Гимнастика для младшей группы: пальчиковые игры для детей

Содержание
  1. Пальчиковые игры: для чего нужны
  2. Формы организации пальчиковых игр
  3. Таблица: особенности организации пальчиковых игр в зависимости от формы занятия
  4. Таблица: картотека художественных произведений для пальчиковой гимнастики, разработала Р. Р. Гайнуллина
  5. Таблица: конспект НОД в 1 младшей группе по развитию речи с использованием пальчиковых игр «Орешки для белочки», разработала Н. В. Шандина
  6. Возрастные рамки
  7. Пальчиковые игры для малышей до года
  8. Сорока-ворона
  9. Пальчики-грибочки
  10. Два козленка
  11. Пять утят
  12. Часы
  13. Червячки
  14. У жирафов
  15. Наша семья
  16. Качели
  17. Котята
  18. Паучок
  19. Пчелки
  20. Перчатка
  21. Поросята
  22. «Разминка»
  23. «Улитка»
  24. «Весна»
  25. «Зайцы»
  26. Пальчиковые игры для детей 1-3 года
  27. Зайка
  28. Ворона
  29. Машинка
  30. Кораблик
  31. Самолеты
  32. Кошки-мышки
  33. Паровоз
  34. Пальчиковые игры для детей старше 3 лет
  35. Дни недели
  36. Горох
  37. Кулачок
  38. Картотека пальчиковых игр и гимнастики для детей 3-4 лет
  39. Моя семья
  40. Семья пальчиков
  41. Кулачки
  42. Пальчики спят
  43. Считалка
  44. Фруктовые ладошки
  45. Корзинка овощей
  46. Гости
  47. Дружные пальчики
  48. Слон и мышка
  49. Паучки
  50. Утята
  51. Как проводить занятия?
  52. Теперь и сами игры из наших тетрадок
  53. Считалочка
  54. Снежок
  55. Семейка
  56. Зверята
  57. Посуда
  58. Считаем овощи
  59. Апельсин
  60. Новый год
  61. Улитка
  62. Зимний лес
  63. Зернышко
  64. Утята
  65. Козлята
  66. Зайка
  67. Снежный пирог
  68. Кулачок
  69. В гости
  70. Торт
  71. Клён
  72. Белочка

Пальчиковые игры: для чего нужны

Игры с пальцами — это не только отличный способ развлечь, пообщаться и укрепить вашу связь, но и отличный способ развить мозг и мелкую моторику. Многие не понимают, что знаменитая «сорока-ворона», которая «варила кашу, кормила детей», — это ранняя разработка, которая была изобретена задолго до того, как о ней широко заговорили. Возможно, родители интуитивно чувствовали, что ребенку нужны пальчиковые игры.

Такая игра также является мини-спектаклем, который «оживляет» героев стихотворения или сказки, развивает воображение и подходит для совместной деятельности мамы, папы и непоседливого ребенка.

Кроме того, работа мозга ребенка напрямую связана с его переживанием тактильных ощущений. Именно поэтому ребенку в возрасте до года рекомендуется чаще трогать или держать ручкой на разной фактуре: шерсть, песок, камешки, пшено, вода… Для ребенка это способ добраться до познать чудесный мир, который его окружает.

Формы организации пальчиковых игр

Пальчиковые игры с детьми третьего года жизни могут проводиться в форме фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий.

Таблица: особенности организации пальчиковых игр в зависимости от формы занятия

Форма организации Количество детей, продолжительность Основные моменты
Передний Все дети в группе.
7-10 минут.
  • Чаще всего это делается в первой половине дня после завтрака как прямая образовательная деятельность (НОД).
  • Рекомендуется использовать визуализацию (картинки, предметы), а также аудиозаписи, короткие видеоролики, мотивирующие детей к игре (появление игрового персонажа, звучание любимой песни, детские стишки).
  • неуместно использовать игрушки с крышечками для пальцев, фигурки персонажей с отверстиями для пальцев. Дети не смогут сами их надеть и снять, а учитель не сможет помочь всем, может возникнуть заминка, которая снизит динамику урока и отключит к нему интерес детей. Он сможет использовать такие вспомогательные средства, как дорожки для «ходьбы» пальцами, коробки с сыпучими материалами для захоронения и поиска предметов, играть с прищепками, шнуровкой, липучками.
  • Если ребенок не выполняет упражнение, он не зацикливается на нем. Воспитатель обращает внимание на ребенка и индивидуально отрабатывает навык.
Подгруппа 4-8 человек.
До 7 минут.
  • можно использовать всевозможный демонстрационный и игровой материал, нетрадиционное снаряжение («колючие» мячи, каштаны, орехи).
  • Практические навыки возможны прямо на занятиях.
Индивидуальный 1-3 человека.
До 5 минут.
  • Выполняется для корректировки навыков (если ребенок в чем-то не справляется, это вызывает постоянные трудности) и для компенсации упущенного времени (с теми, кто долгое время отсутствовал).
  • Его можно выполнять с новичками, чтобы установить эмоциональные контакты, дружбу, снять тревогу и негативное отношение к новой среде.
  • Как и дети общего развития, они по очереди со всеми детьми в группе.
  • Используются всевозможные игровые материалы, так как у учителя есть возможность помочь каждому ребенку научиться обращаться с ними.
Примечания (править
  • Безопасность детей должна быть главным приоритетом для педагога. Проводя подгруппы и индивидуальные занятия, педагог не может обращать внимание на остальных детей. Недопустимо оставлять детей играть одних без присмотра взрослых. С учетом этого подгруппы и индивидуальные формы работы организуются только тогда, когда помощник воспитателя (няня) может взять на себя управление группой и организовать деятельность других детей.
  • Устраивая игры с песком, кашами, необходимо следить, чтобы дети не брали их в рот, не клали в нос или уши. Дети третьего года жизни активно пытаются познавать мир, но у них еще не сформировались представления о защите собственного здоровья и опасности.

Структура и хронометраж фронтального занятия в первой младшей группе:

  1. Вступительная часть. Организуйте детей, создайте позитивный настрой, сюрприз или игровой момент, появление сказочного персонажа. До 2 минут
  2. Основная часть. Вступительная беседа, демонстрация художественных работ или другого визуального материала, сама игра пальцами, дидактическая игра. 5-7 минут
  3. Заключительная часть. В общем, ободряющие слова учителя. До 1 минуты

Таблица: картотека художественных произведений для пальчиковой гимнастики, разработала Р. Р. Гайнуллина

«Капуста»
Капусту нашинковываем, рубим,
Солим капусту,
Мы три или три кочана капусты,
Прижимаем, прижимаем капусту.
(Движения прямыми ладонями вверх-вниз,
чередующиеся ласки кончиков пальцев,
потрите кулачок о кулачок.
Сожмите и разожмите челюсти.)
«Репа»
Ролл-катал бабушка с дедушкой
(Разгибание пальцев от ногтевых фаланг)
Из земли большая репа:
Наша внучка приедет
Жучка собака помогла бы.
Где кошка, мышка, малыш?
(Одноименные пальцы соприкасаются друг с другом).
Даже если он продержался
Репа разложена.
«Взрослые и дети радуются»
Кто еще наслаждается солнцем?
Дедушка счастлив
Бабушка счастлива
Мама счастлива
Папа счастлив
Я очень счастлив.
Вся семья рада солнышку!
(Исполнение по образцу
за учителем движений:
дети сгибают палец на каждой строчке,
6 строка — сжать и разблокировать кулачок).
«Моя семья»
Этот палец — дедушка.
Этот палец — бабушка.
Этот палец — папа.
Этот палец — мама.
Этот палец — это я
Это вся моя семья.
(В процессе чтения один палец сгибается над ручкой ребенка, начиная с большого пальца).
«Кудрявый»
Ежик тропу топтал
И он нес грибы в корзине.
Считать грибы
Вы должны считать пальцы.
(Дети по очереди наклоняются
пальцы перед левой рукой,
тогда правильно.
В конце упражнения руки
должны быть сжаты в кулаки).
«Помощник»
Наш Антошка посуду моет,
Вымой вилку, чашку, ложку,
(Потри ладони вместе,
«мыть»).
Помыл блюдце и стакан
И он закрыл кран хорошо.
(Вытяните пальцы из камеры,
начиная с мизинца.
Выполнение имитации движений).
«Дружба»
Вместе сгибаем пальцы, плотно сжимаем кулаки Раз, два, три, четыре, пять — (Начинаем вытягиваться.
Дети сжимают пальцы в кулаки, затем расслабляются и разжимают их).
«Ноги ходят по дороге»
Большие ноги:
Мы пошли по улице.
Вверх наверху..
Маленькие ноги
Бежим по тропинке:
Сверху сверху.
(Четыре пальца правой руки
касаясь левой руки,
дети повторяют текст вслед за взрослыми).
«Стим»
В море был пароход.
(Соедините ладони в форме чаши).
Итак, он поплыл в док.
(Сделайте в воздухе волнообразные движения).
Он пробормотал в трубу: «У-у-у-у !»
(Одновременно покачиваясь
дюймы).
«Лошади»
На гладкой белой дороге
Пальцы прыгают, как лошади:
Чок-чок-чок.
Чок-чок-чок.
Скачет оживленная стая
(Пальцы прыгают по столу, повторяя за взрослым текст: «удушье, удушье»).

Таблица: конспект НОД в 1 младшей группе по развитию речи с использованием пальчиковых игр «Орешки для белочки», разработала Н. В. Шандина

Этап НОД Содержание сцены
Задания
  • Обучить детей умению узнавать и называть животных.
  • Закрепите знания об основных частях тела животных.
  • Развивайте мелкую моторику рук.
  • Развивайте добрые чувства к животным.
Материал Игрушки: кролик, медведь; белка, орехи; расположение деревьев.
Вступительная часть Учитель: Дети, посмотрите, что я нашла. (показать коробку). Посмотрим, что в коробке? Это чокнутые. Вот стихотворение.
  • Мой скрученный орех
    Прямо по тропинке
    Пряжа, пряжа
    На моей ладони.
    В гаечный удар — прыгай!
    Есть злобный человек, который прячется!
    Где орех показать,
    Открой нашу веб-камеру! (С. Елисеева)

Учитель: Пойдем в лес и найдем того, кто эти орехи потерял.

Основная часть Дети «ходят в лес». Под деревом сидит заяц.
Учитель: Смотри, это кто? Что есть у кролика?
Дети: ушки, лапки, хвостик, глазки.
Воспитатель: Зайчик, скажи, ты яйца не потерял?
Заяц: Нет. Это не я. Я люблю морковь.
Воспитатель: Ребята, а зайчика морковкой угостим.
Проходит подвижная игра «Маленький белый зайчик сидит».
Дети приветствуют зайца.
Воспитатель: Посмотрите, а кто спит под елкой в ​​сугробе?
Дети: Медведь.
Воспитатель: Разбудим медведя:

  • Плюшевый мишка, плюшевый мишка
    Просто спи.
    Приходите поиграть с нами!
    Нас здесь много, ты один
    мы не дадим вам спать! (Е. Колесова)

Дети смотрят на медведя, имитируют его движения.
Воспитатель: Ребята, давайте повеселимся с медведем. Вот и волшебные рукава.
Дидактическая игра с рукавами.
Воспитатель: Мишка, ты яйца потерял?
Медведь: Нет, не я. Может быть, белка сидит на дереве. Он любит жевать орехи.
Учитель: Белочка, ты яйца не потеряла?
Белка: Да, я потеряла яйца. Спасибо, ребята.
Воспитатель: Белочка, послушай, какие детские стишки мы знаем о тебе.

  • Белка сидит на повозке
    Она продает орехи:
    Лисичка Сестра,
    Воробей, большая синица,
    Медведю толстоголовому,
    Усатый Зайнке.
    Кому в платке,
    Кому в рот,
    Кому в лапу.
    (дети поочередно сгибают пальцы от мизинца к большому).

Белка: Ребята, у меня много орехов и я хочу вас ими угостить.
Ребята сами угощайтесь, белку спасибо.

Заключительная часть Воспитатель: Спасибо, но нам пора обратно в садик. Куда мы пошли, ребята? Кого ты встретил? Сегодня вы были очень осторожны, молодцы, весело играли с животными.

Возрастные рамки

Чаще всего в пальчиковые игры играют дети в возрасте от 6 месяцев до 1 года, но такие игры полезны и детям старше трех лет. Обычно они делятся от самых простых до самых сложных игр, в которых ребенку предлагается самостоятельно разучивать стихи. Кстати, если вы будете сопровождать стихи небольшим «перформансом» в виде пальчиковой игры, ребенку будет легче запомнить текст.

Общие правила игры на пальцах:

  • Не для того, чтобы заставить ребенка играть, а чтобы заинтересовать его.
  • Объясните, что будет происходить, в правилах игры в доступной для ребенка форме.
  • Не стоит перегружать ребенка играми. Достаточно одной-двух игр в день. Можно сделать больше, если ребенок сам любит и просит поиграть.
  • Хвалите ребенка за успехи и не ругайте за неудачи, он просто учится.
  • Играйте со страстью и радостью. Даже если у вас мало времени, пусть это будет десять минут, но они будут полностью посвящены общению с малышом. Для ребенка важно, чтобы какое-то время мама или папа «принадлежали» только ему.

Пальчиковые игры для малышей до года

Сорока-ворона

Взрослый проводит пальцем по раскрытой ладони ребенка и говорит:

— Вареная каша сорока-ворона,
детей накормили:

(поочередно берет палец, встряхивает и складывает в ладони)

— Я дал это,
я дал это,
дал
я дал это,
но это (качает сильнее) — не дало!

Ты не ходил в лес
ты не рубил дрова,
вы не включали плиту!
У тебя ничего нет!

Пальчики-грибочки

Берём его пальцами по очереди, начиная с мизинца, качаем каждый и нажимаем на ладонь:

Этот палец ушёл в лес,
нашел этот палец гриб,
я начал чистить этот палец,
этот палец начал поджариваться.

Ну а этот (большой палец) взял и съел,
вот почему он растолстел!

Два козленка

(На обе ручки нажимаем большими пальцами средний и безымянный пальцы).

Однажды в гости к кому-то
Коза переходила мост,
(Руки держимся горизонтально, взяться за руки).

И другой шел навстречу
Он шел домой.

(На первом слоге каждой строчки соединяем руки махом).

Пять утят

Пятеро утят плывут вперед
Их мать ждет на берегу
(Одна рука — «утка-мама» — лежит на столе, опираясь на локоть. Пальцы согнуты в щепотку. Другая рука — утенок. Выполняем волнообразные движения в сторону «утки».
Количество вытянутых пальцев на ногах соответствует количеству утят)

Но всего четыре утята
Обратно к маме.
(пальцы постепенно сгибаются)

Плавают четверо утят…
Плавают трое утят…
Плавают два утенка…
Здесь плывет вперед
Его мать ждет на берегу
(При словах «На берегу ждет их мама», «киваем» рукой («мама-утка»).

И сразу пять утят

Обратно к маме.

Часы

(Садимся на ковер или подушку (на колени). Дотрагиваемся пальцами («бежим») от колен до макушки).

Мышь впервые поползла
Посмотри, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом!»,
(Стук по голове).

Мышь перевернулась.
(Руки «катятся» по полу).

Мышка залезла второй раз
Посмотри, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом!»
(Две аплодисменты).

Мышь перевернулась.
Мышь поднялась в третий раз
Посмотри, который час.
Внезапно часы сказали: «Бом, бом, бом!»
(Три аплодисмента).

Мышь перевернулась.

Червячки

Один два три четыре пять,
Черви пошли гулять.
(Ладони лежат на коленях или на столе. Сгибая пальцы, подтягиваем ладонь к себе (движение ползающей гусеницы), ходим по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы прижимаем к пальмовое).

Один два три четыре пять,
Черви пошли гулять.
Вдруг приближается ворона
Она кивает головой
(Сжимаем пальцы вместе, качаем ими вверх-вниз).

Кваканье: «А вот и обед!»
(Раскрываем ладонь, большой палец перемещаем вниз, а остальным вверх).

Здесь нет червей!
(Сжимаем кулаки, прижимая их к груди)

У жирафов

У жирафов повсюду пятна, пятна, пятна, точки.
У жирафов повсюду пятна, пятна, пятна, точки.
(Хлопаем ладонями по всему телу).

На лбу, ушах, шее, локтях,
На носу, животе, коленях и носках.
(Оба указательных пальца касаемся соответствующих частей тела.

У слонов есть складки, складки, складки, складки повсюду.
У слонов есть складки, складки, складки, складки повсюду.
(Прищипываем, как будто поднимая складки).

На лбу, ушах, шее, локтях,
На носу, животе, коленях и носках.
(Оба указательных пальца касаемся соответствующих частей тела).

Наша семья

Вот дедушка,
Вот бабушка
Вот папа
Вот мама
Вот мой ребенок
А вот и вся семья.

Сложите пальцы на ладони по очереди, начиная с большого, и со словами «Вот вся семья», второй рукой накройте весь кулак.

Качели

Ветви елей дрожали.
Мы любим качели.
Мы летаем вверх и вниз
Веселитесь с нами. (Т. Сикачева)
Упражнение следует выполнять сначала правой рукой, затем левой, а затем обеими руками. С запястий рук сомкнутыми прямыми пальцами поднимите, затем, слегка сгибая пальцы, плавно опустите.

Котята

(Сжимаем ладони рук, сжимаем пальцы вместе. Локти упираемся в стол).
У нашей кошки десять котят,
(Пожимаем руки, не разводя их).
Теперь все котята попарно:
Два толстых, два шустрых,
Два длинных, два хитрых,
Два меньших
И самое красивое.
(Бьем друг о друга соответствующими пальцами (от большого пальца до мизинца).

Паучок

Паук ходил по ветке
И мальчики последовали за ним.
(Руки скрещены; пальцы каждой руки «пробегают» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Дождь с неба вдруг полил
(Щетки опускаются свободно, совершаем мерцающее движение (дождь).)

Я помыл пауков на земле.
(Хлопайте ладонями по столу / коленям.)

Солнце начало нагреваться
(Ладони прижимаем боками друг к другу, пальцы разводим в стороны, руками качаем (солнышко)

Паук снова ползет
И все дети ползают за ним,
Прогуляйтесь по ветке.
(Действия аналогичны начальным, «пауки» ползают по головам.)

Пчелки

Маленький домик на дереве
Пчелиный домик, где пчелы?
Мне нужно в дом постучать,
(Одна рука стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы разведены в стороны (новогодняя елка). С другой стороны пальцы сомкнуты в кольцо (улей). «Улей» прижат к » Новогодняя «елка» Дети заглядывают в «улей»).

Один два три четыре пять.
Я стучу, стучу по дереву
(Сжимаем кулаки. Бьем кулаками вместе, чередуя руки).

Где, где эти пчелы?
Вдруг стали улетать:
(Разводим руки, раздвигаем пальцы и двигаем ими (пчелы летают).

Один два три четыре пять!

Перчатка

Забавная мышь
Я нашел перчатку
(Раскрываем ладонь, пальцы разведены в стороны (перчатка). Поворачиваем руки сначала ладонью, потом тыльной стороной вверх).

Гнездо в нем устроив,
(Тыкаем руками «ведром»).

Он позвонил мне.
(Сгибать — пальцы разгибать (жест «называется).

Я корочка хлеба
Он дал мне укус
(Кончиком большого пальца поочередно постукивайте по кончикам других пальцев).

Ласкал (шлепал) всех
(Большим пальцем ласкаем («шлепаем») остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).

и отправил меня спать.
(Прижимаем ладони рук, кладем под щеки (сон).

Поросята

(Пальцы разведены, мы попеременно «идем» каждым пальцем по столу или коленям).

Эта толстая свинья весь день виляла хвостом
(Мизинец).

Эта толстая свинья чесалась спиной о забор.
(Безымянный).

Ла-ла-ла-ла, лу-лу-ли, я люблю свиней
(«Фонари»).

Ла-ла-ла-ла, лу-лу-ли, я люблю свиней
(Сожмите и разблокируйте кулачки).

Эта толстая свинья носом ковыряла землю,
(В среднем).

Этот толстый поросенок что-то нарисовал.
(Ориентировочно).

Ла-ла-ла-ла, лу-лу-ли, я люблю свиней
(Сожмите и разблокируйте кулачки).

Эта толстая свинья ленива и наглая
(Большой).

Я хотел поспать посередине и отвернул всех братьев.
(Сжимаем руку в кулак, большой палец сжимаем внутрь).

«Разминка»

(Выполняем имитационные движения в соответствии с текстом).

Мы киваем головами
Давайте потрясти носами
И мы стучим зубами
И давай помолчим немного.
(Прижимаем указательные пальцы к губам).

Мы отвернемся
И не забываем про ручки.
Трясти пальцами
И мы немного отдохнем.
(наклоняясь, махи расслабленными руками).

Мы болтаем ногами
И мы присядем немного,
Нога как нога
И давайте сначала все это начнем.
(Мы прыгаем в ритме текста. Также ритм ускоряется.)

Мы киваем головами
. мы будем выкручивать спину,…

«Улитка»

Улитка в домике, садится, рога высунув, молчит.

(Одна из рук — «цветок». Стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы согнуты, вытянуты. Ладонь — чаша с цветком. Вторая рука — улитка).

Вот ползет улитка
(«Улитка» качается из стороны в сторону).

Медленно вперед.
(Он продвигается вперед по столу).

Ползет по цветку
(«Улитка» ползает по «цветку»).

Она будет грызть лепестки.
(«Улитка» поочередно обхватывает пальцы («лепестки») второй руки («цветок»).

Он втянул свои рога мне в голову,
(Рука («улитка») сжимается в кулак («тянет за рога»).

Она спряталась в доме и заснула.
(Вторая рука («цветок») закрывается, пряча «улитку» в «бутоне»).

«Весна»

(Сжимаем пальцы вместе. Качаем ими).

Вершины стучат сильнее,
Большие сиськи запели.
(Ладони закрываются «ведерком», руки поднимаем, ладони разжимаем, боковые части остаются прижатыми, пальцы разводятся).

Солнце встает рано
Чтобы согреть нашу землю.
(Движения повторяются).

Солнце встает рано
Чтобы согреть нашу землю.
Ручьи текут под гору
Весь снег растаял
(Руками выполняем волнообразные движения (пальцы разогнуты, сомкнуты, ладони обращены вниз).

И из-под старой травы
(Ладони закрываются «ведерком»).

Цветок уже ищет…
(Ладони открыты, стороны рук соединены, пальцы раскрыты, сложены пополам (чаша).

И из-под старой травы
Цветок уже ищет
(Движения повторяются).

Колокол открылся
(Руки лежат на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулаки).

В тени, где сосна
(Пальцы ног будут постепенно расти, расслабиться (колокольчик).

Динь-динь, играй тихо,
(Вращаем руками в разные стороны, произнося «динь-динь»).

Динь-динь, пришла весна.
Динь-динь, играй тихо,
Динь-динь, пришла весна.

«Зайцы»

Руки на столе или на коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом поднимаем один за другим пару одноименных пальцев, начиная с больших пальцев.
Десять серых зайцев
Дремлю под кустом
И двое вдруг сказали:
«Идет человек с ружьем»
Двое кричали:
Давай убежим!»,
Два прошептали
«Замолчи!»,
Предложили двое:
«Мы спрячемся в кустах!»
И двое вдруг спросили:
«Ты умеешь делать взрыв»?»
«Банг» — охотник выстрелил,
(хлопайте в ладоши).
Нажав на спусковой крючок пистолета, (скользим пальцами по столу или по коленям).
И десять серых зайцев
Они сбежали.

Пальчиковые игры для детей 1-3 года

В играх для детей постарше задействованы не только пальцы рук, но и лучезапястные, локтевые и плечевые суставы.

Зайка

Зайчик, зайчик, а где твой хвост? (аплодисменты)
— Здесь, здесь, здесь! (руки за спину)
Зайчик, зайчик, где твой нос? (аплодисменты)
— Здесь, здесь, здесь! (показывает нос)
Кролик, зайка, лапки где? (аплодисменты)
— Здесь, здесь, здесь! (покажи руки)
Зайчик, зайчик, где уши? (аплодисменты)
— Здесь, здесь, здесь! (показать уши)

Ворона

У вороны есть голова (руки на голове)
ва-ва-ва-ва (4 хлопка)
Клюв и крылья, (руки к носу, «крылья»)
Хвостик, ножки, (руки за спину, топтать)
ogi-ogi-ogi-ogi (4 аплодисментов)

Машинка

Заведи мою машину («двигатель»)
— Би-би-си, залейте газ. (3 хлопка, топтание)
Крепко держу колесо («держи колесо»)
Я наступаю на педаль. (постучать правой ногой)

Кораблик

Вот моя лодка плывет (мани — «качающаяся полка)
Плаваю в моем доме (руки в стороны, ладони сомкнуты под углом)
Крепко держу колесо («держи колесо»)
Я главный капитан (4 ура)

Самолеты

Сегодня мы самолеты, (ИП сидит на пятках, «паровозик» (ручное вращение)
Мы не дети, мы летчики. (4 аплодисмента)
Руки — нос и руки — крылья («нос», «крылья»)
Эскадрилья полетела. (встать, развести руки, крылья)

Кошки-мышки

Вот удар, (покажи левый кулак)
А вот ладонь (пальцы растопырены, ладонь) вверх
На его ладони сидел кот. (когти «правой руки движутся по ладони левой)
Я сел считать мышей
Один два три четыре пять. (правой рукой сгибайте по одному пальцу левой)
Мыши очень испугались, (крутить кулаком)
Быстро забежали в дыры (спрячьте кулак под правую подмышку)

Паровоз

Локомотив ехал (руки в «замке») большими пальцами вращать
Подцепил карету и сел. (индексы взаимоблокированы)
Паровоз ехал
Подцепил карету, забрал…………..

Пальчиковые игры для детей старше 3 лет

Дни недели

В понедельник я умылся (три удара друг по другу)
Он подместил пол во вторник. (руки расслаблены вниз и имитируют движения по столу)
В среду я сделал бутерброд, (давайте испечем «лепешки»)
Весь четверг искал мяч, (правую руку прикладываем ко лбу и делаем «козырек»)
Чашки мыла в пятницу (пальцы левой руки согнуты, ладонь на краю, а указательным пальцем правой руки двигаемся по кругу внутри левой руки)
А в субботу купила торт. (ладони раскрываются и соединяются по бокам мизинцев)
Все друзья в воскресенье
Звонил на мой день рождения. (машем ладонями на себя)

Горох

Пять горошин
Закрытый в капсуле. (переплетая пальцы, сжимая руки)
Здесь один вырос
А ей уже туго. (выпрямите пальцы)
Но вот второй растет,
И третий, а потом
Четвертый, пятый… (по одному разгибает пальцы)
Стручок сказал: «Бом!» (аплодисменты)

Кулачок

Этот палец маленький, (мизинец согни)
Этот палец слабый (безымянный палец сгибаем)
Этот палец длинный, (средний палец сгибаем)
Этот палец крепкий (сгибаем указательный)
Этот палец — толстый человек (сложите большой палец)
Ну вместе — кулачок!

Картотека пальчиковых игр и гимнастики для детей 3-4 лет

Моя семья

Перед началом игры пальцы сжаты в кулачках.

Первый палец — это папа.

Поднимите большие пальцы рук.

Второй палец — мама.

Вытяните указательные пальцы.

Третий палец — дедушка.

Вытяните средний палец.

И четвертый — бабушка.

Вытяните безымянный палец.

Но этот палец — это я!

Расправьте мизинцы.

Это вся наша семья!

Хлопайте в ладоши.

Семья пальчиков

Во время игры дети держат перед собой ладони, поворачивая их внутренними сторонами друг к другу. Затем, в процессе чтения стихотворения, им следует соединить соответствующие пальцы.

Палец, палец, где ты был?

Сожмите пальцы в кулаки, подняв большие пальцы вверх.

Я ходил в лес с этим братом!

Свяжите индексы.

Я с этим братом приготовила суп!

Соедините средние пальцы.

Я с этим братом кашу ела!

Соедините безымянные пальцы.

Я спела с этим братом песню!

Соедините мизинцы.

Кулачки

Держите ладони перед собой. После каждой линии нужно сгибать соответствующий палец.

Этот палец маленький.

Этот палец неплохой.

Этот палец длинный.

Этот палец сильный.

Этот палец похож на толстого человека

Что ж, вместе все — удар!

Пальчики спят

Вам нужно положить перед собой левую ладонь. Правая рука должна поочередно сжимать пальцы левой руки. По мере того как дети произносят строчку, соответствующий палец нужно несколько раз сгибать, а не сгибать. В конце линии палец сгибается и перемещается к следующему.

Этот палец хочет спать.

Сложите мизинец.

И этот прыгнул в постель.

Сложите безымянный.

Этот палец оторвал его.

Сложите по центру.

Это сразу заснуло.

Согните указательный палец.

Палец, заткнись, не чешись!

Не будите братьев!

Двигайте большим пальцем и шепотом произносите рифму.

Все проснулись, ура!

пора спешить в детский сад!

Сжимайте и разжимайте кулаки, рифмуйте от радости, с восклицанием.

Затем нужно проделать то же упражнение, поменяв руки.

Считалка

Руки следует держать перед собой, пальцы сжать в кулаки.

1 2 3 4 5!

На каждый счет поочередно разминайте пальцы, начиная с большого.

Пальцы вышли на прогулку.

Двигайте одновременно всеми пальцами.

Этот палец нашел гриб.

Сложите большой палец.

Этот палец кормит рыбу.

Согните указательный палец.

Играл.

Согните средний палец.

И это он спел.

Сложите безымянный палец.

А мизинец просто посмотрел.

Сложите мизинец.

Фруктовые ладошки

Перед началом игры сожмите ладони в кулаки.

Первый палец — апельсин.

И это не просто так.

Поднимите большие пальцы рук и ритмично двигайте ими.

Второй палец — слива.

Сочно, красиво.

Двигайте безымянным пальцем.

Третий палец — абрикос.

Растет на высокой ветке.

Двигайте средним пальцем.

А четвертый — груша.

Потом просит: «Ешь!»

Двигайте безымянным пальцем.

Пятый палец — ананас.

Удовольствие для нас.

Двигайте мизинцами.

Корзинка овощей

Держите руки перед собой или положите их на стол.

Девушка Зина

Овощи в корзине.

Сложите корзину из ладоней».

Есть пузатый кабачок

Упал боком.

Сложите большие пальцы рук внутрь «корзины».

Перец и морковь

Аккуратно размещен.

Сложите внутрь указательный и средний пальцы.

И фасоль, и огурцы.

Согните безымянный палец и мизинец. Получается, что два кулачка прижаты друг к другу.

Зина такая: молодец!

Поднимите вверх большие пальцы руки.

Гости

Положите ладони перед собой, повернув их внутренней стороной друг к другу.

К большому пальцу

Все бегут в гости.

Соедините пальцы и коснитесь ими вместе.

Я только что вышел из дома

Индекс уже здесь.

Соедините указательные пальцы и коснитесь ими друг друга.

Затем последовал средний.

Соедините средние пальцы и соедините их вместе.

Безымянный прибыл.

Соедините безымянные пальцы и ударьте ими друг о друга.

И мизинец — детка

Он постучал в окно.

Соедините мизинцы и ударьте ими друг о друга.

Вот они все собрались —

Начались собрания.

Сожмите ладони в кулаки и ритмично постучите ими друг о друга.

Дружные пальчики

пора зарядить пальцы.

Ритмично хлопайте в ладоши.

Ведь они не могут устать!

Как вариант, сожмите и разожмите кулаки.

Чтобы в альбоме быстро, умело

Потрите ладони вместе.

Они снова начали рисовать.

Поднимите руки вверх.

Слон и мышка

В игру можно играть сидя за столом.

Слон размером с камень.

Вытяните ручки вверх и разведите пальцы в разные стороны.

Мышь — нет. Маленький.

Положите руки на стол, пальцы согните щепоткой.

И было бы от слона.

Вытяните ручки вверх и разведите пальцы в разные стороны.

Он съел бы кошку.

Хлопайте в ладоши.

Паучки

В игру лучше всего играть стоя.

Паук побежал по ветке.

Скрестите руки перед собой, положив руки на плечи и «бегите» пальцами по руке до локтя.

Дети бежали с ним.

Проведите пальцами по руке к плечам.

Неожиданно с неба полил дождь.

Встряхните кисти, чтобы имитировать дождь.

И он вымыл их всех на земле.

Постучите ладонями по коленям.

Солнце стало пригревать.

Покажите солнце, прижав основания ладоней вместе и разводя пальцы в разные стороны.

А вот и паук снова.

Скрестите руки перед собой, положив руки на плечи и «бегите» пальцами по руке до локтя.

И мальчики последовали за ним.

Проведите пальцами по руке к плечам.

Вместе они ползут по ветке.

Пальцы «ползут» по голове.

Утята

В эту игру нужно играть, сидя за столом.

Пять утят плывут по реке

А мама, утка их зовет.

Положите одну руку на стол, опираясь на локоть. Сведите пальцы вместе и «кивните» кистью. Второй рукой сделайте волнообразные движения по направлению к первой. Ладонь прямая, пальцы сомкнуты.

Утята не спешат к маме,

Только четверо плывут назад.

Сложите один палец другой руки. Повторите махающие движения.

Не все хотят домой,

Только трое плывут задом наперед.

Согните другой палец и продолжайте двигать рукой.

По реке плывут, шумят,

Вернулись только две цыпочки.

Согните другой палец и продолжайте двигать рукой.

К берегу плывет только один.

Согните другой палец и продолжайте двигать рукой.

А мама, всех зовет утка.

Кивните из первых рук.

А теперь все пять утят

Они бегут обратно к матери.

Выпрямите всю ладонь второй руки и «плывите» навстречу первой.

Как проводить занятия?

Хочу отметить, что все пальчиковые игры были тематическими. В начале урока велась беседа на тему, например: животные, овощи, новогодние праздники и т.д. Игра началась с того, что я показывала движения, четко произнося все звуки. Затем мы повторили упражнение вместе несколько раз до полного запоминания. Как правило, дочка быстро запоминала все игры, тем более, что в детском саду эти упражнения повторяли довольно часто. В начале наших уроков младшему ребенку было около года, кстати, он тоже интересовался нашими играми и участвовал как мог.

Теперь и сами игры из наших тетрадок

Считалочка

Один, два, три, четыре, пять Один раз, два, три, четыре, пять Мы пересчитаем пальцы Сильный дружелюбный, все так необходимо С другой стороны снова Один раз, два, три, четыре, пять Пальцы быстрые, хотя и не очень . чистый. (во время упражнения по очереди сгибаем пальцы сначала влево, а затем вправо, на последних строчках махаем пальцами обеих рук)

Снежок

Раз, два, три, четыре (сгибаем пальцы) Мы с тобой слепили снежок (делаем воображаемый снежок, меняя положение ладоней) Круглый, крепкий, очень плавный (показываем круг, сжимаем ладони, поглаживаем) И совсем не сладко (трясет пальцем) Один бросок, два поймать (бросить и поймать воображаемый снежок) Давай бросим и сломаем три. (топая ногами)

Семейка

Этот палец — дедушка, этот палец — бабушка, этот палец — папа, этот палец — мама, этот палец — я, здесь и вся моя семья. (ласкаем (растираем) каждый палец, начиная с большого пальца, на последней строчке делаем «прядь» из ручек»)

Зверята

Встречаются два котенка: «Мяу-мяу!», Два щенка: «Ав-ав!», Два жеребенка: Иго-го! », Два тигрята:« Ррр! «Два быка:« Муу! «(в каждом ряду поочередно соедините пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца. В последнем ряду покажите рожки, растягивая указательный и мизинец.)

Посуда

Раз, два, три, четыре (стуча кулаками друг о друга) Мыли посуду (хлопаем в ладоши) Чайник, чашка, половник, ложка (сложите пальцы, начиная с большого) И большой половник Мыли посуду (ладонь к ладони) Только Чашку сгибаем (сгибаем пальцы, начиная с большого) Половник тоже оторвался Носик чайника сломался Ложку сломали немного Помогли маме (хлопайте в ладоши)

Считаем овощи

У Лариски две редиски, у Алешки две картошки, у пацанской сережки два зеленых огурца, у Вовки две морковки, у Петьки две редиски. (Согните пальцы по очереди, начиная с большого пальца сначала левой руки, затем правой)

Апельсин

Мы разделили апельсин, (хлопните в ладоши) Нас много, но он один. Этот кусочек для ежа, (складываем пальцы) Этот кусочек для быстрого приготовления, Этот кусочек для утят, Этот кусочек для бобра, а кожура для волка. (мы разводим руки в стороны) Он злится на нас, горе! (встряхнуть пальцем)
Беги кто куда! (имитирует скольжение пальцев по столу)

Новый год

Перед нами ёлочка (пальцы переплетены, ёлочка сделана из указательных) Шишки, иголки (указатель показывает иголки «по бокам») Шары, фонарики (показывает кружок большими и указательными пальцами) Зайчики и свечи (показывает ушки) Звезды, человечки. (пальцы переплетены, из указательных — звездочка)

Улитка

Улитка бьет рогами — (большой палец правой руки держит средний и безымянный пальцы, указательный и мизинец прямые)
Ворота в саду закрываются (кладет «рожки» на ладонь левой руки)
Быстро откройте ворота, (левая рука «открывает» ворота)
Пусть улитка вернется домой (правая рука «ползет»).

Зимний лес

Ежик, медведь, барсук, енот, Зимой они спят каждый год Волк, заяц и лисица А зимой найдешь в лесу (соединяем пальцы по очереди друг с другом)

Зернышко

Зерно посадили, (пальцами кладем) Солнце выглянуло. (сжимаем и разжимаем кулаки) Солнышко, светятся — светятся! Одно семя, расти — расти! Появляются листья (пальцы по очереди соединяются с большим пальцем на двух руках одновременно) Цветки распускаются. (закрытие и открытие кулачков)

Утята

Пятеро утят плывут вперёд, На берегу их мать ждет, (Одна из рук — «утка-мать» — лежит на столе, опираясь на локоть. Пальцы соответствуют количеству утят) Но вернулись только четыре утята мать (потихоньку сгибаются пальцы) Четверо утят плывут… Трое утят плывут… Два утенка плывут… «На берегу мать ждет» «кивок» одной рукой («мама» -утка ») И сразу пятеро утят вернулись к маме!

Козлята

(На обе ручки мы нажимаем большими пальцами средний и безымянный пальцы.) Однажды коза пошла навестить кого-то через мост, (Мы держимся за руки горизонтально, мы беремся за руки) А другой подошел к нему, пришел домой. (На первом слоге каждого стиха мы взмахиваем за руки) Два глупых рогатых брата направились к мосту, не желая уступать, а еще один проигрывать. Козы долго дрались, разбегались и толкались. Вот с разбегающейся головой — бух! (На слово «бу» — хлопаем в ладоши) А с моста в воду — плескай! (Кладем руки на колени).

Зайка

Зайчик поскакал по лесу (пальцы «прыгают» по столу)
Серена искала еду. (пальцами обеих рук чередуйте стол)
Вдруг кролик сверху
Уши взлетели, как стрелы. (изображаем ушки ручками)
Слышен мягкий шорох:
Кто-то крадется в лес. (пальцы медленно ходят по столу)
Заяц путает следы
Выбирайся из неприятностей. (пальцы быстро бегают по кругу по столу)

Снежный пирог

Снег падал на порог, (медленно руки вверх-вниз) Кот лепил себе торт. (ладони друг к другу прижимаем — лепим лепешку) А я тем временем резал и пек, Пирог утекал ручьем (пальцами обеих рук пробежался по столу) Пирожные себе, (ладони сжимаем — лепим торт) Не из снега — из муки.

Кулачок

Этот палец маленький, (мизинец согни)
Этот палец слабый (безымянный палец сгибаем)
Этот палец длинный, (средний палец сгибаем)
Этот палец крепкий (сгибаем указательный)
Этот палец — толстый человек (сложите большой палец)
Ну вместе — кулачок!

В гости

Во время посещения большой палец (большой палец согнут, остальные сжаты в кулак)
пришел прямо домой:
Указательный и средний палец, (согласно тексту попеременно сгибать пальцы)
Безымянный и последний.
Сам мизинец, дети
Я постучал на пороге.
Пальцы вместе друзья, (сжать пальцы в кулаки и апрель)
Они не могут жить друг без друга.

Торт

Тесто запоминаем ручками (сжимаем и разжимаем пальцами)
Будем готовить сладкий пирог. (как если бы мы затирали пасту)
Смажьте центр вареньем, (круговыми движениями ладонями по столу)
А верх — сладким кремом (круговые движения ладонями друг к другу)
И кокосовый ребенок
Немного присыпаем торт («крошкой» присыпаем пальцами обеих рук)
А потом сделаем чай —
Пригласите друга в гости! (одна рука держит другую)

Клён

Ветер медленно трясет клен (пальцы растопыренные и вытянутые)
Наклоны вправо, влево: (размахивает ладонями влево и вправо)
Один — наклон и два — наклон, (наклоняем влево-вправо ладонями вниз-вниз)
Клен шелестел листвой. (двигайте пальцами)

Белочка

Белочка сидит на тележке (хлопайте ладонями) Она продает орехи (стучит кулаками друг о друга) Сестра лисичка (складывает пальцы по одному, начиная с большого) Воробей, большая синица, плюшевый мишка, ушастый Заинка.

Читайте также: Дидактические игры на тему «Лето»: пальчиковая гимнастика для детей

Оцените статью
Блог про развитие речи