Коррекционная работа при псевдобульбарной дизартрии: речевые симптомы

Речевые и неречевые симптомы дизартрии

Симптомы речи:

1) Нарушение формирования голоса.

2) Нарушение звукового произношения (практически всех групп звуков). В зависимости от степени повреждения может быть нарушено произношение всех или нескольких согласных. Также может нарушаться произношение гласных звуков (они нечетко произносятся, искажаются, часто с гнусавым оттенком).

3) Страдает так называемая вокальная просодия (совокупность ритмических и интонированных средств речи), в том числе: тембровая (глухая, хриплая, монотонная, приглушенная, глухая; может быть гортанной, форсированной, напряженной, прерывистой и т.д.); сила голоса; ритм; Пауза; ритм; модуляция (ребенок не может произвольно менять тон); логическое ударение; голосовое дыхание; интонация; эмоциональная окраска; голосовой полет; дикция и общая мелодия выступления. Именно просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное влияние на процесс общения.

4) Нарушение восприятия фонем (звуков) и их различения. Возникает из-за нечеткой и нечеткой речи, не позволяющей сформировать правильный слуховой образ звука.

5) Нарушение грамматического строя речи и плохой словарный запас.

Невербальные симптомы.

Для дизартрии характерно наличие в той или иной степени неязыковых симптомов, затрудняющих процесс овладения языком:

1. Парез и паралич мышц туловища и конечностей, мышц речи. Из-за пареза ребенок сильно или полностью ограничен в движениях, что приводит к нарушению зрительно-пространственной репрезентации, так как дети воспринимают пространство «в пределах своих шагов»; парез речевых мышц мешает нормальному произношению звуков.

2. Нарушение познавательной деятельности: из-за ограничений, вызванных парезом и параличом рук, ребенок не может полноценно заниматься познанием окружающего мира, потому что, держа предметы в руках, поднося их ко рту, пытается «попробовать на вкус» им., ребенок получает представление о поверхностях (гладких, шероховатых), формах, размерах, температуре (холодная, горячая) и т д

Если ребенок не имеет представления о различных характеристиках предметов (пространственных, структурированных и др.), Это вызовет трудности с указанием этих характеристик на словах. Те один ребенок не сможет сказать дальше или ближе к нему, что есть предмет, какой предмет ниже, какой выше и т.д.

Парез глазодвигательных мышц также приводит к задержке развития познавательной активности ребенка. При этом типе пареза прерываются такие функции, как пристальное внимание к объекту, «изучение» его глазами, «погоня» за движущимся объектом и быстрый поиск объекта глазами. Это может обернуться конкретными нарушениями письма и чтения, затрудняющими освоение рисунка, геометрии, географии, рисования и других предметов.

3. Эмоционально-волевые расстройства в зависимости от места и времени поражения головного мозга имеют разную степень выраженности и особенности проявления

4. Вторичные психические слои. Обычно связано с ощущениями ребенка по поводу своей неполноценности.

Все эти симптомы дополнительно негативно влияют на речевое состояние ребенка, ход и эффективность коррекционной работы с ним.

Коррекция и лечение псевдобульбарной дизартрии у детей

Терапия комплексная и включает работу с логопедом, неврологом, нейрохирургом, физиотерапевтом, физиотерапевтом, массажистом. Логопедическая коррекция псевдобульбарной дизартрии у детей проводится с одновременным лечением патологии, приведшей к нарушению речи, и программой реабилитации.

В комплексное лечение входит:

  1. Устранение причины, которая у каждого пациента разная. При нейроинфекции проводится антибактериальная терапия, при гематомах, объемных образованиях — хирургическая операция с удалением патологического очага, при энцефалопатиях — восстановление кровотока;
  2. Логопед использует логопедический массаж для устранения повышенного тонуса артикуляционных мышц. Для усиления эффекта выполняются дыхательные упражнения и гимнастика для суставов для исправления произношения проблемных звуков. Устранив дефекты, специалист работает над тем, чтобы ребенок начал говорить не только правильно, но и выразительно. Это долгий процесс;
  3. Программа реабилитации направлена ​​на закрепление результата основного лечения и предотвращение рецидива заболевания. Включает лечебную физкультуру, массаж, рефлексотерапию. При необходимости за детьми наблюдает психолог. Чаще всего во время восстановительного лечения назначают ноотропы, витамины, нейропротекторы.

Сроки лечения, его продолжительность определяет логопед в зависимости от имеющихся нарушений при псевдобульбарной дизартрии, их степени тяжести. Обычно существует несколько курсов.

Профилактика

Профилактические меры предполагают предупреждение развития патологических процессов, нарушающих речевые навыки. Чтобы избежать начала болезни, рекомендуется:

  1. Оперативно лечите абсцессы, инфекционные заболевания и другие патологии.
  2. Избегайте черепно-мозговых травм, травм спинного мозга и сильных стрессов, нарушающих работу нервной системы.
  3. При работе с опасными веществами соблюдайте меры безопасности, чтобы ядовитые пары не попадали в организм.
  4. Укрепите организм витаминными комплексами (по согласованию с врачом). Это поможет избежать кислородного голодания и нарушения мозгового кровообращения.
  5. Регулярно контролируйте уровень артериального давления, чтобы исключить нарушение кровообращения и сосудистой системы.

Корковая дизартрия

Кортикальную дизартрию очень сложно выделить и распознать. При этой форме нарушаются произвольная моторика артикуляционной системы. По своим проявлениям в области звукового произношения корковая дизартрия напоминает моторную алалию, так как, в первую очередь, нарушается произношение сложных слов в структуре звучного слога. Детям сложно в динамике переходить от одного звука к другому, от одной артикуляционной позы к другой. Дети умеют четко произносить изолированные звуки, но в речевом потоке звуки искажаются, происходят замещения. Особенно сложно сочетать согласные. В ускоренном темпе появляется неуверенность, похожая на заикание.
Однако, в отличие от детей с моторной алалией, у детей с этой формой дизартрии нет нарушений в развитии лексико-грамматической стороны речи. Кортикальную дизартрию также следует отличать от дислалии. Детям сложно воспроизводить артикуляционную позу, им сложно переключаться с одного звука на другой. При исправлении обращают внимание на то, что ошибочные звуки исправляются быстро в отдельных высказываниях, но вряд ли автоматизированы в речи.

Виды заболевания

Выделяют несколько видов патологии, наиболее серьезным из которых является анартрия, сопровождающаяся тяжелым поражением лицевых мышц. При паретической форме наблюдается снижение мышечного тонуса, спастическая форма наоборот сопровождается повышением мышечного тонуса. Чаще всего у маленьких пациентов диагностируется смешанная форма псевдобульбарной дизартрии средней степени тяжести. Наиболее яркой его особенностью являются нарушения речи, которые усугубляются по мере прогрессирования болезни. Патология может выражаться в непроизвольном сжатии или растяжении губ, припухлости щек, хаотичных быстрых движениях языка.

Особенностью умеренной псевдобульбарной дизартрии является замена звонких согласных. В результате речь ребенка получается шипящей, непонятной.

Разновидности и их проявления

Помимо того, что существует несколько видов дизартрии, псевдобульбарная дизартрия в свою очередь проявляется в следующих формах:

1. Паретический. Для него характерна гипотония речи и общих скелетных мышц. Повышение тонуса можно наблюдать при произвольных движениях.
Паретические изменения распространяются на мягкое небо, губные и язычные мышцы. Изменить осанку сложно, и она значительно замедляется. Движения артикуляционной системы не синхронны с дыханием. Часто наблюдается обильное слюноотделение или синкинезия. Если голос громкий, он быстро уменьшается, становится слабым, монотонным, с гнусавым оттенком.
Произношение звуков нечеткое, нечеткое. Чаще нарушаются сосательный и жевательный рефлексы, но не на критическом уровне.

2. Спастический. Для него характерны гиперкинезы мышц гортани и губ, спастический парез языка, нарушенный тонус мягкого неба. Речь однообразная, гнусавая. Трудно поддерживать и изменять осанку сустава, часто присутствует бесшумный сустав. Речевая мускулатура находится в постоянном напряжении, ее провоцируют спазмы губных и язычных мышц. Сосание и глотание вызывают некоторые проблемы, дыхание нерегулярное и плохо выраженное. Выдох короткий, и слово можно вдохнуть.
Во время скачкообразных проявлений ребенок не может поддерживать ритм разговора, поэтому намеренно использует короткие предложения или отдельные слова. Смысл речи сохраняется, но разборчивость довольно плохая и зависит от речевых данных.

3. Смешанный. Наиболее частая форма псевдобульбарной дизартрии. Сложность заболевания заключается в том, что соседние группы мышц находятся в разной степени напряжения. Например, щеки и губы имеют повышенный тонус, а мышцы языка недостаточно напряжены.

4. Самая тяжелая форма — анартрия, которая характеризуется глубокими мышечными поражениями и полным отсутствием произвольной моторики как речевой, так и суставной систем.
Лицо ребенка, страдающего этой формой заболевания, напоминает маску с постоянно открытым ртом. Язык лежит, неподвижно, в нижней части ротовой полости, движения губ четко ограничены. Жевание и глотание затруднены. Разборчивой речи нет, иногда ребенок издает отдельные звуки.
При псевдобульбарной дизартрии наблюдаются такие проявления, как снижение мышечной функции языка, гиперсаливация и удушье. Эти дифференциальные признаки заболевания можно заметить уже на первом году жизни ребенка. Со временем к ним присоединяются и другие симптомы. В лингвистической деятельности страдает произношение звучных звуков, свист и шипение. Эти проявления характерны для всех форм болезни.

Особенности средней степени дизартрии

Дизартрия средней степени тяжести уже характеризуется серьезными дефектами произношения, мимики, жевания и глотания. Речь при этой степени дизартрии становится спутанной, нечеткой, непонятной.
Дети со средней степенью дизартрии обучаются в специализированных школах. Родственники через некоторое время привыкают и начинают понимать речь больного. Мимикрия при средней степени дизартрии оставляет желать лучшего. В большинстве случаев наблюдается слюноотделение. Прием пищи затруднен из-за дефектов жевания и глотания.

Патогенез

Регулирующие импульсы от нейронов моторной коры, ответственных за суставные органы, проходят через кортико-бульбарные тракты к ядрам бульбарных нервов. Под влиянием вышеупомянутых этиофакторов это взаимодействие нарушается. В результате активность ядер бесконтрольно возрастает, возникает гипертонус и гиперрефлексия суставных мышц. Повышение тональности голосовых связок затрудняет их дифференцированные колебания при прохождении воздушного потока, что приводит к дисфонии. Гиперрефлексия вызывает появление сложных безусловных рефлексов орального автоматизма, характерных для новорожденных. При этом снижается способность производить произвольные движения в суставах, в результате чего развиваются дизартрия и другие нарушения (дисфагия, затруднение жевательных движений). Сохраняются рефлекторные артикуляционные акты, не требующие участия коры головного мозга (например, облизывание губ при попадании в них пищи.

Классификация и стадии развития дизартрии

В зависимости от поражения структур головного мозга выделяют следующие формы дизартрии 9 .

Бульбарная дизартрия — следствие поражения бульбарной группы черепных нервов: языкоглоточного, блуждающего и подъязычного. Для него характерна слабость мышц сустава, снижение мышечного тонуса. В результате речь запутанная, крайне медленная, лицо обеднено мимикой.

Черепные нервы

Подкорковая дизартрия возникает при поражении подкорковых узлов головного мозга. Отличается наличием гиперкинезов — резких движений лица, неподконтрольных ребенку. Мышечный тонус меняется с нормального на повышенный. От этого страдает темпо-ритмическая организация речи.

Подкорковые узлы

Мозжечковая дизартрия наблюдается при поражении мозжечка или его связей с другими структурами нервной системы. Отличается спетой и «вырезанной» речью. Нет плавного перехода от одного слова к другому.

Мозжечок

Кортикальная дизартрия, как следует из названия, связана с повреждением коры головного мозга, а именно нижней передней центральной извилины одного или обоих полушарий. Также корковая дизартрия диагностируется с поражением доминантного полушария (у правшей — левого, у левшей — правого) в нижних постцентральных отделах коры. Дети с этой формой хорошо осваивают изолированное произношение звуков, но с большим трудом используют его в потоке речи, иногда вообще пропускают.

Лай

Псевдобульбарная дизартрия наблюдается при двустороннем поражении кортико-ядерных моторных путей, соединяющих ядра черепных нервов ствола мозга с корой. Для него характерна неспособность организовать четкие ритмичные движения. В раннем детстве такой ребенок часто порхает, с трудом жует; в пожилом возрасте обнаруживаются многочисленные проблемы с речью из-за плохой подвижности артикуляционных мышц, чрезвычайно запутывается речь.

Различают дизартрию разной степени:

Первая степень. Чаще всего говорят о стертой дизартрии, в этом случае дефекты звукового произношения могут быть малозаметными для окружающих. Выявляются логопедом и особенно стойкие при коррекции, а значит, придется потратить много времени и сил. Как правило, таких детей невролог наблюдает в 1-2 года, но из-за пластичности детской нервной системы многие симптомы компенсируются к 4-5 годам, ребенок их «преодолевает». Неприятный сюрприз — постоянные проблемы с дошкольным звуковым произношением.

Вторая степень. Дефекты звукового произношения сильно заметны окружающим, но в целом речь остается понятной. Наряду с речевыми симптомами наблюдаются также психологические симптомы. Часто наблюдается недостаток мелкой и крупной моторики, некоторая неуклюжесть, расстройство поведения, эмоционально-волевой сферы, синдром дефицита внимания, гиперактивность и т.д.

У детей с дизартрией первой и второй степени, как правило, довольно сохранено мышление.

Третий сорт. Понимать речь ребенка с дизартрией окружающим сложно. Часто непонятно, что говорит ребенок. Чрезвычайно ярко выражены невербальные симптомы. Критический уровень языкового недоразвития наиболее негативно отражается на поведении и мыслительных процессах ребенка. Можно говорить о прерывании работы практически всех психических функций: памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы и т.д.

Четвертая — самая тяжелая степень. Речь почти всегда непонятна даже самым близким людям или полностью отсутствует.

Вы можете рассчитывать на полную коррекцию звуков в речи первой и второй степени. Третья и четвертая степени диагностируются при грубых поражениях, например, у детей с церебральным параличом (ДЦП), здесь прогноз коррекции менее оптимистичный.

Осложнения

Осложнения дизартрии актуальны, в первую очередь, для ребенка, так как нарушение речи вызывает проблемы с адаптацией и обучением:

  • нарушение процесса чтения и письма;
  • проблемы с обучением в школе из-за нарушения восприятия звуков на фоне патологии;
  • трудности в общении со взрослыми и сверстниками, вызывающие психологические проблемы.

Причины дизартрии у детей

Причины дизартрии — органические поражения центральной и периферической нервной системы.

К ним относятся: асфиксия, родовая травма, гемолитическая болезнь, инфекционные заболевания, травма головы, нарушение мозгового кровообращения, опухоли головного мозга.

Как лечить дизартрию у ребенка?

Обследование и последующее лечение дизартрии у ребенка проводят нейропсихолог, логопед и невролог. Чрезвычайно важно проводить нейропсихологическую диагностику, дифференциальную логопедическую диагностику, а также ЭЭГ, УЗИ и, по показаниям, МРТ головного мозга.

Коррекция лечения дизартрии основана на ее форме, возрасте ребенка и уровне его развития (речь, двигательные и высшие психические функции).

Основными принципами лечения дизартрии у ребенка являются:

  • Сложность корректирующего действия. За коррекцией должны следить: невролог, нейропсихолог, логопед;
  • Раннее начало работы;
  • Следование законам нормального онтогенеза;
  • Опора на сохраненные или восстановленные функции;
  • Активное вовлечение родителей в коррекционный процесс.

Лечение дизартрии включает:

  • нейропсихологическая коррекция (сенсомоторная и когнитивная);
  • сенсорная интеграция;
  • мозжечковая стимуляция;
  • логопедический массаж (по показаниям);
  • работать с произношением звука и слоговой структурой слова;
  • коррекция темпо-ритмической структуры речи;
  • регуляция голосового дыхания;
  • развитие лексико-грамматического строя речи;
  • исправление или профилактика нарушений письма и чтения;
  • медикаментозная терапия (по показаниям);
  • лечебная физкультура (при детском церебральном параличе).

Примеры корректирующих упражнений

Нарушения моторики у детей с дизартрией требуют индивидуального обучения в учреждениях и дома. Ребенка обучают по разным направлениям: развитию моторики (общей, мелкой, артикуляционной), коррекции звукового произношения, формированию ритмико-мелодической стороны речи и совершенствованию дикции. Чтобы у ребенка развились сильные навыки во всей двигательной сфере, требуется много времени и использование разнообразных форм и методов обучения.

Например, работа над двигательными функциями осуществляется с помощью упражнений как в статике (устойчивые положения, такие как: держание рук, ног, определенные артикуляционные положения под счет), так и в динамике (движение). Обращается внимание на пространственную организацию движений (наклоны, повороты, шаги в разные стороны), произвольную регуляцию движений (например, остановку по сигналу), темпо-ритмичность (движения на счет, хлопающие действия, бросание мячей или мешков рассчитывать на балансировочной доске).

Степени и формы псевдобульбарной дизартрии у детей

Различают 3 степени псевдобульбарной дизартрии:

  1. Легкая степень характеризуется отсутствием серьезных нарушений. Замедлены движения артикуляционных органов. Речь понятная, но немного нечеткая и невыразительная. Возможно редкое удушье;
  2. При средней степени выраженности признаки псевдобульбарной дизартрии более выражены, речь практически непонятна окружающим. Есть проблемы с жеванием, глотанием, мимикой, слюноотделением;
  3. Особенностью тяжелой псевдобульбарной дизартрии является полная анартрия, то есть отсутствие языка. Рот постоянно открыт, нижняя челюсть «мерзнет», слюноотделение обильное, язык неподвижен. Сильно нарушается пережевывание и глотание пищи.

По другой классификации логопеды учитывают спастическую форму псевдобульбарной, паретической и смешанной дизартрии. Для спастики характерен спазм мышц, паретический — от пареза, смешанный имеет признаки двух форм.

Лечение в клинике «Энергия здоровья»

Клиника Health Energy предлагает каждому пациенту комплексное лечение дизартрии любой формы и степени. Опытные профессионалы работают в команде, дополняя друг друга. Мы предлагаем:

  • полная диагностика на современном оборудовании;
  • консультации опытных специалистов: неврологов, логопедов, отоларингологов и др.;
  • назначение современных препаратов для коррекции аритмии;
  • общеукрепляющий и лечебный массаж;
  • физиотерапия по показаниям;
  • При необходимости физиотерапия и мануальная терапия;
  • организация санаторно-курортного лечения;
  • научить родственников правилам развития речи, массажа и гимнастики.

Причины развития заболевания

Характеризуя псевдобульбарную дизартрию, опытные специалисты нашего Центра подчеркивают: эта патология врожденная. Причиной может быть внутриутробное инфицирование, неблагоприятная наследственность, конфликт резус-факторов между матерью и ребенком, преждевременные роды, детский церебральный паралич. Иногда болезнь развивается после родовой травмы.

Если у маленького пациента в первые годы жизни не наблюдались симптомы псевдобульбарной дизартрии, болезнь может быть спровоцирована:

1) травма головы,

2) нейрохирургические инфекции,

3) отит.

Если ребенок находится в группе риска, необходимо внимательно следить за его артикуляцией и мимикой и регулярно консультироваться у невролога. Симптомы псевдобульбарной дизартрии у детей могут появиться в любом возрасте.

Прогноз. Профилактика

Родителям детей с неврологическим диагнозом рекомендуется внимательно следить за своим языком и умственным развитием. Если речь ребенка отсутствует в трехлетнем возрасте или понятна только самым близким членам семьи, а окружающие его не понимают, это повод обратиться к логопеду.

Чтобы избежать сопутствующих дизартрии неязыковых проблем, необходимо как можно раньше (с 3-4 лет) приступить к развитию в дополнительных учебных кружках или работе с детьми дома. Скульптура и рисование разовьют зрительный, тактильный и моторный анализатор, уроки музыки благотворно повлияют на анализатор слуха. Ребенок не только удачно распознает звуки музыки, оценит их гармонию, но и лучше поймет звуки речи, легче складывает их в слоги и слова.

Дополнительные образовательные кружки (моделирование)

Уроки логоритмики или танцев для самых маленьких, физические упражнения для старших разовьют чувство ритма, координацию тела, ориентацию в пространстве. А главное, все эти занятия укрепят нервную систему ребенка, эмоционально-волевую сферу, разовьют внимание и усидчивость. В результате любые речевые проблемы решаются намного проще!

Для детей с первой и второй стадиями прогноз будет благоприятным в условиях раннего начала занятий у логопеда и невролога. Крайне важно неукоснительно выполнять все задания, кропотливый и добросовестный труд, к тому же строго дозированный — ребенка нельзя перегружать работой. Полезнее делать 3-4 раза в день по 5-7 минут, качественно выполняя все рекомендации логопеда. Работать нужно терпеливо, долго (в зависимости от особенностей ребенка и количества беспокоящих звуков). В этом случае можно рассчитывать на полную коррекцию речи: нормативное произношение, хорошую дикцию.

довести речь детей третьей и четвертой стадии дизартрии (особенно тяжелых недугов) до абсолютной нормы вряд ли удастся, но существенно улучшить речевое общение, сделать ребенка вербально понятным для окружающих вполне возможно, и таким образом избежать многих психологических проблем.

Как и в более легких случаях, к исправлению нужно подходить со всей ответственностью, не допускать действия халатности, поддерживать в ребенке мотивацию, не позволять капризничать, уклоняться от работы, но и не перегружать!

Успех обеспечивается как профессионализмом логопеда, так и индивидуальными возможностями ребенка, серьезным отношением родителей к коррекции. Если гимнастику делать не каждый день, но время от времени рекомендации логопеда не соблюдаются правильно, то такие упражнения не будут иметь особого смысла — просто зря потрачены время и деньги.

Особенности стертой дизартрии

Стертая дизартрия — патология, при которой наблюдаются незначительные нарушения нервной проводимости суставных органов. Пациенты имеют легкие нарушения воспроизведения звука и дефекты стрессового позиционирования. Речь при стертой дизартрии нечеткая и не выразительная. У пациентов возникают трудности с воспроизведением звука некоторых фонетических групп, с их автоматизацией. Эта форма чаще встречается у детей. Признаки дизартрии наблюдаются и при письме: почерк при дизартрии неразборчивый, дети пишут медленно.
Стертая дизартрия диагностируется при определении неврологического и логопедического статуса.
Клинические проявления различаются в зависимости от локализации очага. При отмене корковой дизартрии нарушается только фонетика, с сохранением фонемы и правильности ударения, так как поражается только область коркового центра.
При поражении ядер и ганглиев наблюдаются выраженные стрессовые нарушения, но нарушения восприятия и звукообразования практически сохраняются или нарушаются незначительно.
Псевдобульбарная дизартрия приводит к равномерному нарушению всех компонентов речи, так как поражаются проводящие пути от коры к бульбарным ядрам.
Смешанная форма часто включает дефект звукового произношения и различия в звуках.
Легкая степень стертой дизартрии характеризуется минимальными проявлениями дефектов речи и стресса и нередко остается незамеченной. Но при тщательном обследовании у специалиста патология устанавливается. Коррекция стертой дизартрии легкой степени включает в себя дыхательную гимнастику, гимнастику для суставов и пальцев, логопед и общий массаж, коррекцию речи и т.д.

Методы лечения

Поскольку стертая дизартрия — это неврологическая проблема, в результате потребуется помощь невролога. Хотя логопед тоже принимает активное участие в лечебном процессе. Выполняются неврологические пробы, результаты которых дают основание для дальнейшего изучения анамнеза.

Для точной диагностики заболевания необходимо будет пройти следующие обследования:

  • МРТ или ультразвуковое исследование головного мозга
  • электронейрография;
  • электромиография;
  • электроэнцефалография;
  • трансканальная магнитная стимуляция.

МРТ головного мозга позволяет выявить повреждение его структуры, наличие новообразований или воспалительного процесса. Остальные исследования помогают определить степень повреждения, выбрать правильный и эффективный метод лечения.

Правильно подобранная индивидуальная терапия позволяет добиться положительной динамики в развитии болезни.

Способ лечения псевдобульбарной дизартрии определяет невролог или нейропсихиатр совместно с логопедом. В зависимости от типа и стадии заболевания используются следующие приемы:

  • коррекция логопедическими приемами;
  • фармакологическая терапия;
  • курс сеансов массажа;
  • Физиотерапия;
  • дыхательные упражнения.

Проявления дизартрии, даже если они не исчезают полностью, становятся контролируемыми и практически незаметными. Действие фармакологических препаратов направлено на облегчение симптомов и общего состояния пациента.

Диагностика

Для подтверждения диагноза требуется не только установить форму нарушения речи, но и основную патологию головного мозга. Оценка характера и степени травм головного мозга важна для последующего выбора тактики лечения и построения прогностических предположений. Диагностическое исследование проводится с помощью следующих основных обследований:

  • Неврологическое обследование. Невролог проводит осмотр, совместную проверку моторики, мимику. Определяются ограничение мимики, наличие псевдобульбарного синдрома: дизартрия, дисфагия, дисфония, сопровождающиеся гипертонусом мышц, повышением небных и глоточных рефлексов, появлением явлений орального автоматизма (сосательные, хоботковые рефлексы). Возможно выявление очагового неврологического дефицита, который предполагает локализацию патологического процесса.
  • Логопедический экзамен. В ходе исследования логопед оценивает состояние артикуляционных органов, устной и письменной речи, запоминания слуховой речи. У взрослых псевдобульбарная дизартрия преимущественно изолирована, не сопровождается нарушением внутренней речи. У педиатрических пациентов часто диагностируются РРР, ОНР, ЛБН.
  • Нейровизуализация. Наиболее информативной является МРТ головного мозга, позволяющая диагностировать зону инсульта, воспалительные очаги, дегенеративные процессы, посттравматические повреждения и опухолевые образования. Если МРТ противопоказана, проводится КТ головного мозга. Для оценки метаболизма головного мозга назначают ПЭТ-КТ.
  • Исследование спинномозговой жидкости. Прием жидкости производится с помощью люмбальной пункции. Анализ позволяет выявить воспалительные изменения, характерные для нейроинфекций, верифицировать возбудителя путем посева на питательные среды, ИФА, ПЦР-диагностики.
  • Оценка церебральной гемодинамики. Это необходимо при подозрении на хроническую цереброваскулярную недостаточность. По показаниям проводят УЗИ экстракраниальных сосудов, дуплексное сканирование головного мозга, МРТ сосудов головного мозга. Снижение мозгового кровотока, особенно в пожилом возрасте, может быть основным заболеванием и не исключает наличия другой причинной патологии.

Дифференциальный диагноз ставится в основном с бульбарной дизартрией, которая наблюдается при прогрессирующем бульбарном параличе. Напротив, псевдобульбарная дизартрия характеризуется повышенным тонусом и рефлексами, отсутствием атрофии языка и наличием оральных автоматизмов. Мозжечковая дизартрия отличается псевдобульбарным распевным характером речи, гипотонией мышц языка. В основе патологических изменений корковой дизартрии лежит поиск правильного рисунка сустава, который может сопровождаться синкинезией (шероховатость лба, высунутый язык).

Преимущества клиники

Современная многопрофильная клиника «Энергия здоровья» предлагает медицинские услуги высокого качества по доступной цене. Каждый пациент может рассчитывать на:

  • встреча по предварительной записи без долгих ожиданий в очереди;
  • вежливое и сдержанное обращение со стороны персонала;
  • помощь врачей широкого и узкого профиля;
  • при необходимости консультации с зарубежными специалистами;
  • полный спектр лабораторной, инструментальной и функциональной диагностики;
  • современные и глобальные подходы к назначению лечения;
  • врачебное наблюдение во время терапии, коррекция лечения при необходимости;
  • полная реабилитация с помощью физиотерапии, массажа, физиотерапии и т.д.;
  • выдача необходимых справок и заключений;
  • комфортабельный дневной стационар.

Дизартрия лишает человека способности быть понятым окружающим. При первых признаках «каши во рту» не стесняйтесь обращаться к специалисту, записывайтесь на прием в «Энергия здоровья».

Особенности тяжелой степени дизартрии

Тяжелая дизартрия характеризуется отсутствием речевой функции, маскировкой мимики, слюноотделением, тяжелыми нарушениями жевания и глотания. Рот пациентов постоянно открыт, язык не двигается. Дети учатся в специальных школах, где осваивают общеобразовательные предметы по индивидуальной программе.
1555ffa4407699aedad8298025ed6210.jpg

Преодоление дизартрии

Коррекция дизартрии у детей предполагает комплексный подход, то есть совместными усилиями логопеда, невропатолога, психолога.

Врач-невропатолог осуществляет медицинское наблюдение (назначает медикаментозное лечение, физиотерапию, массаж и т.д.); психолог обеспечивает развитие познавательных и эмоционально-личностных аспектов умственной деятельности; Логопед позаботится о корректировке всех аспектов речи ребенка.

Внимательные родители могут заметить у своих детей нарушения речи в раннем возрасте. Это позволит своевременно обратиться к нужным специалистам и помочь ребенку преодолеть свои проблемы.

В раннем периоде развития ребенка эти нарушения проявляются следующим образом:

В детском возрасте из-за пареза мышц языка, губ кормление грудью затруднено: его прикладывают к груди поздно (3-7 дней), отмечаются медленное сосание, частые срыгивания, удушье. Ребенку часто бывает сложно пережевывать твердую пищу, полоскать рот.

На ранней стадии речевого развития у детей может отсутствовать лепет, появляющиеся звуки имеют гнусавый тон, первые слова появляются поздно (к 2-2,5 годам).

При дальнейшем развитии речи сильно страдает произношение практически любого звука.

Экстрапирамидная дизартрия

Экстрапирамидная (или подкорковая) дизартрия — это форма нарушения речи, которая возникает в результате повреждения подкорковых узлов и их нервных связей. Для этой патологии характерны непроизвольные движения лицевых и дыхательных мышц, а также непроизвольные движения языка. Такие движения могут некоторое время не появляться и усиливаться, когда ребенок пытается совершить произвольное движение. При этом можно сохранить произношение отдельных звуков.

Общая разборчивость речи зависит от контроля речи и голосового дыхания и зависит от силы голоса. При хорошем голосе речь может быть вполне разборчивой. Слухи непостоянны. Как правило, при экстрапирамидной дизартрии характерно затухание голоса к концу предложения. Голос ребенка может быть глухим, напряженным. Нет беглости речи.

Подкорковая дизартрия характеризуется нарушением движений дыхательных и суставных мышц. Часто повышает тонус мышц шеи и плечевого пояса. В построении приговора нет стабильности. При резких спазмах речь невозможна. Кроме того, эта форма дизартрии может быть связана с проблемами слуха, такими как нейросенсорная тугоухость.

Читайте также: Рисование мятой бумагой: мастер-класс в детском саду

Оцените статью
Блог про развитие речи