Способы постановки звуков С и Сь у ребенка

Нарушения при воспроизведении С и Сь

Логопеды здесь делят дефекты на 2 группы:

  1. Сигматизм (искаженное воспроизведение). Сюда входят виды нарушений:
  • Лабиодентальный сигматизм
    губно-зубной. Звуки «C» и «C» заменяются фонемой «F» (Сон — Фон, Сова — Фова);
  • межзубный. Во время игры кончик языка находится между зубами. Ребенок заикается, произнося слова;
  • боковая сторона. При произнесении звука язык опускается в сторону;
  • носовой. Наблюдается у детей с анатомо-физиологическими дефектами (ринолалия, ринофония).

2. Паразигматизм (звук «С» заменен другими буквами). Просмотры:

  • первозданный. Замена «C» на «T» и «C» на «T» (Dream — Tone, Blue — Tiny);
  • шипение. «С» и «С» на «З» на «Ш» (Свет — Швет — Швет);
  • устранение ошибок. Твердое «S» заменяется на «S» (Тростник — Сябака);
  • дефекты глухоты и речи. «S» и «S» на «Z» и «Z» (Snow — Zneg).

Причины нарушения произношения звуков

Постановка от других звуков

Настройка свистков
Правильное произношение «s» может быть образовано из других звуков. В данном случае речь пойдет о звуках «ц» и «ш». Изначально ребенок должен долго звучать «ж». Затем язык постепенно переходит к зубам, не отрываясь от неба. «Ш» постепенно превратится в нечеткое шипение. Чтобы получить от него «с», нужно сомкнуть зубы. Впоследствии ребенок должен снова попытаться заменить один звук другим.

Реже практикуется производство шипящих согласных из «ц». Суть метода заключается в удлиненном произношении звука «ц». Ребенок не должен менять положение языка. Звук автоматически преобразуется в «с». Впоследствии рекомендуется закрепить результат скороговоркой или стихом.

Постановка свистящих звуков с помощью подражания

Настройка звука

Самый действенный метод настройки шипящих звуков — имитация. Простота использования этого метода на практике обусловлена ​​предрасположенностью детей к копированию. Для выполнения задания нужно с ребенком посидеть перед зеркалом. Затем следует медленно

произносить «с», ориентируясь на положение губ и языка во время произношения. Кроха, как прилежный ученик, должен повторить услышанное и увиденное в зеркале.

Как закреплять результаты занятий

Для достижения желаемого результата следует постоянно заниматься с логопедом. Категорически не рекомендуется отказываться от уроков до первых улучшений произношения. Фиксация звука производится автоматикой. Этот процесс предполагает использование отдельных звуков при произношении слогов, фраз и предложений. На занятиях с логопедом ставятся задачи, выполнение которых помогает улучшить разговорные навыки. Этап автоматизации считается самым сложным. Домашнее задание помогает развить разговорные навыки и использовать выученные звуки в повседневной речи. Основная задача родителей — облегчить процесс, стимулируя и помогая ребенку.

Чтение вслух считается самым действенным способом закрепить результат. На ранних стадиях можно произносить простые скороговорки. В будущем вам придется перейти на более объемные тексты. Очень важно поговорить с малышом. Это не только тренирует речь, но и развивает слух.

При дизартрии у детей применяют физиотерапию, медикаментозный и логопедический массаж в сочетании с упражнениями. Дизартрия развивается в 3-6% случаев. Сопровождается повышением тонуса и чрезмерным напряжением мышц артикуляционных органов. Особенность заболевания — сложность преодоления дефектов. Поэтому процесс восстановления речи занимает гораздо больше времени.

Причины

Присваивайте общественные и индивидуальные имена за отклонения от норм произношения. Социальные характеристики:

  • отсутствие совместных упражнений. Для развития воспроизведения любого звука важно уделять внимание конкретным упражнениям для правильной артикуляции. Каждый звук характеризуется собственной формулировкой языковых органов;
  • отсутствие подготовки. Регулярные занятия с ребенком не проводятся, чтобы исключить безошибочное произношение;
  • беззаботное отношение родителей, двуязычие в семье.

Характеристики отдельных причин:

  • неправильное дыхание во время речи. Возникает из-за плохого развития дыхательной системы (заикание, ринит);
  • проблемы с фонематическим слухом.
  • дефекты мышечного тонуса. Проблема типичная для дизартрии. Устранением занимается логопед, поэтапно проводя индивидуальные занятия;
  • дефекты строения органов речи.

Важно: еще одна причина, по которой дошкольники неправильно воспроизводят фонему, — это повторение за взрослыми. Другим нужно помнить, что «шептание» (намеренно искаженные слова) ребенку вредит ему. Ребенок начинает путаться и испытывать серьезные проблемы с произношением.

Комплекс артикуляционных упражнений

Дифференциация сибилянтов основана на выполнении упражнений, которые логопед подбирает в индивидуальном порядке. Среди наиболее эффективных можно выделить следующие:

  1. в улыбке необходимо широко открывать рот, не смыкая зубов. Через несколько секунд мышцы губ можно расслабить. Упражнение повторяют 5-6 раз.
  2. Исходное положение такое же, как в предыдущем упражнении. Необходимо провести кончиком языка по десне, имитируя чистку. Сначала упор делается на верхние зубы, затем на нижние.
  3. Рот растягивается в улыбке, после чего следует поочередно касаться кончиком языка уголка губ. Подбородок в это время должен быть неподвижен.
  4. Язык максимально высовывается. Сначала его нужно натянуть на кончик носа, а затем на подбородок. После этого следует поочередно касаться широкой стороны губного языка.
  5. С полностью сомкнутыми зубами следует максимально растянуть губы в трубочку. Упражнение повторяется 5 раз.

Подготовительные упражнения

Перед настройкой письма нужно подготовить ребенка, чтобы ему было легче выполнять задания. Комплекс упражнений разбит на этапы. Каждый этап проходит в игровой форме.

Дыхательная гимнастика

Настройка голосового дыхания

Мнение эксперта Маргарита С.С. Логопед-дефектолог с 15-летним опытом работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста. Для развития правильного дыхания при произношении необходимы упражнения. Они помогут вашему ребенку научиться выпускать струю воздуха и контролировать прилагаемую к ней силу.

Методы обучения: Упражнение

  1. Гармонический. Ребенок встает и кладет ладони на живот. Сделайте глубокий вдох через нос. В таком положении он задерживается на 2-3 секунды. Затем выдохните ртом воздух.
  2. Ветер. Губы вытягиваются трубочкой. Втягивает воздух в легкие. Мальчика просят сильно подуть. Крошку нужно поднести ему в рот, чтобы он почувствовал ветерок из трубы.
  3. Упражнение
    Гроза. Возьмите емкость с узким горлышком. Попросите ребенка подуть. В этом случае шейка пузыря приближается к нижней губе. Правильность жиклера определяется звуком.

Не пропусти: поставь и исправь звук ЖНастройка: Время на выполнение каждого задания не более 3-5 минут. Чтобы ребенку не было скучно с упражнениями, их чередуют.

Артикуляционная гимнастика

Тренировка речевого аппарата помогает понять, как должны располагаться органы при произнесении звука C и C.

Варианты подхода:

  1. Непослушный язык. Слегка приоткрыв рот, широко улыбнитесь. Язык кладется на нижнюю губу. Они произносят слог «ру». В этом случае верхняя и нижняя губа соприкасаются с языком. Упражнение выполняется постепенно, вдыхая воздух. Через 2-3 секунды оставьте язык на нижней губе без движения. Воздушный поток выдыхается.
  2. Блин. Рот открыт, а губы растянуты в улыбке. Кончик языка кладется на нижнюю губу. Они остаются в таком положении 2-3 секунды, затем повторяют упражнение 3 раза.
  3. Гора. Они открывают рты и улыбаются. Кончик языка касается задней стенки нижних зубов (альвеол). Центральная часть органа поднята максимально высоко. После того, как язык будет опущен и расслаблен.

Мнение эксперта Маргарита Сергеевна С. Логопед-дефектолог с 15-летним опытом работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста. Начинать гимнастику следует с простых заданий, постепенно переходя к более сложным.

Важно: для получения положительных результатов следует заниматься регулярно, не нарушая порядок.

Виды сигматизма

Классификация сигматизмов основана на физиологии способа произношения звуков, то есть на нарушениях в работе органов артикуляции. В зависимости от типа дисфункции выделяют следующие виды:

  • Межзубный сигматизм

Признаками такого типа нарушений считается нечеткая артикуляция звука «до». Произносится как английская буква «т». Во время фонации бороздка посередине язычка не образуется. Это необходимо для беспрепятственного прохождения воздушного потока. Язычок преграждает путь струе из-за того, что его кончик находится между челюстями.

Межзубный вариант 1

Межзубный вариант 2

  • Лабиодентальный сигматизм

Шипение и свист произносятся с буквой F.

Нижняя губа поднимается к резцам. Образуется небольшое сужение, и язык готовится к произнесению звука С. Для BF и CZ формируется комбинированная артикуляционная позиция. Речь смешанная, неприятная для слуха. Например, вместо сиреневого — фиэррен, зайчик — вфайка.

Лабиодентальный

  • Скоропортящийся сигматизм

Шипящий сустав нарушен положением кончика языка. Он опирается на резцы, образуя преграду для потока воздуха. Звук проходит через небольшое пространство, приобретая свист. C и Z произносятся как T с C. Например, самолет произносится как тамолет, а зонт — как донтик.

Присубный

  • Шипящий сигматизм

S, Z произносятся со смягчением. Вместо этого давайте послушаем F, Sh. Речь полна шума, свиста, шипения. Например, сумка — шумка, сад — бережлив, соль — жол, зима — жяма.

Неправильное звучание вызвано положением кончика языка. Он растягивается до твердого неба, изгибается и втягивается в полость рта. Он не занимает места для произношения C и Z.

Шипение

  • Боковой сигматизм

Делятся на односторонние и двусторонние. Язык отклоняется в сторону или не касается коренных зубов. Образуются трещины. Через них проходит поток воздуха, издающий удушающий звук. Ребенок говорит вместо звука К — хл, лхх. Суп — хлюпик, собачка — хлябака. Боковой сигматизм — самый тяжелый вид заболевания.

  • Носовой сигматизм

Струя воздуха выходит через нос. Поэтому можно издавать не только свист и шипение, но и многие другие. Корень языка мешает прохождению воздуха. Он примыкает к заднему небу. Нет прохода для воздушного потока в полость рта. Свистки произносятся звуком Х, носовым.

Носовой

Типы сигматизма могут накладываться друг на друга, образуя целый комплекс дефектов речи. Нарушения можно исправить. Необходимо пройти обследование у логопеда, дефектолога. В особо сложных случаях — исследования оборудования.

Симптомы

Детская речь почти никогда не бывает четкой сразу. Нарушения звукового произношения постепенно устраняются спонтанно за счет артикуляционной практики, улучшая движения органов речи с возрастом ребенка. Говорить о заболевании можно только после достижения дошкольниками 4-летнего возраста.

Дисфункцию можно определить по следующим фонетическим и физиологическим симптомам:

  • S и Z не выражены четко. Вместо них подобные межзубные фонемы можно услышать со звуком D, T, мягкой W, Zh.

Коза — произносится коза, серп — коца, собака — табак, виво — дивут и т.д.

  • Шепчущий, мерзкий новозеландский сустав.

Язык застревает между зубами. Дефект виден с первого взгляда.

  • Носовой звук при разговоре.

Носовой сустав возникает из-за неподвижности органов ротовой полости. Губы не растягиваются, язык двигается медленно, углубляется в полость рта ближе к носоглотке. Струя воздуха не может пройти через рот, она выходит через носовое отверстие.

  • Хлюпающие звуки в суставе.

Воздушная струя направлена ​​в сторону. Язык поворачивается в сторону или упирается в зубы. Фонема С, сибилянты произносятся с лишним шумом.

Способы постановки звука С и Сь

Карточка назначения логопеда содержит множество методов обучения после подготовительного этапа. Основные из них:

  1. Звук C
    Путем подражания. Один из самых простых способов выступить на сцене. Взрослый и ребенок стоят перед зеркалом. Родитель или специалист показывает ребенку, как расположены органы речевой системы при воспроизведении фонемы. После кроха просят повторить. Вот как можно выполнять совместные упражнения.
  2. Механический метод. Выполните с зондом. Кроха просят растянуть губы в улыбке. Кончик языка касается нижней челюсти. После ребенка просят подуть. Воздух должен поступать к кончику органа. Во время выпуска воздушной струи центр язычка слегка прижимается щупом, образуя канавку. Инструмент продвигается в пределах 2 см, после чего он прижимается и перемещается с различной силой на орган во время выпуска воздуха. Кроме того, специалист определяет, в какой позиции слышен звук «С». Результат закрепляется регулярными тренировками. Затем зонд постепенно удаляют, автоматизируя изолированное произношение.
  3. Высказывание из фонем «Т» и «Т». Рот малыша приоткрыт. Зубы не сомкнуты. Ребенок издает звук «Т» на выдохе. Вы услышите «Шшшш». После малышу предлагают растянуть губы трубочкой и на выдохе продолжать играть «Т». Вы услышите свисток «С». Звук «S» произносится аналогично мягкому «T».
  4. Упражнение
    Производство фирмы «Ш». Ребенка просят сказать «Ш». Но язык надо выталкивать вперед. Получается неправильный звук «С». После занятий ребенок поймет, как правильно произносить фонемы.
  5. Постановка из «Фа» При игре на «Фа» важно следить за тем, чтобы воздух выходил из губ.

Вы можете выбрать один из способов или применить несколько одновременно.

Важно: чтобы занятия имели положительный результат, необходимо постоянно контролировать расположение органов речи.

Постановка звука Сь

Когда проигрывается этот звук, обнажаются зубы. Они ближе друг к другу, но не замкнуты. Язычок подчеркнут на нижней части десны. Орган находится под напряжением. Струя воздуха направляется на передние резцы.

Постановка выполняется с использованием звука «C». Кроху просят произнести твердый звук в сочетании с гласными, дающими смягчение («ИСИ»). В этом случае фонема «Я» должна воспроизводиться как можно выше в высокой тональности с акцентом и в быстром темпе.

Закрепление

Чтобы проделанная работа не прошла даром, необходимо автоматизировать произношение. Консолидация также проходит поэтапно:

  1. Настройка звука C
    Автоматизация по слогам. Здесь используются специальные фразы, в которых упор делается на повторение звука «до» и «до».
  2. Автоматизация слов. Используйте небольшие стихи и скороговорки с частым повторением звука «S». Фонема должна присутствовать в слове в нескольких местах.
  3. Автоматизация в предложениях. Здесь уместно читать тексты и повторять услышанное. Они также используют картинки или карточки и просят кроху описать увиденное.

важно вовремя обнаружить проблему и проявить с ребенком максимум терпения. Неправильное произношение любой фонемы может затруднить дальнейшую жизнь ребенка, привести к изоляции и незащищенности.

Логопеды разработали специальные тетради с домашними заданиями. В них: таблицы с пошаговыми уроками, специальные фразы, скороговорки, стихи, картинки, тексты для чтения и многое другое, необходимое для устранения дефектов звукового произношения.

Как научить произносить звук Ц

Какие способы существуют при сигматизме

Настройка звуков «s», «z» и «c» в сигматизме осуществляется несколькими способами. Их выбирают исходя из характера отклонения. Сигматизм — это искажение произношения звука «с». Характер происхождения патологии определяется в кабинете логопеда. Возможные причины сигматизма включают:

  • неврит;
  • отклонения восприятия;
  • аномальное развитие челюстно-лицевого аппарата;
  • недавно выпавшие молочные зубы;
  • нарушения образного мышления.

Чаще всего исправляют воспроизведение звука с помощью упражнений, но в некоторых случаях может потребоваться механический метод воздействия. Комплекс артикуляционных упражнений в каждом индивидуальном случае будет разным.

Межзубный сигматизм

Межзубный сигматизм (межзубный
Отклонение характеризуется неправильным положением языка между зубами. Он упирается в края верхних или нижних резцов, что является препятствием для прохождения воздушного потока. «C» в этом случае заменяется на «t». Основной причиной такого нарушения считается неправильное построение разговорной речи родителей с ребенком. Вероятность межзубного шума снижается при необходимом взаимодействии ребенка и взрослых.

Для правильного произношения свистков прибегают к имитации. В этом случае ребенок пытается повторить за взрослым. Если этот метод не дает результата, постановку проводят механическим способом.

Боковой сигматизм

Боковой сигматизм
Нарушение речи при боковом сигматизме сопровождается недостаточной активностью мышечной ткани по бокам языка. Кончик органа при попытке произнести звук упирается в область альвеол. Речь становится полностью размытой. Наладить произношение звука помогает серия специальных упражнений. Среди наиболее эффективных:

  • чередование надувания и втягивания щек;
  • максимальное раскрытие и закрытие челюсти, пока язык находится в задней части рта;
  • длительная имитация жевания с закрытым ртом;
  • вращение языка в предзубной области при приоткрытой пасти;
  • аспирация струи воздуха через трубку, полученную от языка.

Носовой сигматизм

Сигматизм
Носовой сигматизм развивается из-за неполного закрытия задней стенки глотки мягким верхним небом. Это происходит при поражении нервной системы или при появлении трещин на небе. Упражнение, связанное с излучением звука «ф», помогает справиться с этой формой отклонения. Ребенку следует поместить самую широкую часть языка между нижней губой и верхними резцами. С этой позиции произносится звук «ф». Между тем, язык следует постепенно удалять с зубов.

Призубный парасигматизм

Скоропортящийся сигматизм
Одна из причин паразигматизма прорезывания зубов — неправильное прикусывание зубов. Для формулировки речи в этом случае практикуются логопедические упражнения. Особое внимание уделяется тактильным ощущениям ребенка и правильному расположению органов сочленения. Первоначально выполняется мягкая настройка «sm». Работаем над дыханием. Для этих целей малыш подносит руку ко рту и направляет на нее струю воздуха, предварительно сделав глубокий вдох. Если вы можете сказать «с», вам не нужно завершать урок. Необходимо закрепить результат, периодически повторяя упражнения.

Коррекция

При устранении дефектов суставов используется гимнастика, дыхательная гимнастика, ритмика логотипа. Следует учитывать тип нарушения. На исправление беззубого бокового сигматизма уходит больше времени, чем на нормализацию речи с межзубным и носовым.

Артикуляционная гимнастика

Рекомендуются следующие совместные упражнения:

  • Изгородь

Улыбнемся широко, зубы видны. Зафиксируем положение губ на несколько секунд. Затем повторяем упражнение 2-3 раза.

  • Антенны

Ребенок держит губами плоские легкие предметы (полоски бумаги, трубочки, ручку).

  • Надуть воздушные шары

Щеки задействованы. У ребенка опухает — попеременно опухают щеки.

  • Нарисуйте карандашом

Ребенок дует на карандаш, лежащий на столе.

  • Имитация жевания
  • Поющие слоги, звуки.

Массаж

  • Точка

Вибрируем пальцами под подбородком, под козелком ушей. Во время массажа поочередно открывайте и закрывайте рот.

Точечный массаж мышц суставов

  • Массаж мягкого неба

Нёбо разминаем пальцами до получения глоточного эффекта.

Упражнения

Упражнения для укрепления языка:

  • Блины

Облизывайте рот большими круговыми движениями.

  • Идет дождь

Ритмичное хлопанье языком по губам.

  • Прикусите кончик, спинку, боковые стороны языка.

Упражнения для расширения языка:

  • Испечь торты

Вам понадобится механическая помощь для языка. Двумя пальцами берут язык и кладут в лепешку.

  • Санки
  • Железная дорога

Настройка звука

Постановка звуков

В процессе логопедических занятий по настройке звука S используется метод имитации, работы с зеркалом и механический метод.

Учимся «свистеть» и «звенеть» правильно

Когда мы работаем над дефектным звуком, нам всегда помогает артикуляционная гимнастика. Половина успеха зависит от его ежедневного выполнения. Свистки s и h одинаковые в суставе, поэтому для них подходит один и тот же комплекс упражнений, важно понимать, какой сустав нам нужен. Для звука (ов) это так: в улыбке губы вытянуты, зубы ровно друг на друга «забором», между зубами небольшая щель, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка немного тянется и поднимается к небу, его края касаются верхних зубов, в центре языка образуется неглубокая бороздка, по которой поток воздуха свободно проходит и выдыхает между пространством в зубы i. Попытайся!

Таким образом, нам нужно выработать «бороздку» в язычке, небольшой верхний прогиб языка с опорой на нижние зубы («скольжение»), равномерность положения верхних и нижних зубов — «забор», симметричное растяжение губ в улыбке. В случаях, когда у ребенка чрезмерно напряженный или расслабленный язык, необходим речевой массаж языка с помощью зонда.

Подготовительные мероприятия

Перед выполнением упражнений, направленных на настройку речи, проводится тренировка дыхания. Обучает выдуванию струи воздуха из легких. Чтобы тренировки были интереснее для ребенка, рекомендуется использовать ватный диск или ватный диск.

К наиболее распространенным упражнениям, развивающим дыхание, относятся следующие задачи:

  1. Необходимо приготовить небольшой пустой флакон. Шею нужно поднять к нижней губе. В пузырек направляют струю воздуха. Если ребенок все делает правильно, появляется характерный звук. Это упражнение называется «штурм».
  2. Ладони следует положить на живот. Затем делается глубокий вдох через нос, после чего дыхание задерживается на пару секунд. Выход через рот. Цель упражнения — научить ребенка управлять потоком воздуха. Задача называется «гармошка».
  3. Упражнение «бриз» выполняется растяжением губ трубочкой. Вы делаете глубокий вдох через нос. Затем прикладывают ладонь к губам и через рот выпускают струю воздуха.

Звук Ш

Как поставить звук механическим способом

Развитие речи также может происходить механически. В этой ситуации рекомендуется активно использовать специальные простые упражнения:

  1. «Изобразить» широкую улыбку на лице, при этом язык межзубный. Важное условие — не касаться им верхнего ряда зубов. Через некоторое время мышцы рта расслабляются, затем упражнение повторяется снова.
  2. Следующий шаг — подуть на кончик языка, который должен выступать изо рта. Чтобы почувствовать поток воздуха, следует поднести ладонь к губам.
  3. По мере того как малыш выдыхает воздух, необходимо надавливать на язык зубочисткой. Это поможет сформировать бороздку, через которую направляется воздушный поток.
  4. На следующем этапе челюсти смыкаются, но зубочистка остается между ними. Помогает зафиксировать язык в нужном положении. Прохождение воздушного потока вызовет свист.
  5. Играя в свисток, нужно надавливать зубочисткой на разные части языка, показывая, в каком положении «с» будет хорошо звучать.
  6. После того, как ребенок успевает произнести нужный звук, упражнение выполняется без использования зубочистки.

Особенности постановки звуков

На уроках логопеда звук «с» задается поэтапно. С каждым шагом ребенок произносит его все отчетливее. Произношение корректируется с помощью артикуляционной гимнастики. Улучшает подвижность мышц языка и губ. Желательно посещать занятия не реже двух раз в неделю. Их продолжительность варьируется от 10 до 30 минут в зависимости от степени отказа от объезда. В любом случае важен индивидуальный подход к тренировкам.

Источники

 

  • https://rechudetey.ru/postanovka-zvukov/s-i-s.html
  • [https://prodetskiysad.ru/razvitie/postanovka-svistyashchih-zvukov]
  • [https://orechi.ru/narusheniya-rechi/sigmatizm]
  • [http://www.sibmedport.ru/article/11751-chto-delat-esli-rebenok-ne-vygovarivaet-svistjashchie-zvuki/]

Читайте также: Дидактическая игра «Посади бабочку на цветок»: подвижная и музыкальная

Оцените статью
Блог про развитие речи