Постановка и автоматизация звука «З»: методы постановки

Содержание
  1. Правильная артикуляция звука З
  2. Звук “Ч”
  3. Комплекс упражнений на свистящие звуки
  4. Заборчик
  5. Месим тесто
  6. Блинчики
  7. Трубочка
  8. Почистим зубы
  9. Маляр
  10. Качели
  11. Маятник
  12. Хомяк
  13. Вкусное варенье
  14. Горка
  15. Звук “З”
  16. Общие рекомендации
  17. Звук “Щ”
  18. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков
  19. Звук “Л”
  20. Подготовительный этап
  21. Артикуляционная гимнастика для звука «Ц»
  22. Основные причины речевых отклонений
  23. Звук “Ж”
  24. Автоматизация звуков в спонтанной речи
  25. Виды неправильной артикуляции
  26. Как закреплять результаты занятий?
  27. Звук “Ц”
  28. Подготовительные упражнения
  29. Постановка звука З
  30. По подражанию
  31. Механический способ
  32. Постановка от опорных звуков
  33. Постановка от артикуляционных упражнений
  34. Автоматизация звука З
  35. Дифференциация от созвучных звуков
  36. Дифференциация звука «З»
  37. Речевой материал по дифференциации звуков «З» и «Ж»
  38. Задания для детей по дифференциации звуков «З» и «С»
  39. Задания для детей по дифференциации звуков «З» и «Зь»
  40. Критерии четкого произношения
  41. Последовательность коррекционной работы
  42. Звук “Ш”
  43. Речевые упражнения для закрепления произношения звука «С»
  44. Произнесение твердого звука «С» в прямых слогах
  45. Произнесение слогов
  46. Произнесение слов

Правильная артикуляция звука З

Звук «З» — звонкий свист, для его произношения важно формирование органов голосового аппарата. Артикуляция сибилянтов зависит от положения языка в ротовой полости и от формы, которую язык принимает во время разговора.

Логопед ухаживает за ребенком с помощью интересных домашних заданий
Логопед всегда поможет найти причину неправильного произношения.

Характеристики соединения «Z»:

  1. Губы растянуты в улыбке, рот приоткрыт, зубы видны.
  2. Челюсть не сомкнута, между зубами щель.
  3. Широкий кончик языка плотно прилегает к нижним передним зубам.
  4. Боковые края языка прижимаются к коренным зубам, образуя посередине полость.
  5. Между верхним небом и центром языка образуется узкое пространство, через которое проходит поток воздуха.
  6. Мягкое небо приподнято и прижато к задней стенке глотки, закрывая тем самым проход в носовую полость. Во время разговора воздух проходит через рот.
  7. Голосовые связки напрягаются и вибрируют, формируя голос. Выдыхаемый воздух при подключении голоса превращается в звонкий звук «З».

Проблемы с «Z» сочленением возникают, если у ребенка плоский язык, сложно образуется полость, возникают затруднения речевого дыхания. Дефекты свистящего дыхания портят речь малыша и требуют профессиональной коррекции.

Звук “Ч”

При произнесении звука «Н»: губы вытянуты вперед и округлены, зубы сведены на расстоянии 1-2 мм, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка касается резцов, средняя часть спинки языка изогнута в сторону твердого неба, весь язык немного смещен вперед, сочленение в два этапа: средняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образуется арка; мостик между спинкой языка и альвеолами верхних зубов разрывается и образуется щель, поток воздуха сильный и короткий, голосовые связки открыты — они не издают голоса.

Артикуляционная гимнастика.

«Дудочка”

  • С напряжением вытяните губы вперед.

«Круг”

  • Поднимите верхнюю и нижнюю губы, обнажив соседние зубы.

«сквернословие”

  • Улыбнитесь, слегка прикусите кончик широкого языка.

«Плечо”

  • Откройте рот, приложите широкий мягкий расслабленный язык к нижней губе.

«Колебание”

  • Откройте рот, кончиком языка поочередно коснитесь верхней и нижней губ — движениями вверх и вниз.

«Болтовня”

  • Откройте рот, коснитесь кончиком языка верхней губы — движениями вперед-назад.

«Кружка”

  • Откройте рот, приподнимите края и кончик широкого языка кверху в форме «чашки”.

«Распишем верхний забор”

  • Улыбнитесь, откройте рот, кончиком языка изнутри «прокрасьте» верхние зубы «кисточкой» — кончиком языка. Движения вверх-вниз, влево-вправо.

«Покраска потолка”

  • Откройте рот, прижмите кончик языка к твердому небу сзади вперед.

«Грибок”

  • Пососите широкий плоский язык твердым небом, прижмите боковые края языка к коренным зубам.

Комплекс упражнений на свистящие звуки

Упражнения направлены на тренировку языка, развитие его способности занимать нужное положение, сделать орган более гибким и послушным.

Заборчик

Цель: научить раздвигать губы при улыбке, зафиксировать положение.

Техника выполнения: губы хорошо развести в стороны, сжать челюсти. Зафиксируйте мышцы лица на 10 секунд.

Месим тесто

Цель: научить язычок проходить в пространство между челюстями.

Техника: самомассаж. Ребенок улыбается. Он просовывает язык между зубами, его челюсти сопротивляются и кусают ее. Становится тонкой, широкой. С трудом возвращаем, продолжаем кусать.

Заб орхидея
Прикусите язык или замесите тесто

Блинчики

Цель: научить расслаблять мышцы голосового аппарата.

Техника: Откройте рот, выньте язык и приложите его к верхней губе. Расслабьте мышцы. Оставьте на 10 секунд.

Трубочка

Назначение: расслабить мышцы лица, губ.

Техника выполнения: глубоко вдохнуть, губы подтянуть вперед, напрягая мышцы, выдохнуть медленно, можно свистеть. Расслабьте губы и повторите упражнение.

Прожевать блин
Трубочка

Почистим зубы

Цель: тренировать мышцы кончика языка, научить ребенка держать его за зубами и не торчать.

Техника: Проведите языком по внутренней стороне челюсти, как зубной щеткой, вверх-вниз, влево и вправо. Рот застыл в улыбке, челюсти сомкнулись. Чтобы очистить зубы снаружи, откройте челюсть на пару сантиметров, протяните кончик по всей поверхности зубов из стороны в сторону. Язык должен быть тонким и широким. Следите за тем, чтобы кончик не скользил по поверхности резцов, а касался с напряжением мышц.

Маляр

Цель: тренировать подвижность языка, подниматься.

Техника выполнения: рот открыт, язык поднимается к верхнему небу и поглаживает его кончиком от задней стенки к зубам. Губы следует зафиксировать в одном положении. Следите, чтобы язык не высовывался, не спускался вниз, мышцы напрягались. Повторить не менее 10 раз.

Мы чистим зубы
Художник

Качели

Цель: научить язык быстро менять положение, сохранять за зубами широкую и плоскую форму.

Техника: положите сплющенный орган на нижнее небо — сосчитайте до пяти, поднимите его, положите на верхнее небо, опираясь на зубы — снова сосчитайте до пяти.

Маятник

Цель: развить умение владеть языком.

Техника выполнения: рот открыт, язык движется из стороны в сторону вверх к уголкам губ, как маятник.

Колебание
Маятник

Хомяк

Цель: расслабить мышцы щек.

Техника: закрытый рот. Язык поочередно сильно упирается в каждую щеку, сдавливая стенки наружу.

Вкусное варенье

Цель: отработать движения языком по кругу.

Техника выполнения: открыть рот, вытянуть тело языка и по кругу облизать верхнюю и нижнюю губы. Нужно максимально растянуть язычок, челюсть остается пассивной.

Хомяк
Мармелад

Горка

Цель: укрепить кончик, научить держать тело языка за зубами.

Техника выполнения: сжать челюсти, упереть кончиком языка в нижние зубы, сгибая тело языка как горку. Держите 5-10 секунд.

Звук “З”

При произнесении звука «З»: губы в улыбке слегка вытянуты, передние зубы видны, зубы стыкуются на расстоянии 1-2 мм, кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка изогнута, боковые края языка прижаты к коренным зубам, вдоль языка вдоль его средней линии образуется бороздка, между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель, сильный поток воздуха, проходящий через это пространство, вызывает свист, голосовые связки смыкаются — они издают голос.

При произнесении звука «Зь» положение органов артикуляции аналогично, но губы более вытягиваются, передняя часть спинки языка поднимается выше в сторону твердого неба и вперед.

Артикуляционная гимнастика.

«Улыбка”

  • Растяните губы в улыбке.

«Изгородь”

  • Улыбайтесь, с напряжением обнажить соседние зубы.

«Канавка”

  • Вытяните широкий язычок, загните боковые края вверх, втяните щеки и воздух.

«Распишем нижний забор”

  • Улыбнитесь, откройте рот, кончиком языка изнутри «прокрасьте» нижние зубы «кисточкой» — кончиком языка. Движения вверх-вниз, влево-вправо.

«сквернословие”

  • Улыбнитесь, слегка прикусите кончик широкого языка.

«Вставь язык”

  • Улыбнитесь, прижмите кончик языка к нижним зубам изнутри.

«Горка”

  • Откройте рот, прижмите кончик языка к нижним зубам изнутри, заднюю часть языка приподнимите вверх.

«Колокол”

  • Положите тыльную сторону ладони на горло. Поочередно произносите громкие и глухие звуки. При произнесении звенящего звука ощущается вибрация голосовых связок, при произнесении глухого звука вибрации нет.

Общие рекомендации

избавиться от сигматизма необходимо с помощью артикуляционной гимнастики на звуки З, С, Ц, соблюдая простые правила:

  1. Начните зарядку с разогрева. Похлопайте языком, растяните губы, щеки.
  2. Начинайте с простых упражнений, заканчивайте сложными.
  3. Используйте забавные стихи, заучивайте тексты вместе с детьми.
  4. Помогите языку занять нужное положение пальцами, карандашом, лопаткой.
  5. Делайте совместные упражнения перед зеркалом.

Звук “Щ”

При произнесении звука «Ш»: губы вытянуты вперед и округлены, зубы сведены на расстоянии 4-5 мм, кончик языка приподнят до уровня верхних зубов, передняя часть спинка языка слегка изгибается, середина спинки языка поднимается к твердому небу, задняя часть спинки языка опускается и смещается вперед, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, сильный поток Воздух проходит через две щели: между средней частью языка и твердым небом, а также между кончиком языка и альвеолами верхних зубов голосовые связки открыты — они не издают голоса.

Артикуляционная гимнастика.

«Дудочка”

  • С напряжением вытяните губы вперед.

«Круг”

  • Поднимите верхнюю и нижнюю губы, обнажив соседние зубы.

«сквернословие”

  • Улыбнитесь, слегка прикусите кончик широкого языка.

«Плечо”

  • Откройте рот, приложите широкий мягкий расслабленный язык к нижней губе.

«Колебание”

  • Откройте рот, кончиком языка поочередно коснитесь верхней и нижней губ — движениями вверх и вниз.

«Болтовня”

  • Откройте рот, коснитесь кончиком языка верхней губы — движениями вперед-назад.

«Кружка”

  • Откройте рот, приподнимите края и кончик широкого языка кверху в форме «чашки”.

«Распишем верхний забор”

  • Улыбнитесь, откройте рот, кончиком языка изнутри «прокрасьте» верхние зубы «кисточкой» — кончиком языка. Движения вверх-вниз, влево-вправо.

«Покраска потолка”

  • Откройте рот, прижмите кончик языка к твердому небу сзади вперед.

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков

1. Упражнения для губ.

  • «Улыбка»: максимально растяните губы в улыбке. Зубы должны быть закрыты. Держите губы в таком положении несколько секунд. Повторить несколько раз.
  • «Трубочка»: зубы сомкнуты, губы вытянуты вперед.

2. Упражнение на развитие воздушного потока: умение с силой выдувать воздух через сложенные губы в трубку. Воздушная струя должна быть сильной и холодной. Повторить несколько раз.

  • «Футбол» — нужно взять небольшой кусочек ваты. Это будет мяч. Поставьте импровизированные ворота. Ребенку нужно сильно ударить по флису и попытаться забить гол. Обратите внимание на направление воздушного потока. Он должен быть крепким, холодным, губы похожи на «трубочку».

3. Упражнения по языку.

  • «Почистите нижние зубы» — улыбнитесь, откройте рот, кончиком языка «почистите» нижние зубы изнутри, двигая языком из стороны в сторону.

Звук “Л”

При произнесении звука «Л»: положение губ нейтральное, зубы приближены на расстояние 2-4 мм, кончик языка приподнят и прижат к основанию верхних резцов, спине язык опущен, спинка языка приподнята в сторону мягкого неба, боковые края языка опущены, по бокам языка проходит слабая струя воздуха, голосовые связки сомкнуты — издают голос.

При произнесении звука «L» положение органов артикуляции аналогично, но губы более вытянуты в стороны, спинка языка поднимается немного выше к твердому нёбу и вперёд, а спинка языка выдвигается вперед и опускается.

Артикуляционная гимнастика.

«Окно”

  • Открыть рот — «горячо», закрыть — «холодно”.

«Колебание”

  • Откройте рот, кончиком языка поочередно коснитесь верхней и нижней губ — движениями вверх и вниз.

«Болтовня”

  • Откройте рот, коснитесь кончиком языка верхней губы — движениями вперед-назад.

«Кружка”

  • Откройте рот, приподнимите края и кончик широкого языка кверху в форме «чашки”.

«Распишем верхний забор”

  • Улыбнитесь, откройте рот, кончиком языка изнутри «прокрасьте» верхние зубы «кисточкой» — кончиком языка. Движения вверх-вниз, влево-вправо.

«Покраска потолка”

  • Откройте рот, прижмите кончик языка к твердому небу сзади вперед.

«сквернословие”

  • Улыбнитесь, слегка прикусите кончик широкого языка.

«Назад”

  • Откройте рот, поднимите кончик узкого языка до альвеол верхних зубов (бугорка за верхними зубами).

«Колокол”

  • Положите тыльную сторону ладони на горло. Поочередно произносите громкие и глухие звуки. При произнесении звенящего звука ощущается вибрация голосовых связок, при произнесении глухого звука вибрации нет.

Подготовительный этап

На подготовительном этапе демонстрируется правильное звучание и артикуляция образовавшейся «Z». Выполняются совместные и дыхательные упражнения, чтобы подготовить ребенка к базовым упражнениям по его постановке.

Совместное отопление

Дыхательные упражнения

Артикуляционная гимнастика для звука «Ц»

Эта буква также связана по произношению с «z» или «s» и состоит из двух звуков, произносимых вместе «t» и «s». Поэтому, если вашему ребенку сложно играть «тс», вам просто нужно научить его быстро произносить «т» и «с» вместе.

Чтобы понять, как ваш ребенок произносит «ц», вы можете попросить его повторить за вами следующее предложение: «Цыпленок Цыпленок имеет цепочку!» Говоря это предложение несколько раз в день, вы получите ясность в произношении проблемного звука.

Вы также можете потренироваться говорить «т-с-с!». В этом случае ваш указательный палец и пальчик ребенка должны быть на губах. Поиграйте с ребенком — уложите медведя спать, говоря «т-сс», или прячьтесь от кого-то, даже имитируя тишину. Как только ребенок научится быстро произносить это сочетание звуков, он сможет произносить звук «т».

Структура звуковой артикуляции C

Основные причины речевых отклонений

Дефекты суставов появляются из-за многих факторов. Большинство из них временны и легко поддаются коррекции, однако есть нарушения речи, требующие немедленного вмешательства логопеда. Ведь системное и длительное затрудненное произношение слов может быть признаком определенной патологии.

Однако если серьезных нарушений здоровья ребенка нет и некоторые буквы не произносятся, это может быть следствием других факторов:

  • нарушение внутриутробного развития;
  • травма при родах;
  • наследование;
  • отсутствие связи;
  • асоциальные условия жизни;
  • растяжение челюсти;
  • тяжелые травмы головы;
  • потеря слуха.

Поэтому первые занятия с ребенком по восстановлению чистоты речи принесут только положительный эффект.

Звук “Ж”

При произнесении звука «Ф»: губы вытянуты вперед и округлены, зубы приближены на расстояние 4-5 мм, кончик языка приподнят к альвеолам верхних зубов, средней части загибается спинка языка, задняя часть спинки языка поднимается в сторону мягкого неба, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, через две щели проходит сильная струя воздуха: между спинкой языка и мягкое небо, а между кончиком языка и твердым небом голосовые связки сомкнуты — они производят голос.

Артикуляционная гимнастика.

«Дудочка”

  • С напряжением вытяните губы вперед.

«Круг”

  • Поднимите верхнюю и нижнюю губы, обнажив соседние зубы.

«сквернословие”

  • Улыбнитесь, слегка прикусите кончик широкого языка.

«Плечо”

  • Откройте рот, приложите широкий мягкий расслабленный язык к нижней губе.

«Колебание”

  • Откройте рот, кончиком языка поочередно коснитесь верхней и нижней губ — движениями вверх и вниз.

«Болтовня”

  • Откройте рот, коснитесь кончиком языка верхней губы — движениями вперед-назад.

«Кружка

  • Откройте рот, приподнимите края и кончик широкого языка кверху в форме «чашки”.

«Распишем верхний забор”

  • Улыбнитесь, откройте рот, кончиком языка изнутри «прокрасьте» верхние зубы «кисточкой» — кончиком языка. Движения вверх-вниз, влево-вправо.

«Покраска потолка”

  • Откройте рот, прижмите кончик языка к твердому небу сзади вперед.

«Колокол”

  • Положите тыльную сторону ладони на горло. Поочередно произносите громкие и глухие звуки. При произнесении звенящего звука ощущается вибрация голосовых связок, при произнесении глухого звука вибрации нет.

Автоматизация звуков в спонтанной речи

На завершающем этапе, когда пройдены все этапы кропотливой работы над плохим звуком, он вводится в спонтанную речь.

Попробуйте словесные игры:

  1. Продолжить предложение: «Сегодня, возвращаясь домой, я…»; «Понравилось, как…»; «Я недавно обнаружил, что…»
  2. Расскажите, какого цвета ваше настроение. Например, розовый — радостный и беззаботный; или серый — грустный и несчастный.
  3. Тематические рассказы о том, как медведь живет в зоопарке; почему у лисы такой красивый хвост; что делает дятел в лесу и так далее

Виды неправильной артикуляции

Нарушения в произношении «Z» можно разделить на 2 группы:

  • выражается в искаженном произношении сибилянтов (сигматизмов);
  • выражается как замена других звуков (паразигматизм).

Типы сигматизмов:

  1. Межзубный. Кончик языка находится между зубами. Речь приобретает шепелявость».
  2. Боковая сторона. Боковой край языка прижимается вправо или влево к коренным зубам. Язык отваливается набок.
  3. Носовой. При разговоре воздух выходит в носовую полость. Носовой сигматизм возникает у детей с волчьей пастью или параличом.

Виды паразигматизма: Варианты упражнений на развитие речевого дыхания

  1. Приубный. Язык, когда он издает звук «З», упирается в сомкнутые зубы. По этой причине «Z» заменяется на «D».
  2. Шипеть. Губы при произношении сильно округляются; на язычке не образуется бороздка. «Z» меняется на мягкое «F».
  3. Смягчающее. Рот недостаточно открывается, зубы не расходятся. В результате звук получается мягче, чем нужно.
  4. Замены глухоты. Губы втянуты в длинную трубку, язык не упирается в зубы, звука нет.

Если не исправлять дефекты звукового произношения, в школьные годы у ребенка разовьется неграмотная устная и письменная речь, возникнут проблемы с чтением и пониманием прочитанного.

Также проблемы со звуковым произношением могут возникать из-за повреждения речевых участков мозга.

Если у ребенка правильно сформирован артикуляционный аппарат, но звук так и не раздался, стоит обратиться за консультацией к нейропсихологу. Он поставит диагноз и составит план коррекции.

Как закреплять результаты занятий?

Все упражнения, которые вы делаете с ребенком для установки того или иного звука, должны быть правильными.

Основной прием в этом, по мнению логопедов, это:

  • произносить скороговорку;
  • быстрое чтение (если ребенок умеет);
  • тренировка с произношением отдельных слогов или фраз, содержащих нужный звук.

Кстати, скороговорки, по их мнению, являются наиболее эффективным средством полноценного развития речевого аппарата и помогают исправить нарушения произношения многих проблемных звуков.

Кроме того, для закрепления результатов артикуляционной гимнастики используется игра «Спрашиваю — отвечаю». Суть его в том, что вы задаете ребенку важные вопросы, а он отвечает свистящими звуками «с», «з» и «ц». Это упражнение также поможет вашему дошкольнику развить мышление, что тоже немаловажно.

Звук “Ц”

При произнесении звука «С»: положение губ нейтральное, зубы приближаются на расстояние 1-2 мм, кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка изогнута, боковые края языка прижимаются к коренным зубам, вдоль языка образуется бороздка по его средней линии, сочленение в два этапа: передняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образуется дуга; мостик между спинкой языка и альвеолами верхних зубов разрывается и образуется щель, сильный и короткий поток воздуха, проходящий через это пространство, вызывает короткое шипение, голосовые связки открыты — они не издают голоса.

Артикуляционная гимнастика.

«Улыбка”

  • Растяните губы в улыбке.

«Изгородь”

  • Улыбайтесь, с напряжением обнажить соседние зубы.

«Канавка”

  • Вытяните широкий язычок, загните боковые края вверх, втяните щеки и воздух.

«Распишем нижний забор”

  • Улыбнитесь, откройте рот, кончиком языка изнутри «прокрасьте» нижние зубы «кисточкой» — кончиком языка. Движения вверх-вниз, влево-вправо.

«сквернословие”

  • Улыбнитесь, слегка прикусите кончик широкого языка.

«Вставь язык”

  • Улыбнитесь, прижмите кончик языка к нижним зубам изнутри.

«Горка”

  • Откройте рот, прижмите кончик языка к нижним зубам изнутри, заднюю часть языка приподнимите вверх.

«Киска злится”

  • Откройте рот, прижмите кончик языка к нижним зубам изнутри, загните спинку языка вверх и вперед, пока он не коснется альвеол верхних зубов, и опустите его.

Подготовительные упражнения

Логопедическая работа по коррекции начинается с подготовительного этапа, который включает:

  • подготовить детей к уроку;
  • упражнения для тренировки артикуляционной системы;
  • изучение органов речи;
  • знание техник самомассажа;
  • упражнения на развитие мышц шеи и плеч;
  • развитие мелкой моторики.

Урок начинается с приглашения ребенка поиграть, вы можете рассказать ему сказочные истории о языке. Если ребенку интересно, он будет активнее выполнять упражнения, а значит, быстро получит положительный результат.

Подготовительный комплекс:

Упражнение со съедобной соломкой
Дети чаще тренируются со съедобной соломкой.

  1. Самомассаж. Кончики пальцев ласкают мышцы лица в направлении:
    • от центра лба к вискам;
    • вокруг глаз;
    • от переносицы до ушей;
    • вдоль задней части носа вверх и назад.
  2. Вибрационный массаж. Взмахните крыльями носа, произнося звук «М».
  3. Исследование частей голосового аппарата перед зеркалом. Вместе с ребенком назовите органы речи, продумайте их расположение.
  4. Игры на растяжку и расслабление мышц плечевого пояса: «Растяжка», «Кошечка».
  5. Игры со шнуровкой Монтессори для тренировки пальцев и развития моторики.

Постановка звука З

Логопедическая работа по настройке звуков проводится по 5 направлениям:

  1. Путем подражания. Для этого у ребенка должен быть развит фонематический слух.
  2. Механическим методом. Если ребенок не может самостоятельно формировать язык или совершать вибрирующие движения, помогает логопед специальными инструментами (шпателем, шпателем). Чтобы свести к минимуму использование инструментов, на уроках большое внимание уделяется артикуляционной гимнастике.
  3. На основе звуковых форматов. Буква «Z» удачно сочетается с родственной «S». Если «C» также недостаточно детально, поставьте «C» из «T». Мало-помалу ребенок воспроизводит «Z», присоединяясь к голосу».
  4. Постановка из артикуляционных упражнений. Для произнесения сибилянтов язык совершает сложные движения, задействуются кончик языка, его задний и боковые края. Губы и челюсть также должны быть активными при разговоре. Для отработки точных движений органов речи проводится артикуляционная гимнастика.
  5. Смешанный метод. Составляется индивидуальный план коррекции, включающий перечисленные методы.

По подражанию

Установка фонем путем имитации требует от учителя грамотной речи, правильного произношения звука, т.к дети копируют артикуляцию взрослых. Для производства «Z» можно пригласить дошкольников сыграть в игру «Комарики».

Воспитатель просит детей вспомнить, как жужжат и звучат комары летом. Дети делятся на 2 категории: «комары» и «туристы». Кружки кладут на пол. Задача «комаров» — поймать «туристов», задача «туристов» — убежать от «комаров» в круге. Дети, которые притворяются комарами, издают сильное и продолжительное «ЗЗЗЗЗЗЗ». Через несколько минут участники меняются ролями.

После игры учитель обращает внимание на звук «Z», звук и громкость. Необходимо следить за выполнением задания для каждого ребенка, проверять правильность положения органов речи.

Механический способ

Если ребенок не может самостоятельно придать губам и челюсти желаемое положение, специалист поможет ему в этом. Он:

  1. просит ребенка улыбнуться
  2. при этом сам придерживает чистым пальцем или ложкой свои нижнюю и верхнюю губы,
  3. в этом положении ребенок издает длинный звук «Z»,
  4. как только будет получен чистый звук, палец удаляется.

Упражнение повторяется до тех пор, пока не раздастся звук. Важно научить ребенка непроизвольно опускать и поднимать губы.

Постановка от опорных звуков

Специалисты начинают работу с сибилянтами со звуком «C», от которого в дальнейшем ставят «Z» и «C».

Разница между «Z» и «C» в том, что при произнесении звонкой «Z» голосовые связки смыкаются и раскачиваются, давление выдыхаемого воздуха ослабляется, пространство между языком и альвеолами сужается. Воздушный поток менее интенсивен, чем звук «С».

Логопед просит ребенка произнести «ССС», затем добавить к звуку голоса. Присутствие голоса можно контролировать на слух, а также по тактильным ощущениям, положив руку на шею.

Постановка от артикуляционных упражнений

Упражнения для артикуляции звука «Z»:

  1. «Горочка». Воспитатель и ребенок запоминают внешний вид горы, изображают ее форму с помощью своих рук. После этого ребенку было предложено сделать холм языком, приподнимая его центр.
  2. «Ветер». Ребенок растягивает губы трубочкой и дует, после чего воспитатель приподнимает верхнюю губу и просит еще раз подуть.
  3. «Замок». Зубы сомкнуты, губы приоткрыты. Логопед объясняет, что язык за забором и его нельзя высвободить. Ребенок несколько раз прикладывает язык к зубам.
  4. «Альпинист». Кончик языка упирается в нижние резцы, заднюю часть дужки языка. Ребенку объясняют, что нижняя челюсть — это часть камня, за которую должен держаться язык. Движение языка контролируется с помощью зеркала и отмечается, сколько секунд можно было сопротивляться в этом положении.
  5. «Поток». Рот приоткрыт, зубы сомкнуты не полностью, поэтому образуется трещина. Ребенку предлагается поиграть в промывку: выпустить струю воздуха через образовавшуюся щель.
  6. «Катушка». Кончик языка прижимается изнутри к нижним резцам. Центральная часть языка сильно изгибается, в центре образуется полость. Язык выходит изо рта и прячется. Важное условие — не отрывать кончик языка от зубов.
  7. «Сквернословие». Рот открыт, язык расслаблен и лежит в центре нижней губы. Ребенок хлопает губами по языку, не касаясь его зубами.

Автоматизация звука З

Этап звуковой автоматизации — это закрепление связей, отраженных на вокальном материале.

Автоматизация звука означает введение его в слоги, слова, фразы, связную речь по принципу от простого к сложному.

Автоматизация произнесенного звука передается, когда ребенок правильно произносит его изолированно с многократными повторениями.

Работы по автоматизации звука производятся в течение 10 минут. Работа выполняется 2 раза в неделю в специализированных классах и ежедневно дома с родителями. Во время урока в первую очередь отмечаются успехи ребенка, аккуратно исправляя ошибки.

Звук «Z» обрабатывается в несколько этапов:

  1. По слогам (прямые, обратные, со слиянием согласных). Дети повторяют за учителем комбинации звуков ЗА-ЗА, ЗУ-ЗУ, ЗЕ-ЗЕ, ЗО-ЗО, ЗИ-ЗИ.
  2. Прописью (в начале слова, в середине, в конце). Автоматизация в словах сначала выполняется на основе слогов (zu — зуб), затем в словах со слиянием согласных. Слова постепенно выбираются от односложного к многосложному.
  3. В пазлах и скороговорках:
    для-для-для, для-для-для.
    Коза гонится за Зиной.
    Зоо-зоо-зоопарк, зоо-зоо-зоопарк.
    Посадите козу в загон.
    Зы-зы-зы, зы-зы-зы.
    Колокол козла.
    Ze-ze-ze, ze-ze-ze.
    Дадим козье сено.
  4. В рассказах. Дети составляют короткие и длинные рассказы со словами, содержащими букву «Z».
  5. Разговорный. Тренируйте звук в повседневной спонтанной речи, проверьте произношение взрослых. Одновременно с развитием фонематической стороны речи происходит обогащение словарного запаса и формирование грамматической структуры речи.

Вы можете автоматизировать звук «Z», используя серию изображений:

  • среди предложенных раскрашенных объектов выбрать те, которые имеют звук «Z»;
  • разделите изображения на группы с буквой «Z» в начале слова, в середине и в конце;
  • отдельные изображения со звуками «S» и «Z».

Дифференциация от созвучных звуков

У дошкольников проблемы с различением парных звуков. Они часто меняют «Z» на «S». Для решения этой задачи учитель предлагает игры на дифференциацию.

Работа по различению звуков ведется по следующим направлениям:

  • развитие слуховой дифференциации;
  • закрепление дифференциации произношения;
  • формирование фонематического анализа и синтеза.

Сначала логопед просит почувствовать разницу в произношении рукой, которая находится на шее.

детям важно помнить, что при «Z» горло вибрирует.

Затем дети кладут открытую ладонь перед ртом и ощущают разницу в потоке воздуха, который выходит, когда они произносят похожие звуки.

На следующем этапе работа выполняется с вокальным материалом со смешанным звуком. Выполняются упражнения по разделению слов на группы с разными буквами, гимнастические игры с аплодисментами и другими движениями.

Дифференциация звука «З»

Это следующий этап работы над звуковым произношением после автоматизации. Под дифференциацией понимается способность отличать один звук от другого, похожего по звуку.

Это означает научиться выделять его на слух, определять положение в начале, середине или конце слова, понимать разницу в артикуляции двух похожих звуков (например, при произнесении звука «Z» по отношению к « S «», есть вибрация в горле).

Звуки различаются попарно и по аналогии с автоматизацией сначала изолированно, затем по слогам, словам и фразам.

Речевой материал по дифференциации звуков «З» и «Ж»

Сначала сравним артикуляцию этих звуков.

Отличия артикуляции Z и F

Обратите внимание на их характеристики: согласные, звонкие, твердые. Так что давайте попарно попрактикуемся в их произношении.

Вот несколько примеров домашних заданий для дошкольников:

изолированный звук:

Дифференциация G и F в изолированном звуке

слоги:

Различение Z и F по слогам

слова:

Дифференциация G и F на словах

Дифференциация G и F в словах 2

фразы:

Дифференциация H и F в предложениях

предложения:

Дифференциация G и F в предложениях

пословицы:

Дифференциация Z и F в пословицах

поэзия:

Дифференциация G и F в стихах

история:

Дифференциация G и F в рассказах

Задания для детей по дифференциации звуков «З» и «С»

Чем отличается сустав?

Различия в артикуляции C и Z

Каковы их характеристики?

  • «З» — согласный, твердый, звонкий;
  • «S» — твердый, глухой согласный.

Как звучит каждый отдельный звук?

Как изолированно звучат C и Z

Расскажите Снеговику, как читаются слоги. Помогите ему разобраться, где «Z», а где «S».

Различение S и Z в слогах

Назовите слова и помогите зверюшкам найти свой дом.

Дифференциация S и Z на словах

В рифме «косы» превратились в «козлов». Интересно, почему?

Дифференциация S и Z в стихах

Кто лучше говорит на скороговорке?

Дифференциация C и Z в скороговорках

Но интересные истории послушайте и расскажите.

Дифференциация C и Z в предложениях

Задания для детей по дифференциации звуков «З» и «Зь»

Мы знаем артикуляцию звуков, находим сходства и различия, сравниваем их характеристики.

Изучаем изолированное звучание каждого.

Артикуляция 3b

Мы произносим слоги

Различение Z и Zb в слогах

и слова

Дифференциация Z и Zb словами

Прочтите и повторите

фразы

Дифференциация е Зь в предложениях

и советы

Z и Zb дифференциация в предложениях

Научитесь различать звуки в чистых предложениях

Дифференциация Z и Zb в чистых клозах

Решайте головоломки

Различие Z и Z в пазлах

Критерии четкого произношения

В полуторалетнем возрасте, когда ребенок начинает произносить первые слова, родители часто замечают неправильное произношение свистков «s», «z» или «c». Это нормальный процесс, связанный с образованием этих согласных в самом начале языкового развития.

Чтобы определить, правильно ли их воспроизводит ваш ребенок, необходимо при общении с малышом наблюдать за движениями органов челюстно-лицевого аппарата. То есть обратите внимание на следующие признаки:

  • губы сходятся;
  • если при улыбке видны зубы;
  • если кончик языка касается кончиком языка внутренней поверхности нижней челюсти.

Если этого не произошло, необходимо выполнить артикуляционную гимнастику для правильного произношения шипящих согласных.

Последовательность коррекционной работы

Звукообразование — это часть логопедической работы со звуковым произношением, которая проходит в несколько этапов. В целом этот процесс выглядит так:

Этапы работы над произношением звука

Только последовательное прохождение всех этапов позволяет добиться желаемого результата и закрепить его.

А теперь обо всем по порядку.

Звук “Ш”

При произнесении звука «Ш»: губы вытянуты вперед и округлены, зубы сведены на расстоянии 4-5 мм, кончик языка приподнят к альвеолам верхних зубов, центральной части спинка языка изгибается, спинка спинки языка поднимается в сторону мягкого неба, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, через две щели проходит сильная струя воздуха: между спинкой языка и мягкое небо и между кончиком языка и твердым небом голосовые связки открыты — голос не воспроизводится.

Артикуляционная гимнастика.

«Дудочка”

  • С напряжением вытяните губы вперед.

«Круг”

  • Поднимите верхнюю и нижнюю губы, обнажив соседние зубы.

«сквернословие”

  • Улыбнитесь, слегка прикусите кончик широкого языка.

«Плечо”

  • Откройте рот, приложите широкий мягкий расслабленный язык к нижней губе.

«Колебание”

  • Откройте рот, кончиком языка поочередно коснитесь верхней и нижней губ — движениями вверх и вниз.

«Болтовня”

  • Откройте рот, коснитесь кончиком языка верхней губы — движениями вперед-назад.

«Кружка”

  • Откройте рот, приподнимите края и кончик широкого языка кверху в форме «чашки”.

«Распишем верхний забор”

  • Улыбнитесь, откройте рот, кончиком языка изнутри «прокрасьте» верхние зубы «кисточкой» — кончиком языка. Движения вверх-вниз, влево-вправо.

«Покраска потолка”

  • Откройте рот, прижмите кончик языка к твердому небу сзади вперед.

Речевые упражнения для закрепления произношения звука «С»

Произнесение твердого звука «С» в прямых слогах

1. Произнесите или прочитайте слоги, удлиняя звук «с»:

  • «Са-са-са»; «Да Да Да Да»; «Вверх-вверх-вверх»; «Так так так».
  • «Са-сы-со-су»; «Сы-со-су-са»; «Со-су-са-сы»; «Су-са-сы-со».

2. Игра «Запомни и повтори»:

  • «Са-знает-так»; «Так так так»; «Так-знает-еа»; «Да-знает-да»; «Са-сы-сы»; «Са-сы-са»; «Са-са-сы»; «Да скоро»; «Су-эй-су».

3. Повторите детский стишок и запомните его:

  • Са-са-са — вот лиса бежит.
  • Так вот так — она ​​крутит колесо.
  • Сы-сы-сы — рыжий хвост лисицы.
  • Вверх-вверх — лисы мы не боимся.

Произнесение слогов

  • «Итак»: сок, сом, сон, Соня, сода, ястреб, подстилка, горка, босиком, коса, песок, носок, дерево, пояс, колосок, колесо, боб, высокорослый, осока.
  • «Са»: сам, огород, сало, санки, саша, сахар, кола, санки, оса, лисица, коса, роса, кусать, писать, красавица, колбаса, полоска, самбо, посадка, усы, огород, писать.
  • «Вверх»: суп, сука, суд, сумка, ваза, посуда, принести, нарисовать, принести, ваза.
  • «Сы»: сыр, сынок, сова, накормил, чешуя, усы, носы, платок, пачка, сыпь, насыпь.

Произнесение слов

1. С безударными слогами:

  • Салат, огороды, сапожки, салют, обрешетка, масса, самолет, сарафан, Лариса, мышка, уметь, сундучок, сувенир, сыр, сыночек, сырье, осы, бусы, рельсы, волосы, загар, отправить.

На этом этапе рекомендуется использовать наглядный материал, указатели карточек изображений предметов, рабочие игровые приемы.

2. Правильно произносите слоги:

  • «Ска-ско-ску-ску»; «Сла-сл-слу-хитро»; «Сма-смо-сму-сму»;
  • «Сва-сву-сви»; «Spa-sp-sp-spa»; «Сто-сто-сто-ст».

3. Прочтите или произнесите «трудные» слова — со слиянием согласных:

  • Накапливайте, переворачивайте, переворачивайте свой небосвод; скалка, закатка, скатерть, скамейка, шустрый, слава, сладкий, слоник, слово, слух; мы могли, можем, смыть, осмелиться, снова окутать мечты; сон, спор, спорт, спутник, запутать, лагерь, сталь, положить, положить, старое, стекло, взять, встать; сто, стол, поровну, стеллаж; крашение; стул, стук, шаги, нападение, действие.
Источники

  • https://GotovlusKShkole.ru/zanyatiya/razvitiye_rechi/kak-nauchit-rebenka-vygovarivat-bukvu-z
  • http://LogoPortal.ru/kompleksyi-artikulyatsionnoy-gimnastiki-na-raznyie-zvuki.html
  • https://orechi.ru/razvitie-rechi/artikulyatsionnaya-gimnastika-dlya-svistyashhih-zvukov
  • [https://logoped.name/%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0-%D1%81-%D0%B8-3/]
  • [https://KakGovorit.ru/postanovka-zvuka-z]
  • [https://vospitanie.guru/rech/artikulyatsionnaya-gimnastika-dlya-zvukov-s-z-ts]
  • [https://www.Teatr-Benefis.ru/staty/artikulyatsionnaya-gimnastika-dlya-svistyashhih-zvukov-s-z-ts/]

Оцените статью
Блог про развитие речи