Все эти действия выполняются в прецентральной извилине мозга и завершаются в течение 10-11 лет.

К письму должна быть приложена причина. За этот процесс отвечает кора головного мозга, расположенная во фронтальной части.

Исходя из всего этого, можно понять, что чтение и письмо — это многоуровневая работа. Это значит, что только при слаженной работе анализаторов и целостности структур мозга ребенок сможет полноценно писать и читать.

Если у человека серьезные нарушения хотя бы одного из рецепторов (слуха, зрения), то ему придется следовать сложным схемам тренировок. В этом обучении больше используются навыки других анализаторов.

Не многие знают, что у человека есть 3 типа слуха. Первый тип — это физический слух. Это позволяет нам различать шелест листьев, шум воды или хруст снега под ногами.

Второй — музыкальный. Именно с его помощью человек может наслаждаться любимой музыкой.

Третий тип — речевой слух. Некоторые люди одарены безупречным музыкальным и физическим слухом, но в то же время обладают посредственной речью. С помощью голосового слуха человек может уловить тончайшие нюансы сказанного, отличить один звук от другого. Если этот тип слуха развит слабо, человек не может различать похожие созвучия, в результате слова, произнесенные собеседником, воспринимаются как искаженные.

Дети с нарушениями слуха не могут нормально читать и писать. Ведь ребенок не может правильно читать, если недостаточно четко слышит речь. Он не может научиться правильно писать слова, потому что не знает значения букв. Задача усложняется еще и тем, что, когда ребенок пишет, он также должен уловить нужный звук, чтобы написать его в виде знака (буквы). По этой причине трудно обучать детей с проблемами слуха.

Люди не только слышат слова, но и обладают особым зрением на буквы. Это означает, что человеку недостаточно просто писать, чтобы увидеть свое окружение. Он также должен иметь зрение, чтобы буквы запоминали и воспроизводили свои очертания.

Если учитель считает, что проблемы нет

— Как поговорить с учителем об этой проблеме? Можно ли запугать учителей этим словом — дислексия? Как вы можете разработать общую стратегию помощи своему ребенку?

— Если дислексия не сочетается с вторичными нарушениями (умственная отсталость, задержка психоречевого развития), учителя не следует ничем пугать. Такой ребенок, помимо чтения, может успевать по всем предметам.

Если есть сочетание с другими первичными проблемами, то необходимо привлечь специалистов для решения основных проблем.

Для всех остальных детей с дислексией создайте особые условия обучения, возможность подключения исправных анализаторов (множественные устные задания, в которых ребенок добивается успеха).

Учителя должны привлекать родителей как союзников, а родители — учителя, правильно аргументировать, что учитель не виноват, что он не научил ребенка умению читать, что необходимо поставить диагноз (если да), и тогда организуйте помощь в жизни.

Время инклюзии активно наступает: каждый должен жить среди всех. Если у детей есть особые потребности и недостатки, им следует оказывать профессиональную помощь.

— Если учитель против и считает проблему ужасной или «не проблемой» — как это сделать?

— В любом случае это особенный ребенок, к нему надо как-то приспосабливаться, в то же время дислексия — не поблажка бездельничанию.

С одной стороны, учителю нужна помощь, потому что корректура не входит в компетенцию учителя. Ребенку потребуются дополнительные занятия у логопеда, у нейропсихолога, возможно, у врачей: невролога, офтальмолога и других.

И если учитель не хочет принимать ребенка из-за субъективных факторов, это конфликтная ситуация. Здесь необходимо воспитывать учителя. Если возник конфликт, на помощь должны прийти психологи и доброжелательный административный ресурс.

Вот несколько простых рекомендаций, даже следование которым поможет ребенку с дислексией:

  • не заставляйте их читать вслух перед классом;
  • не заставляйте писать диктанты в стрессовой обстановке;
  • поручения давать не письменно, а устно;
  • максимально использовать аудиоматериалы и другие внешние носители;
  • использовать немаркированное обучение;
  • основывайте оценку на способностях ребенка, а не на стандартах.

Вот несколько советов учителю с таким учеником:

  • использовать принцип преемственности между воспитателями-корректорами и учителем;
  • организовать специальные консультации для специалистов и педагогов по проблемам детей с дислексией;
  • дети с дислексией должны учиться и развиваться среди своих сверстников, их нельзя отлучать от класса, но им нужны дополнительные занятия с учителями;
  • результат достигается кропотливой работой, даже дополнительной (это касается и родителей).

Но какие бы рекомендации мы ни давали, мы должны помнить, что все дети будут сдавать один экзамен. Перед ним, оказывается, все равны. И тогда еще нужно помнить, что еще не все. Нам нужны новые законы о различных формах сертификации. Некоторые дети с дислексией, в зависимости от их характеристик, не могут сдать экзамен в форме теста, так как у них проблемы с восприятием печатного текста. Другими словами, наши дети должны иметь возможность выбирать форму сдачи выпускного экзамена: письменно, устно, в форме теста и так далее

Симптомы

Симптомы дислексии у детей могут широко варьироваться в зависимости от типа дислексии, возраста и психических особенностей ребенка. Помимо специфических симптомов для каждой формы дислексии, существует также общая симптоматика, которая встречается у большинства детей.

К основным признакам относятся: слаборазвитая способность к чтению, неспособность запоминать буквы, дефекты речи, неточное использование / понимание слов, плохой словарный запас, искажения структуры речи / звуко-слогового письма (изменение последовательности букв / слогов, буква за — чтение буква / буква за словом, пропуск слов, непоследовательность, отсутствие развернутых предложений), нарушение понимания прочитанного текста, несогласованность частей речи по падежу, числа и пола, затруднения при воспроизведении ряда 3-5 звуков / слов.

Дислексия у детей часто сопровождается сопутствующими симптомами, такими как:

  • Быстрая утомляемость.
  • Жалобы на головную боль после чтения.
  • Плохая концентрация / проблемы с памятью, плохая координация.
  • Избегайте чтения / письма.
  • Гиперактивность / раздражительность.
  • Дезориентация / отвлечение.
  • Яркие эмоциональные реакции.
  • Раздражительность.
  • Плохая организация.

Симптомы дислексии у взрослых практически одинаковы. В то же время взрослые успешно «маскируют» характерные симптомы дислексии. Как правило, дислексия у взрослых сопровождается психологическими трудностями в виде эмоциональной нестабильности, психологического неблагополучия; отвлечение и склонность к мечтаниям, трудности с сосредоточением внимания на проблеме, склонность к быстрой потере интереса, желание уйти от реальности, неуверенность, страх совершить ошибку, высокий уровень беспокойства.

Источники

  • https://www.pravmir.ru/disleksiya-chto-eto/
  • https://www.invitro.ru/library/simptomy/27024/
  • https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/speech-disorder/dyslexia
  • [https://knife.media/dyslexia-dysgraphia/]
  • [https://MedPortal.ru/enc/neurology/reading/disleksiya/]
  • [https://medside.ru/disleksiya]
  • [https://www.mosmedportal.ru/illness/disleksiya/]

Оцените статью
Блог про развитие речи