- Значение игр с блоками Дьенеша в педагогическом процессе ДОУ
- Достоинства и недостатки методики Дьенеша
- Задачи и приёмы методики Дьенеша, актуальные для разных групп
- Разновидности игр и занятий с набором Дьенеша
- Занятия по ФЭМП
- Моделирование сказок на коммуникативных занятиях
- Физкультурные занятия и подвижные игры
- Сюжетно-ролевые игры
- Как использовать блоки?
- История создания
- Проведение игр с блоками Дьенеша в детском саду
- Таблица: картотека дидактических игр с использованием блоков Дьенеша
- Таблица: фрагменты конспектов игровых занятий с применением блоков Дьенеша в ДОУ
- Видео: развивающие игры с блоками Дьенеша для детей 3–4 лет
- Видео: интегрированное занятие с использованием логического набора Дьенеша
- Задания для старшей дошкольной группы (5-6 лет)
- «Украсим елку»
- Занятия с областями
- Открытое занятие с использованием блоков Дьенеша в ДОУ
- Таблица: пример конспекта открытого занятия по ФЭМП во второй младшей группе (фрагмент)
- Примеры схем к блокам Дьенеша для работы с дошкольниками
- Фотогалерея: задания для младших и средних дошкольников
Значение игр с блоками Дьенеша в педагогическом процессе ДОУ
Логические блоки изобрел венгерский математик и психолог Золтан Гьенеш. Набор для разработки состоит из 48 геометрических фигур, среди которых есть 4 формы (круглая и треугольная, квадратная и прямоугольная), 3 цвета (красный, желтый и синий), 2 размера (большой и маленький) и 2 толщины (объекты толстые и тонкие).)… Оказывается, в этом наборе не найти даже двух одинаковых деталей: каждая отличается от других хотя бы одним свойством.
Набор состоит из 48 фигур, ни одна из которых не похожа на другие
Достоинства и недостатки методики Дьенеша
Гиенеш разработал свою методику на основе не только педагогических, но и психологических исследований. Он позволяет эффективно и одновременно творчески знакомить детей с математикой с помощью интересных логических игровых заданий.
Золтан Динес выделил 6 этапов овладения математикой: от свободной игры, а затем игры по правилам до самостоятельного формулирования ребенком логических выводов и умозаключений.
Гиенеш создал свою теорию для детей от 3 до 8 лет с учетом физиологических особенностей этой возрастной группы. На практических занятиях дошкольники осваивают эту технику, как правило, легко и с интересом. Игры с блоками Dienes в детском саду наглядно демонстрируют, что ученики быстро приобретают способность анализировать и обобщать информацию, выполнять логические операции. Дошкольники учатся обозначать различные свойства предмета, замечать разницу и классифицировать предметы по их внешним характеристикам, выделять основные характеристики. У детей развиваются комбинаторные, аналитические, когнитивные и лингвистические навыки.
Преимущество метода венгерского ученого в том, что дошкольники приобретают сложные математические знания и навыки в непринужденной обстановке — в процессе игры, пения, выполнения движений. Ребенок даже не осознает, что усваивает такие сложные понятия, как, например, алгоритм или кодирование информации.
Метод Гинеша избавляет от утомительной домашней работы: ребенок учится математике легко и непринужденно
Однако есть и взрослые, которые считают теорию Гиенеша сложной и не вполне доступной для восприятия детей (несмотря на то, что российская педагогика признала методику очень эффективной не только для развития интеллекта, но и для творческих способностей личности дошкольник). К недостаткам набора логических блоков можно отнести следующие:
- недостаточное цветовое разнообразие;
- неправильное представление о толщине (в основном между фигурами нет плоских фигур, а только более или менее объемные);
- старшим дошкольникам иногда не хватает одного набора блоков для занятий;
- альбомы с упражнениями Гиенеш в открытом доступе не продаются.
Задачи и приёмы методики Дьенеша, актуальные для разных групп
Внедрение пособия Dienes в дошкольный педагогический процесс позволяет решить следующие группы задач:
- Образовательные:
- закрепление знаний по основным геометрическим фигурам;
- накопление знаний о свойствах предметов: форме и цвете, размере и толщине;
- совершенствование мыслительных операций: анализ и синтез, классификация, кодирование и расшифровка информации;
- формирование основ алгоритмического мышления.
- Развивать: улучшать память, воображение, внимание, творческие способности;
- Воспитательные: воспитание настойчивости, настойчивости, самостоятельности.
занятия с набором Dienes следует начинать уже с самых маленьких дошкольников — детей четвертого года жизни. Вначале педагог просто знакомит детей с пособием: дает им сортировать фигурки, пробовать на ощупь, играть с ними. После такой адаптации вы можете предлагать дошкольникам простейшие задания: например, выбрать из всего материала только желтые предметы (понятие «такие» — это «не то») или отсортировать их по размеру или толщине. На первом этапе (младшая группа) мальчики оперируют только одним свойством (например, цветом), на следующем (в среднем возрасте) уже осваивают 2, затем 3 и 4 свойства. Воспитанники старшего дошкольного звена систематической работой по методу Динеса осваивают алгоритмическое мышление: в этом возрасте вводятся логические цепочки и работают с символическими обозначениями.
На начальном этапе детям следует просто ознакомиться с новым пособием — рассмотреть и потрогать
В целом занятия с использованием блоков по мере обучения дошкольников усложняются в следующей последовательности:
- Задания на умение обнаруживать свойства фигур и переносить их в свойства других (аннотация).
- Стажеры имеют возможность сравнивать две или более группы на основе их характеристик.
- Развивайте способность классифицировать и обобщать.
- Тренируйте умение выполнять логические операции — стройте алгоритмы.
Чем чаще дети работают с набором Dienes, тем быстрее они будут готовы воспринимать более сложные правила в играх.
учителю полезно иметь возможность заинтересовать родителей упражнениями с логическим набором Dienes, демонстрируя элементы методики на одной из встреч. Ведь если мама и папа заинтересуются этим пособием и будут работать с ребенком дома, учебный процесс в детском саду станет более эффективным.
Любая образовательная деятельность будет наиболее эффективной при общении с семьей ребенка
Разновидности игр и занятий с набором Дьенеша
Организовать работу с логическими блоками в дошкольном образовательном учреждении можно в нескольких формах:
- занятия (в первую очередь, это формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) и развитие речи — моделирование сказок, а также сложные и комплексные, включающие разные виды деятельности);
- игры (обучающие, ролевые, мобильные);
- досуг (дизайн, визуальное творчество — составление изображений из блоков, использование их в качестве ориентира для предмета и т д.).
Занятия по ФЭМП
Чаще всего манипуляции с набором Dienes входят в содержание уроков FEMP. На основе фигур педагог предлагает детям различные задания, в ходе которых они закрепляют понятие формы, размера, количества и т.д. Чаще всего эти упражнения укладываются в определенный сюжет.
Традиционно блоки Гиенеш используются в дошкольных образовательных учреждениях на уроках математики
Например, Маша (героиня популярного мультфильма) испекла для Мишки пирожки разного цвета, размера и формы (их роль играют блоки Диенеша). Но все они смешались. Маша хотела оставить все круглые медведю, угостить медведя квадратными, а треугольные подарить бабушке и дедушке. Задача дошкольников — разобрать лепешки по тарелкам. Для себя Маша сделала аппетитный торт, который дети лепят из кубиков: большой желтый торт (большой круг) украшен двумя маленькими кружочками и маленьким треугольником, а все предметы имеют разный цвет.
Моделирование сказок на коммуникативных занятиях
Оказывается, с помощью набора Dienes можно построить увлекательный урок по развитию языка. С помощью кубиков лепят сказки. Метод моделирования позволяет дошкольнику сосредоточиться на логике изложения, ключевых характеристиках персонажа, метафоричности родного языка. Воспользовавшись кубиками Гиенеша, педагог символически обозначает главных героев сказки.
За основу можно взять известные дошкольникам русские народные сказки. Каждому ребенку выдается набор кубиков и повторяет действия за учителем: он ставит фигурки на свое рабочее место. Например, в сказке «Курица Ряба» дедушку и женщину можно обозначить большими прямоугольниками: дедушка — синим, а женщина — красным. И педагог после совместного обсуждения с детьми решает представить курицу в виде большого желтого кружка. Яичко, соответственно, будет маленьким желтым кружочком, а мышь — маленьким синим треугольником. Обозначив всех героев, педагог предлагает вспомнить их еще раз: показывает детям фигурку, они описывают ее свойства (цвет, форму, размер) и угадывают персонажа из сказки. В младшей группе лучше брать всего 3 параметра, толщина учитывается начиная со средней группы. На старшем уровне задание может быть усложнено: ребенку завязывают повязку на глаза, берет блок, называет его свойства и отгадывает героя.
Каждому герою сказки соответствует определенная фигура из набора Gienes
Так же на уроках общения можно поиграть с рассказами «Колобок», «Теремок», «Рапа», «Пых». Сказка «Теремок», например, интересна тем, что с помощью кубиков Dienes дети закрепят представление о размерах животных: например, лягушка и кролик будут маленькими треугольниками (соответственно красный и синий), а петушок и волк будут большими фигурами (красный треугольник и желтый квадрат). А моделируя белорусскую сказку «Слойка», дошкольники лучше всего узнают форму овощей: капуста, морковь, свекла, репа.
В средней группе учитель может импровизировать. Например, в сказке «Кот и петух» хитрая лисица обозначена большим толстым красным треугольником. А когда он в третий раз украл петуха, к нему в дом зашла кошка и украла лисьего сына — лису (маленький тонкий красный треугольник). Кот и лисица обменивались добычей, и с тех пор обманщик ни разу не появлялся на пороге кошачьего и петушиного дома. Такая импровизация, наряду с использованием набора Dienes, сделает урок развития языка более увлекательным для детей и поможет развить воображение.
Вместе со старшими дошкольниками педагог может сочинить свою сказку. Дети делятся на 3 группы и выбирают цвет своего королевства (в каждой группе есть ящик с кубиками). Воспитатель рассказывает сказку, а дошкольники распределяют по ролям персонажей фигурки (определенного цвета, в зависимости от королевства).
«В определенном королевстве, в определенном штате жил царь. Он был прочным, большим, толстым и напоминал прямоугольник (дети выбирают блок — большой толстый прямоугольник). У короля была королева, очень похожая на него, только более тонкая (выберите блок — большой тонкий прямоугольник). Жили очень счастливо, родили двоих детей, похожих на них, только маленьких (маленькие толстые и тонкие прямоугольники). И вот однажды…»
Затем сказку можно продолжить по замыслу самих дошкольников. Как вариант, можно использовать тему недели: герои отправились в лес собирать грибы или ягоды, завели питомца и так далее
Блоки Гиенеш также можно включить в урок по ознакомлению с окружающим миром для лучшего усвоения материала. Например, педагог рассказывает детям о Чувашской республике, ее характеристиках, в том числе характерных чувашских узорах, их символическом значении. Детское внимание обращено на то, что детали орнамента напоминают геометрические фигуры. А здесь педагог предлагает детям на время превратиться в мастеров и из кубиков Диенеш составить знакомые символы.
Физкультурные занятия и подвижные игры
Блоки развития Генеша также помогут сделать физическое воспитание более увлекательным. Его можно организовать как серию подвижных игр с геометрическими фигурами (последние используются как эталонные объекты, дома или дорожки).
Логические блоки подходят для использования на уроках физкультуры в дошкольном образовательном учреждении
Вот несколько примеров спортивных игр:
- Подвижная игра «Кошки-мышки» для пожилых людей и тренеров.
Каждой «мышке» (нескольким детям) педагог кладет на шею жетон с символическим изображением знаков блоков Гиенеша. У кота Васьки тоже есть жетоны. Мыши танцуют по кругу со словами:- Мыши танцуют
Кот дремлет на диване.
Заткнись, крысы, не шумите,
Не буди кота Ваську.
Васька-кот проснется
И разогнать хоровод.
В последнем предложении кот очень быстро надевает один из своих жетонов и начинает ловить «мышей». Жетон — это информация о типе «мышей», которых кошка намеревается поймать (которые имеют тот же символизм). В остальном Васька не боится — над ним могут подшутить, посмеяться над ним. Когда кошка ловит нужную мышь, она занимает ее место, и игра возобновляется.
Кот ловит мышей только с теми же символами, что и его собственнаяВ младшей группе игра начинается с одного свойства: цвета. По мере взросления правила усложняются, например, кошка ловит только желтых и квадратных мышей.
- Мыши танцуют
- Эстафета «Урожай» («Рыбалка», «Грузовой транспорт»). Капитан (наставник) находится в одном конце комнаты с корзиной и логическими блоками. Дошкольники стоят колонной с другой стороны. В центре зала по кругу разбросаны блоки Dienes. Для каждого участвующего ребенка учитель поднимает руку с определенной фигурой. Ребенку нужно выбрать такой же, пробежать и положить в корзину. Затем эстафета передается другому игроку.
В старших и подготовительных группах игра может быть сложной: педагог показывает не фигуру, а ее символические свойства. - Космический корабль. Дошкольники делятся на команды, каждая со своим набором Dienes. Учитель размещает на полу красный, желтый и синий кружки, над ними изображение ракеты. Задача игроков — как можно быстрее заполнить собственный круг такого же цвета фигурами (горючим) с заданным свойством (например, только толстый). Тогда ракета сможет выйти на орбиту и полететь.
Сюжетно-ролевые игры
Также большой интерес представляют блочные ролевые игры Dienesh. Их тоже можно взять за основу урока (зона «социализации»). Например, играя в «Магазине», дети обозначают деньги кубиками, а цены товаров — их символические свойства. Мальчики входят в отдел игрушек. У каждого покупателя всего 3 «деньги» (цифры). При покупке должно быть соблюдено одно важное условие: покупать можно только игрушку, которая содержит хотя бы один параметр блокировки (например, желтый или круглый и т.д.). На старшем дошкольном уровне игра усложняется: объект выбирается по двум критериям (например, большая круглая игрушка). Помимо игрушечного, в игру можно включить и овощно-фруктовый».
С помощью блоков Гиенеш можно организовать ролевую игру «Магазин», в которой фигурки будут играть роль денег
Другими вариантами ролевых игр, где следует использовать набор Dienes, могут быть «Почта» и «Поезд»: блоки указывают адрес на конверте, пакете, соответствие билета и местонахождение.
Как использовать блоки?
В набор, предназначенный для обучающих игр, входят не только сами блоки (48 геометрических фигур), но также альбомы и описания игр, которые можно использовать при организации урока с детьми.
Сами фигурки отличаются по нескольким параметрам, одинаковых элементов нет:
- есть несколько цветов: желтый, красный, синий;
- по форме блоки представляют собой геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник;
- размеры тоже разные, элементы могут быть как большими, так и маленькими.
- толщина: тонкий и толстый.
Дидактические игры с блоками Dienes разнообразны, и использование того или другого зависит от возраста и способностей конкретного ребенка. Кроме того, современные педагоги советуют обратить внимание на развитие ребенка: некоторые дети могут начать осваивать новые знания задолго до (или после) своих сверстников, но в этом нет ничего противоестественного.
Создатель методики предложил полагаться на несколько этапов работы с пособием.
- Бесплатная игра. Здесь нет никаких правил, ребенок их придумывает сам. Таким образом происходит первое знакомство с миром математических фигур.
- Играйте по правилам. Родители объясняют, что делать, задача ребенка — повторить. Например, «повторить выкройку» — ребенок должен собрать готовый вариант, представленный на рисунке, из фигурок набора.
- Математические игры.
- Знание чисел.
- Использование блоков Гиенеша для выполнения первых арифметических операций.
Переход к новому этапу должен быть постепенным, происходить в то время, когда малыш к нему готов.
История создания
Прекрасное руководство по развитию математических навыков, мышления и воображения появилось благодаря работам венгерского исследователя, учителя и математика Золтана Динеса, который поставил перед собой цель сделать понимание точных наук максимально увлекательным для детей. Основной принцип методики звучит так: обучение не должно проводиться в скучной форме, когда ребенок должен внимательно выслушивать объяснения, а затем повторять за учителем, а в ходе увлекательной игры, дающей старт развитию способности мыслить самостоятельно и проявлять воображение.
Гиенеш изучил специфику протекания познавательных процессов у дошкольников и выявил закономерность: дети хорошо усваивают простейшие числа и арифметические операции, но очень плохо понимают абстрактные категории. Дети пытаются найти ответ по готовому шаблону, что бывает не всегда. Поэтому педагог придумал такое пособие, в котором знакомство с самыми сложными понятиями происходит в наглядной форме.
В простой и понятной форме, развлекаясь, маленький ребенок знакомится с абстрактными категориями и понятиями, которые ему очень пригодятся как в школе, так и в старости.
Теперь не составит труда выбрать игру, подходящую для вашего ребенка, независимо от его возраста. Вы можете купить один из альбомов, уроки с которыми будут очень интересны дошкольникам (это альбом для самых маленьких — детей 2-3 лет, «Давай поиграем», «Давай займемся глупостью» и так далее).
Проведение игр с блоками Дьенеша в детском саду
С помощью набора Dienes можно создать огромное количество развивающих игр для разного дошкольного возраста.
В игре «Заверши картинку» ученики младшей группы выбирают блоки определенной формы (учитывается только это свойство)
Таблица: картотека дидактических игр с использованием блоков Дьенеша
Возрастной диапазон | Название игры | Описание |
Второй младший | «Волшебная сумка» | Педагог кладет блоки Dienes в непрозрачный тканевый мешок. Дети выходят из него, касаясь только больших или маленьких предметов (по заданию). |
«Очистка» | Задача детей — складывать в разные коробки тонкие и толстые блоки, большие и маленькие, определенной формы. Как вариант, вы можете отдать одни предметы игрушечному кролику, а другие — медведю. | |
«Найди лишнее» | Учитель выстраивает 3 логических блока в ряд, 2 из которых похожи по одному признаку, а третий — по разному (например, 2 синих и 1 желтый предмет). Задача ребенка — найти лишнюю фигуру и объяснить почему. | |
«Найди пару» | Фигурки выставляются, ребенок должен найти по паре каждую по определенному критерию (большой и маленький, большой и тонкий). | |
«Что изменилось» | Воспитатель ставит перед дошкольником несколько фигурок, напоминает их. Затем один из них удаляется или заменяется новым. Ребенок должен определить изменение. | |
«Продолжить цепочку» | Ребенок должен продолжить цепочку, чередуя блоки цвета, формы, размера или толщины. | |
«Завершите образ» | Детям предлагаются различные изображения, которые необходимо дополнить с помощью блоков Диенеш (указаны очертания фигур). В этом случае учитывается только их форма. | |
В среднем | «Найди сокровище» | Перед дошкольником ставится несколько кубиков, под одним кладем (монета, маленькая картинка и т.д.). Наводящие вопросы, которые ребенок задает взрослому, помогают определить, где находится сокровище: например, «Сокровище под желтым блоком?», «Сокровище под толстой фигурой?» и т.п. После успешного прохождения игры учитель и ребенок могут поменяться ролями — дошкольник уже прячет сокровище. |
«Угадай, что в коробке» | Блок прячется в коробке. Ребенок с помощью задаваемых вопросов должен угадать, какая фигура там спрятана. Например, «А в коробке есть синий кубик?», «Он большой?» и т.п. | |
«Завершите линию» | Взрослый человек выкладывает ряд из нескольких блоков. Ребенку нужно построить еще одну из приведенных ниже фигур, отличающуюся только формой (цвет, размер, толщина). | |
«Посадить клумбу» | Воспитатель предлагает детям разбить красивую клумбу по определенной схеме: например, посередине большой красный кружок, вокруг него — маленькие разноцветные квадратики, а вокруг — большие разноцветные треугольники. У каждого треугольника есть небольшой квадрат контрастного цвета (сердце цветка). | |
Пенсионеры и тренеры | «Логическое домино» | Набор блоков распределяется между детьми поровну (не более четырех участников), они перемещаются поочередно. При этом ходить можно разными способами: с фигурой другого цвета, формы, размера или с блоком того же размера, но другого цвета и формы. При отсутствии необходимой детали участник пропускает ход. |
«Угадай, что» | Ведущий обращается к детям от имени игрушки (например, Лунтика), говорит, что любит дарить друзьям подарки. У него их целая коробка. Лунтик уже выбрала подарок кузнечику Кузи и предлагает ребятам выбрать его для своих друзей. Но для этого нужно угадать, какого цвета приготовлена игрушка для Кузи. Лунтик прячет блок, и дошкольники угадывают его цвет. У угадывающего есть возможность выбрать подарок своему другу: теперь он уже скрывает деталь и просит угадать одно из своих свойств. | |
«Проложите дорожки к домам» | Воспитатель устанавливает 3 модели домиков (они могут быть картинками) для трех свиней. Между ними нужно проложить дорожки, но по определенному принципу. Например, на первом пути рядом не должно быть фигур одного цвета, на втором — одинаковой формы, на третьем — одинакового размера. По такому же принципу можно сделать венки для нарисованной елки, вагоны для поезда и так далее | |
«Рассел жильцы в доме» | В квартальном городе построен новый красивый дом и жители (кварталы) никак не могут заселяться. Им должны помогать дошкольники: при этом в каждой квартире должны быть жильцы одинаковой площади (или толщины). В усложненном варианте учитель не выражает условий, а использует символические изображения, где толщина — худой или толстый, размер — большой или маленький дом. | |
Настольная игра «Помогите кубикам выбраться из заколдованного леса» | Перед дошкольниками карта с изображением рощи, в которой потерялись фигурки. Улицы тоже нарисованы, на их перекрестках есть указатели, указывающие, какие фигуры могут идти по этому пути. Если знак перечеркнут, значит, по этому пути может двигаться только фигура, а не нарисованная. Затем мальчики один за другим убирают все блоки из волшебного леса, каждый раз думая, какой путь выбрать. Чтобы сюжет игры был увлекательнее, учитель может каждый раз оснащать фигурки новыми изображениями: например, это могут быть корабли, которые нужно вытаскивать из бурного моря (нужно нарисовать соответствующую карту). | |
«Сделать фото» | Детям предлагаются изображения предметов с очертаниями их составных частей. Каждый элемент имеет символическое обозначение, где указаны все его свойства (в младшем возрасте дети создают похожие изображения, основываясь только на форме своих блоков). |
При создании старшего дошкольного образа учитываются все свойства фигур, а не только форма (как в младшей группе)
Таблица: фрагменты конспектов игровых занятий с применением блоков Дьенеша в ДОУ
Автор и название урока | Ход урока |
Качакаева С.Б. урок математики «Дерево чудес» во второй младшей группе |
Воспитатель подводит дошкольников к модели дерева (на нее вешают мешки) и читает стихотворение:
Воспитатель снимает сумку и высыпает ее содержимое на стол: там блоки Гиенеш. С помощью основных вопросов дети угадывают, что это геометрические фигуры. Уточнены их цвета. По указанию учителя дети показывают блоки определенных цветов.
Воспитатель предлагает сделать Тяпе подарок: он снимает с дерева еще один мешок — для собаки есть контурные изображения домика. Этот дождь смыл все краски с изображений. Задача дошкольников — покрасить крышу в синий цвет, а саму кабину — в красный. |
Гайдыш И. дидактически-дидактическая игра «Полет на Луну» в центральной группе |
<… На экране появляется слайд с изображением Лунтика. Он сообщает, что его родная луна была засыпана камнями и что жители не могут самостоятельно разобрать блок, потому что не знают геометрических форм (не различают их цвет и размер). Герой просит помощи у мальчиков. Слайд с изображением луны. Чтобы помочь сказочному герою, дети должны отправиться в космос и для этого им понадобится ракета. Индивидуальное задание — сделать ракеты из геометрических фигур. Чтобы запустить ракеты, нужно взломать код. Учитель ударяет молотком определенное количество раз: дети должны подсчитать количество ударов и поставить соответствующее число на доску. Таким образом, расшифровывается 5-значный код. Ракета взлетает. Мальчики встают из-за столов и образуют круг. Внутри есть 2 синих и зеленых круга, вокруг которых разбросаны логические блоки Dienes. Это Луна, много камней пришло из космоса. Учитель и дети обсуждают, чем они отличаются. Чтобы помочь Лунтику, вам нужно поместить все синие фигурки в синий кратер (круг), а все круглые — в зеленый. Дети выполняют задание (каждый берет предмет). Учитель просит убрать все «камни», оставшиеся в красной «кратере». Лунтик очень доволен, он приготовил ребятам сюрприз. Ракета возвращается на Землю. Воспитатель читает стихотворение Ю. Акима о нашей планете:
Лунтик угощает детей вкусными «камешками» (конфетами). |
А.С. Задорина комплексное занятие по физкультуре «Островное путешествие» в старшей группе |
Воспитатель приглашает дошкольников в путешествие. Под музыку выполняются упражнения: ходьба (обычная, на пятках, на цыпочках), медленный бег, прыжки. Восстановите форму за три и делайте упражнения. <…> Воспитатель по дороге загадывает загадку:
На экране появляется слайд с изображением воздушного шара: именно по нему будут путешествовать дети. Билеты — это кодовые карты (символическое обозначение определенного блока Dienes), по которым нужно определить свое место (сами блоки находятся на стульях). Мальчики садятся.
Чтобы убрать с города густой туман, который выпустил волшебник, нужно решить математические задачи:
Следующее задание: на столе мальчик строит дворец по схеме блоков Гиенеш, а девочка строит замок. |
Речицкая Е. урок «Космические путешествия» в подготовительная группа |
<… Шум: сломался космический корабль. Входящий звонок по скайпу: ремонтники обращаются к арендодателям. Они прилетели на свою родную планету Фиксатон, привезли подарки друзьям, но потерпели кораблекрушение (пропали и корабль, и подарки). Фиксики просят у мальчиков помощи (отремонтировать корабль и получить новые подарки) и дают им помощника: сундук с логическими блоками. Разговор о фигурах в наборе, их отличиях друг от друга. Педагог также показывает и объясняет символы блоков. Дети берут своих «помощников» и приступают к обучению (выберите цифры для символа). Воспитатель предлагает сначала купить в магазине подарки ремонтникам, а потом уже ремонтировать ракету. Дети идут в сувенирный магазин. Здесь у всего есть ценовая информация (символическое обозначение квартала Гиенеш). Блок — это деньги, которые можно заплатить. Учитель берет на себя роль кассира. Дети делают покупки и кладут подарки в коробки. Ремонт ракеты — обработка ее изображения по схеме (работа попарно). На космодром отправляются ракеты с подарками. Фиксики звонят и благодарят ребят за помощь…> |
Видео: развивающие игры с блоками Дьенеша для детей 3–4 лет
Видео: интегрированное занятие с использованием логического набора Дьенеша
Задания для старшей дошкольной группы (5-6 лет)
Когда ребенок уже научился считать, вы можете закрепить этот навык с помощью игр с логическими блоками.
«Украсим елку»
Заранее следует приготовить елку своими руками: вырезать из зеленого картона или нарисовать и раскрасить.
Также взрослый готовит карточки-подсказки, изображая сами фигурки, раскрашенные в цвета блоков, рядом с ними стоит цифра — столько элементов следует разместить на елке в виде украшения. Задача ребенка разобраться в схеме и правильно украсить елку фигурками из набора.
Занятия с областями
Такие игры помогают сформировать первоначальное представление о наборах. На уроке математики нарисуйте на листе бумаги два круга — наборы, которые не пересекаются друг с другом. Ребенок должен поместить в одну из них синие фигурки, а в другую — красные. Желтые элементы остаются вне места. Упражнение поможет объяснить дошкольнику, что есть «внутри» и «снаружи».
Когда упражнение начинает работать, задача усложняется: теперь две серии пересекаются, синие фигуры помещаются в один круг, а желтые — во второй. Задача ребенка — угадать, что должно быть в зоне пересечения. Это могут быть элементы разного цвета, но одинакового размера и формы, например, треугольники.
Для развития логического мышления можно формулировать задачи с помощью частицы «Не». Например, скажите не «Поместите синие квадраты в круг», а «Не помещайте желтые или красные квадраты в круг».
Открытое занятие с использованием блоков Дьенеша в ДОУ
Задания с использованием логических блоков Диенеш можно продемонстрировать на открытом уроке, поскольку использование различных средств развития в дошкольном педагогическом процессе сегодня очень актуально. Коллегам будет интересно посмотреть игры и упражнения с математическим содержанием, особенно если их придумает сам преподаватель.
Устроить такой открытый вид можно детям разного возраста, начиная со второй младшей группы — детям будет интересно манипулировать разноцветными фигурками. Чтобы мероприятие прошло успешно, педагог может также использовать инструменты ИКТ, задействовать игровых персонажей. Интересны интегрированные занятия, где один вид учебной деятельности плавно перетекает в другой. Что касается конкретных тем для открытого просмотра, можно выстроить занятие в виде путешествия («Путешествие в город геометрических фигур», «Каникулы в стране волшебных блоков» и т.д.) или погружения в сказку. (например, «Поможем доктору Айболиту», «В гостях у Простоквашино» и др.).
После открытого урока обязательно обсуждение с учителями. Обосновывая эффективность своих методов и приемов, педагог может предложить коллегам выполнить определенные упражнения, основанные на руководстве по развитию Гиенеш.
Обсуждение open view может также включать практическую часть — упражнения для взрослых с блоками
Таблица: пример конспекта открытого занятия по ФЭМП во второй младшей группе (фрагмент)
Автор | Цапарина И.В., ГБОУ Школьный учитель Н. 1155 дошкольное отделение n. 2, Москва. |
Тема | Путешествие в зимний лес |
Задача | Расширяйте и обогащайте элементарные математические знания с помощью исследовательской деятельности. |
Ход урока | Воспитатель приглашает детей на прогулку в зимний лес. Прочтите стихотворение:
Появляется игровой персонаж — кукла Катя. Еще она хочет гулять с детьми.
Катя едет на грузовике, она говорит, что с ней приехал снеговик. Ему скучно одному, и он хочет найти друзей. В кузове грузовика много блоков Генеша. С помощью схемы дети создают образ снеговика (индивидуальная работа). Анализ собранных данных. <…> |
Примеры схем к блокам Дьенеша для работы с дошкольниками
Для многих обучающих игр и упражнений с блоками Dienes учителю нужны диаграммы.
Фотогалерея: задания для младших и средних дошкольников
Задача детей — подобрать блоки деталей определенного цвета, размера и формы к изображению
Дошкольники строят дорожки из блоков по схеме, закрепляя знания о цветах и формах предметов
Каждый житель занимает свою квартиру в трехэтажном доме
Задача дошкольников — дополнить елку фигурками из листьев, согласно схеме
- https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovye-tehnologii/igryi-s-blokami-denesha-dlya-starshey-gruppyi.html
- https://Razvivashka.online/metodiki/igry-s-blokami-denesha
Читайте также: Дидактическая игра в младшей группе: как найти игрушки