- Цели и задачи музыкально-дидактических игр
- Виды музыкально-дидактических игр
- Методическая разработка «МУЗЫКАЛЬНО — ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»
- Проведение музыкальных игр в средней группе ДОУ
- Картотека игр
- Фотогалерея: музыкально-дидактические игры
- Фотогалерея: игры с пением
- Фотогалерея: подвижные игры
- Фотогалерея: хороводные игры
- Фотогалерея: творческие игры
- Видео: «Листочки»
- Фотогалерея: дидактические игры
Цели и задачи музыкально-дидактических игр
Музыкально-дидактические игры направлены на решение задач музыкального воспитания и эстетического развития.
Музыкальное образование формирует личность ребенка через приобщение к искусству. Он формирует интерес к творчеству, эстетическое чувство прекрасного и помогает пробуждать различные эмоции.
Эстетическое воспитание учит ребенка видеть красоту в окружающем мире, любить искусство и пробуждает желание творить самостоятельно.
Любая игра обязательно состоит из нескольких частей: обучающего задания, игровых действий, правил. У всех музыкальных образовательных игр есть общие цели, применимые к любой возрастной группе:
Развитие сенсорных навыков. В этом случае это возможность различать и слышать разницу между свойствами музыкальных звуков (высота, длительность, громкость).
Развитие творческих способностей. Поощрение ребенка к самостоятельному творчеству, желание петь, научиться игре на музыкальных инструментах.
Сделать доступной форму усвоения материала. Поскольку основным занятием дошкольников является игра, им легче усваивать учебный материал, если он также представлен в процессе игры и развлечения. Детям будет легче запоминать жанры и характер музыки, если возникнут игровые ассоциации.
В музыкальных играх есть разные задачи.
Корректирующие задачи:
- Развитие правильного дыхания при пении.
- Развитие слухового восприятия.
- Согласование темпа и ритма движений с ритмом музыки.
- Развитие голоса, высота, тембр и т.д.
- Формирование выразительности мимики, жестов, голоса.
Велнес-задачи (Физическое развитие присутствует во всех образовательных сферах, поэтому музыкальный руководитель также должен следить за тем, чтобы дети не справлялись с работой и не занимались физическими упражнениями. Это достигается за счет внедрения спасательных технологий, подвижных игр и связанных с ними упражнений к основному планированию):
- Развитие артикуляционной моторики;
- Развитие скорости двигательной реакции (получается при танцах под музыку);
- Развитие координации движений.
Учебные задачи:
- Обучение вокальному мастерству;
- Развитие творческих способностей.
Учебные задачи:
- Обучение языкам и музыкальным культурам;
- Развитие эстетических ощущений.
Задачи разработки:
- Развитие любознательности, желания учиться;
- Развитие интереса к самостоятельным действиям в процессе творчества;
- Развитие внимания, памяти и мышления.
Виды музыкально-дидактических игр
Отличие таких игр от обычных дидактических игр состоит в том, что они в основном направлены на решение задач музыкального образования, поэтому в процессе игры важное значение будут иметь действия, выполняемые детьми. Без активности игра перестает быть игрой, становится скучной и, скорее всего, снижает интерес ребенка к уроку. В обучающих музыкальных играх используются фотографии, карточки с картинками, игрушки — все, что помогает создать визуальный образ для легкого запоминания информации.
Воспетые музыкальные игры не только способствуют развитию слуха и голоса, но и работают над ассоциативным мышлением. В средней группе дошкольники уже имеют представление о мире, например, о лесных жителях. Поэтому им будет интересно сравнить мелодии и песни с персонажами животных, сочетая интонацию голоса с движением в хороводе или танцевальными движениями (кролик прыгает под веселую и веселую музыку, здесь песни веселые, дети поют громко, медведь, идущий по лесу, чтобы замедлить низкие ноты, рев баса и т д).
Хороводные игры в основном направлены на развитие у детей правильной ориентации в пространстве, а также на то, чтобы ребенок мог правильно согласовывать свои движения со словами песен и стихов. Такие игры побуждают детей учиться двигаться ритмично, выразительно, уметь соотносить свои действия с движениями своих товарищей, играть и осторожно перемещаться в пространстве.
Есть отдельный вид обучающих музыкальных игр, направленных на развитие творческих способностей детей. Они учат детей самостоятельно находить решения проблем. Для развития музыкального творчества, например, используется лотос, но при условии, что ребенок должен спеть название предмета или животного, изображенного на картинке, изобразить звук музыкального инструмента и т.д. Творчества игры, можно ставить самые разные задачи для детей. Спойте одни и те же строчки с разными интонациями, нарисуйте свою ассоциацию с песней, изобразите действия, которые, по мнению ребенка, больше подходят для мелодии, которую он играет, придумывайте танец или сочиняйте свою простую мелодию на музыкальных инструментах для детей.
Закрепление знаний о продолжительности звуков
Ролевые музыкальные игры. Они включают в себя как можно больше задач, которые можно выполнить в процессе игры, развивают творческое мышление и закрепляют образы, связанные с музыкальными представлениями у детей, помогают научить детей работать в команде и распределяют игровые роли между собой. Могут быть пение, танцы, импровизация и чтение стихов. Дети слушают музыку во время игры, решают задачи, связанные с теорией музыки, просто и понятно изучают новый материал. Такие игры помогают ребенку легче запоминать, например, знание музыкальных инструментов, жанров или композиторов. В ролевой игре исход игры и варианты действий зависят больше от воображения самих детей, чем от определенных правил (например, в играх с хороводом или подвижных играх), поэтому играть с ней становится интереснее., каждый ученик может проявить свое воображение, бросить вызов себе в разных ролях (например: музыкант, продавец инструментов, слушатель), объединить сюжет игры со своими собственными действиями.
Целью музыкальных ролевых игр может быть закрепление знаний о музыкальных инструментах, музыкантах, оркестре; расширение репертуара, инсценировка, импровизация движений с атрибутами; их можно использовать как одну из игровых форм обучения; как самостоятельная игровая деятельность для старших дошкольников; как средство музыкального общения и развития ребенка. Показателями успешности музыкальных ролевых игр являются: — Увлечение музыкальной и развлекательной деятельностью. — Степень осознанности творческого замысла. — Инициативность и самостоятельность творческих поисков при выполнении творческой деятельности. — Умение использовать логическое и образное мышление в творческом процессе. — Степень завершенности и художественного мастерства воплощения творческой идеи. — Содействовать развитию коммуникативных навыков и уважительного сотрудничества с родителями.
Чем больше материалов, тем разнообразнее будут игры
Методическая разработка «МУЗЫКАЛЬНО — ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»
Музыкально-дидактическая игра
«ОТКРОЙТЕ ПЕСНЮ ПО ИЗОБРАЖЕНИЮ»
Задача:
развивать тембр и динамический слух.
Прогресс игры:
На столе лежат карточки с картинками. Дети сидят полукругом за столом. Воспитатель играет музыкальную фразу из песни на металлофоне. Дети должны взять карточку с изображением песни, которую сыграл учитель, и спеть ее вместе.
Музыкально-дидактическая игра
«ПТИЦЫ И ДЕТИ»
Задача:
формирование абсолютного слуха у детей.
Материал игры:
карточки с изображением птицы, цыплят, неокрашенные и цветные, разрезанные на четыре части.
Прогресс игры:
задействована подгруппа детей. У каждого ребенка есть плоское изображение цыпленка и птицы. Воспитатель играет на металлофоне высокие и низкие частоты и напевает «Чик-чирик, чик-чирик». Детям следует посадить цыпленка на верхнюю ступеньку лестницы, если они слышат высокий звук, и птицу на нижнюю ступеньку, если они слышат низкий звук.
Музыкально-дидактическая игра
«КОЛЕБАНИЯ»
Задача:
формировать у детей абсолютный слух, различать звуки седьмых (C2 — P1)
Прогресс игры:
задействована подгруппа детей. У каждого ребенка есть карточка с качелями. Воспитатель играет на металлофоне верхним звуком, детям нужно поставить плоскую игрушку в верхнее положение качелей. Затем воспитатель проигрывает более низкий звук, соответственно, дети должны поставить игрушку в самое нижнее положение качелей.
Музыкально-дидактическая игра
«ПЕТУХ, КУРИЦА И КУРИЦА»
Задача:
развитие ритмического слуха, научить детей различать три ритмических рисунка, узнать о песнях «Галло», «Галлина», «Цыпленок» Г. Левкодимова.
Материал игры:
открытки петуха, курицы и цыпленка с ритмичным узором.
Прогресс игры:
Детям раздают карточки с изображением петуха, курицы и цыпленка в ритмичной схеме. Учитель проигрывает ритм любой песни на металлофоне и спрашивает: «Кто клюет кукурузу?» Дети, чья песня игралась, должны ответить и показать карточку.
Музыкально-дидактическая игра
«ИГРАЙ, КАК МЕНЯ»
Задача:
развитие ритмичного слуха.
Прогресс игры:
Детям раздают карточки с ритмичным рисунком. Воспитатель играет на металлофоне любой ритмический рисунок. Ребенок, ритм которого был утерян учителем, поднимает листок и хлопает по нему.
Музыкально-дидактическая игра
«ФОНОВЫЙ ШУМ»
Задача:
развитие тембра и динамического слуха.
Материал игры:
красные и синие квадраты.
Прогресс игры:
Музыка звучит громко или тихо. Если музыка громкая, дети поднимают красные квадраты, если тихо — синие.
Музыкально-дидактическая игра
«КТО И КАК ЭТО ПРОХОДИТ»
Задача:
научите детей воспринимать и различать акцент в трех ритмических образцах.
Прогресс игры:
Играют четверо детей, один из них ведущий. Раздает неокрашенную карту трем игрокам. Дети поют песню, ласкают ритмические узоры мелодий, условно напоминающие медленный темп медведя, стремительные движения волка, вкрадчивые действия лисы. Игра заканчивается, когда все участники сложили свои цветные карты.
Музыкально-дидактическая игра
«Веселые трубочки»
Задача:
Упражняйте детей в восприятии и различении трех ритмических паттернов, которые условно соответствуют ритму звука.
А) медведь играет на трубе;
Б) лиса играет на дудке;
В) мышь играет в трубу;
знание песни Левкодима «Веселые свирели» обязательно.
Материал игры:
Три карты с контурным изображением животных, играющих на духовых инструментах: медведь на трубе, лис на трубе и мышь на трубе. Такие же карточки с цветным изображением, разрезанные на четыре части.
Прогресс игры:
Дети поют песню, слушают, как животные играют на своих инструментах, и начинают играть. На вопрос ведущего, который играет, он отвечает тому, у кого есть большая нецветная карточка, соответствующая исполненному ритмическому рисунку.
Музыкально-дидактическая игра
«Музыкальный магазин»
Задача:
развитие музыкального восприятия и музыкальной памяти.
Материал игры:
игрушечный проигрыватель с вращающимся диском, пластинка с иллюстрациями к знакомым песням, инструментам (металлофон, арфа, аккордеон, баян, губная гармошка и т д).
Ход игры.
Покупатель просит послушать звук инструмента, который он хочет купить. Ребенку — продавцу следует сыграть на этом инструменте простой ритмический рисунок или мелодию из знакомой песни. Если диск приобретен, продавец кладет его на вращающийся диск плеера и проигрывает мелодию своим голосом. Будет ли этот диск куплен, зависит от его производительности. Иногда клиенты могут сами ощутить звук инструмента. Игра способствует развитию самостоятельной деятельности детей и проходит в свободное время.
Музыкально-дидактическая игра
«Знай свой инструмент»
Задача:
Обучить детей различать тембры звука фортепиано, колокола и трубы. Знание песни Г. Левкодимова «Веселые инструменты» обязательно.
Материал игры:
Три открытки с контурным изображением пианино, колокола и трубы. Бумаги одного цвета разрезаются на четыре части. Экран, детские музыкальные инструменты: пианино, колокольчик, труба.
Прогресс игры:
Читайте также: Краткое изложение дидактических занятий по моделированию в нетрадиционных техниках по теме «Бытовая техника» (старшая группа)
Вырезанные части цветных карточек вместе с инструментами размещаются за экраном перед докладчиком. Предлагает спеть песню, еще раз послушать звук инструментов. Итак, игра сыграна. На вопрос гостя «Что я играл?» отвечает тому, чей рисунок большой нецветной карты соответствует сыгранному инструменту. Если ответ правильный, он получает часть цветной бумаги и кладет ее на соответствующую часть большой нецветной бумаги.
Если ребенок ответил неправильно, фасилитатор кладет эту карточку под все карточки. Игра закончится, когда все дети составят большие цветные карточки из четырех частей.
Музыкально-дидактическая игра
«Во что я играю?»
Задача:
научиться различать тембр музыкальных инструментов.
Материал игры:
карточки (по количеству игроков), на одной половине которых изображение детских музыкальных инструментов, на другой половине нет изображения; картофельные чипсы и музыкальные инструменты для детей
Ход игры.
Детям раздают несколько карточек (3-4). Ребенок-лидер играет на музыкальном инструменте мелодию или ритмический мотив (перед ведущим маленький экран). Дети определяют звук инструмента и накрывают фишкой вторую половину карточки.
Вариант игры
… В эту игру можно играть как в лотерею. На большой карточке, разделенной на 4-6 квадратов, изображены различные инструменты (4-6). Маленьких карточек с теми же инструментами должно быть больше, равно количеству больших карточек. Каждому ребенку выдается одна большая карточка и 4-6 маленьких.
Игра ведется точно так же, но только дети закрывают соответствующую картинку маленькой карточкой на большой.
Проведение музыкальных игр в средней группе ДОУ
Выбор зависит от возраста детей, наличия у них определенных музыкальных навыков и знаний, а также от наличия необходимых материалов для проведения выбранных игр.
При выборе методики игры стоит помнить, что все виды игр условно можно разделить на три основных, включая варианты, описанные выше.
- Тихая музыка (дидактические игры и игры с пением).
- Игры с высокой физической активностью (подвижные игры).
- Игры с танцами и хороводами (хороводы, игры с листьями, некоторые подвижные игры).
- Отдельно выделяются ролевые игры, поскольку в них используются разные виды деятельности и подвижность детей постоянно меняется.
В тихих играх для повышения интереса дошкольников стоит разделить их на несколько подгрупп, чтобы создать соревновательный элемент. Например, какая команда быстро определит музыкальное произведение на слух, кто раньше назовет темп и настроение песни. В качестве победы в играх команда или отдельные дети могут быть награждены флажками, а в некоторых обучающих играх с картинками ученики могут соревноваться в том, кто быстрее всех покажет соответствующую карточку (например, на слух, чтобы определить, на каком музыкальном инструменте играет и выбрать правильное изображение).
Во втором случае, играя в игры с максимальной подвижностью, детей можно научить реагировать на звуки и их скорость. Чем чаще во время игр меняется звучание мелодий, тем интереснее и веселее будет игра для ребенка, соответственно, он будет внимательнее к уроку. Детей также можно разделить на команды, чтобы избежать переутомления. Пока одна подгруппа выполняет задание, другая отдыхает или готовится к дальнейшим действиям (например, подумайте о танце).
В случае хороводных игр техника аналогична, с той разницей, что детей нельзя разделить на команды, а только как стимул, чтобы подчеркнуть успехи отдельных учеников, которые следуют правилам и четко выполняют движения во время игры.
В ролевых играх, помимо учебных материалов и использования игрушек, детям также предлагается выполнять различные движения, чтобы закрепить ассоциации и интерес к игре. Это может быть изображение игры на музыкальных инструментах, исполнения любимых детских песен, в награду за выполнение задания, разучивание стихотворения, выбранного ребенком.
Для закрепления знаний о свойствах звуков, средствах музыкального выражения хорошо использовать настольные игры, карточки с изображениями, характеризующими темп и тональность музыки (спокойная песня — спящий ребенок, веселая — танцы, грустная — ребенок на фото плачет, бодро — смеется, звук низкий и грубый — на фото медведь, звук громкий и звонкий — поющая птица).
В средней группе педагог создает условия для развития у детей самостоятельности. Им предлагаются настольные игры, дидактические материалы, которые они могут использовать для успешного выполнения задания, работа с нотными тетрадями с умением самостоятельно выполнять упражнения и самостоятельно искать ошибки, возможность импровизировать, придумывать мелодии или шаги танец.
Картотека игр
Музыкально-обучающий материал для игр, это песни, записи музыкальных произведений, музыкальные инструменты для детей, открытки с картинками, листочки, платки и флажки для хороводов и танцев, настольные игры, а также пособия, которые использует преподаватель в курсе дать урок.
Фотогалерея: музыкально-дидактические игры
Эхо
Передайте куб
Угадай, во что я играю
День рождения
День и ночь
Кукла танцует и отдыхает
Бег-прыжок-ходьба
Семицветковый цветок
Карточка музыкально-развивающих игр
Фотогалерея: игры с пением
Поющая игра, без хоровода
Игра для средней группы с пением
Для младших и средних групп
Игры на открытом воздухе.
Игра проводника
Задачи игры: научить детей ритмичным движениям, подыгрывать музыкальным инструментам, научить их быстро реагировать на смену мелодии, развивать координацию движений.
Игровой материал: шумные музыкальные инструменты (трещотка, погремушки), дирижерский стан.
Ход игры: один из детей становится дирижером. Учитель включает музыку. Ведущий руководит, остальные дети перемещаются по музыкальной комнате, подыгрывая себе на музыкальных инструментах, стараясь не отставать от музыки. Затем учитель дает команду «Стоп!» Обработчик замирает, за ним следуют все дети. После этого ребенок, изображающий из себя лидера, должен выбрать из остальной группы понравившегося друга и передать ему палочку. Игру можно повторить примерно 3-4 раза.
Игра «Принцессы и драконы»
Задачи игры: развивать выразительность музыкальных образов, согласовывать движения с музыкой.
Материалы игры: ленты.
Ход игры: педагог делит детей на две команды — мальчиков и девочек. Мальчики изображают драконов, шагающих по залу и размахивающих руками, изображая крылья. Девушки изображают принцесс и машут лентами в разных углах комнаты. «Дракон», которого коснулась лента, должен встать на место. Игра продолжается, пока не останется один или два летающих дракона.
Игра фей
Задачи игры: научить детей правильно определять темп музыки, передавать характер мелодии, танцевать, используя знакомые движения.
Материал игры: искусственный цветок, гостевая шляпа.
Как играть: Избранный феей ребенок входит в круг и импровизирует в танце под музыку. Когда мелодия остановится, он должен прикоснуться к цветку нескольким детям в кругу и танцевать с ними. Далее выбирается новый лидер. Ритм и характер музыки в игре постоянно меняются, чтобы у детей было больше возможностей для творчества.
Фотогалерея: подвижные игры
Забавные мячи
Кот и мышь
Дорожка
Хороводные игры
Фотогалерея: хороводные игры
Мороз и волк
Брауни
Bugna
Карточная папка с хороводом
Креативные игры
Фотогалерея: творческие игры
Пение игры
Ассоциативная игра
Игра с разделением на подгруппы
Играйте с фишками и картами
Играйте с изображениями
Угадай мелодию игры
Игра в карты
Игра с игровым полем и фигурами
Играйте с листьями
Видео: «Листочки»
Игра «Осень гуляла в саду»
Развитие игры: дети стоят в кругу, в центре учитель, изображающий осень. В руке он держит пять осенних листьев. Дети кружатся вокруг и поют песню об осени. Учитель подходит к центру круга и роняет листья. Каждый ребенок, рядом с которым упал лист, должен поднять его и спрятать за спину, продолжая двигаться по кругу. Когда дети разбирают все листья — Осень садится в центр круга и начинает плакать. Дети читают детский стишок:
Мы нашли золотые листья
И мы доставили их вам все.
Кто у них есть, угадайте и поиграйте с мальчишками.
Когда дети читают стих, они сходятся в центре круга, расходятся назад и поворачиваются на месте с наклоном. Затем под музыку осень бежит к центру круга и ищет листья, дети пытаются ее запутать и шипят и шумят, изображая шелест листьев. Осень говорит, что не смогла найти листья, поэтому дети показывают их и разбегаются, а она ловит их, в то время как остальные люди в круге хватаются за руки и строят «ворота».
Найти пару
Ход игры: дети делятся на пары, каждой паре выдаются два одинаковых листочка. Начинает играть быстрая и игривая музыка, дети разбегаются по комнате, изображая листья на ветру. Затем музыка резко выключается, поэтому младенцы должны спариваться по цвету их листьев. Темп музыки можно изменить, чтобы замедлить игру, чтобы дети не уставали.
Ролевые игры
«Музыкальный магазин»
«Веселые музыканты»
«Художественная школа»
«Музыкальный театр»
Фотогалерея: дидактические игры
Дидактическая игра для уроков музыки
Сломанный телевизор
- https://konspektiruem.ru/metod-razrabotki/muzykalnaya-igra-dlya-detej-srednej-gruppy.html
- https://multiurok.ru/files/konspekt-muzykalno-igrovogo-zaniatiia-dlia-detei-s.html
Читайте также: Веселая артикуляционная гимнастика: сказка о непослушном языке