Постановка звука Р поэтапно ребенку

Содержание
  1. Когда нужна коррекция
  2. Из личного опыта
  3. Все изменилось в 1 день
  4. Что же я стала делать
  5. Причины отсутствия правильного «Р»
  6. Как научиться выговаривать букву «р» взрослому человеку?
  7. Как научиться выговаривать букву «р» взрослому человеку?
  8. Неправильный прикус зубов
  9. Кто может научить ребенка говорить букву Р?
  10. Неправильное речевое дыхание
  11. Индивидуальное строение уздечки
  12. Правильная обстановка для занятий
  13. Учим ребенка говорить букву “р”
  14. Постановка звука “р”
  15. Автоматизация звука “р”
  16. Когда стоит обращаться к специалисту
  17. Обязательно ли хирургическое вмешательство?
  18. Плохое развитие артикуляционного аппарата
  19. Составление коррекционной программы
  20. Техника «Подражание» для простых случаев
  21. Проблемы в речевом слухе
  22. Артикуляционная гимнастика
  23. Как поставить звук “р” в домашних условиях
  24. Как научиться выговаривать букву «р»
  25. Упражнения постановки от звука Д
  26. Логопед и детский сад
  27. Упражнения постановки от звука Ж
  28. Почему ребенок не выговаривает звук «р»
  29. Упражнения постановки от звука З
  30. Возможные сложности
  31. Упражнения постановки от звука С
  32. Постановка звука «РЬ»
  33. Способ по Левиной
  34. Мимическая гимнастика
  35. Дыхательная гимнастика
  36. Постановка с механической помощью
  37. Упражнения для улучшения речевого слуха
  38. Как способствовать развитию речи у детей

Когда нужна коррекция

Исправление нарушений в произношении звука «р» (неправильный звук или отсутствие) необходимо после достижения ребенком пятилетнего возраста. До этого времени логопеды считают нормальным не уметь правильно произносить или пропускать р, так как это один из самых сложных звуков.

Для правильной настройки необходимо:

  • иметь достаточный словарный запас;
  • способность удерживать разговорные звуки;
  • имеют развитый голосовой аппарат.

Чтобы самостоятельно проверить способность ребенка произносить звук «р», можно использовать 2 метода:

  1. Предложите ребенку рассказать стихотворение или сказку.
  2. Соберите картинки, картинки которых описываются словами со звуком «р», и попросите ребенка назвать то, что нарисовано. Здесь вы можете делать раскраски, чтобы ребенку было больше интересно вести урок.

Внимательно слушайте, как ребенок говорит. Напишите сами, если это произойдет:

  • подмена звуков, например, ривер-лека;
  • пропустить звуки — рак-як-ак.
  • произношение звуков в горле.

важно знать! Ребенок произносит «р» в некоторых словах, но в некоторых словах он пропускает или говорит неправильно, поэтому нет необходимости вносить поправки. Вы должны работать с ребенком, чтобы повторить звук и закрепить его словами и фразами.

В том случае, если звук «р» произносится с ошибками или пропускается, для получения четкого произношения необходимо начинать постепенную настройку звука «П» с выработки правильного положения органов речи.

Если заменить «р» на звук «л», например «слайд-голка», важно научить ребенка различать эти звуки.

Из личного опыта

Буква «П» была одновременно и наказанием, и подарком. Сейчас сложно объяснить, в 30 лет. В детстве помню только одно: я научился правильно и красиво говорить. Многие письма отсутствовали в моем арсенале. В том смысле, что я не мог их правильно произнести.

как вернуть деньги за покупки в Интернете
Дорогие друзья! Если вы следите за своими финансами, то читайте статью о том, как вернуть деньги за покупки в интернет-магазинах, за покупку билетов и многое другое с помощью кэшбэк-сервисов, я выбрал лучшие и проверенные сайты. Прочтите и верните свои деньги!

Я, наверное, не говорил на половине алфавита, как следовало бы. Только несколько избранных меня поняли. Включая маму, воспитательницу детского сада и старшую сестру (у нас разница в год, мы такие же). Для всех остальных они перевели то, что я сказал, потому что мою быструю и красивую речь было почти невозможно понять без переводчика.

Но благодаря совместным усилиям моей прекрасной воспитательницы детского сада Валентины Константиновны и любимой мамы я не произнес ни одной буквы — злополучную «Р». Куда не водила меня мама, к тем, кто меня не показывал! Наверное, мы проконсультировались со всеми логопедами нашего города, которые были в то время! Никто ничего не мог со мной сделать. И по окончании начальной школы эта моя характеристика отказалась.

Это было сложно. Не будь похожим на всех. Когда все вокруг нормально разговаривают, а кто-то бормочет, это вызывает комплексы. Чем старше я становился, тем больше ограничивался. При всем моем артистизме и буйной фантазии я не участвовал в любительских шоу, потому что мне было ужасно неловко не произносить букву «Р». Я говорю «как маленький». Они начали надо мной смеяться. Чем больше увеличивалась моя неуверенность.

Но здесь эта моя особенность сработала в мою пользу. Мой мозг закружился. Я начал пытаться говорить без буквы «Р». То есть в общем. Буква «R» практически исчезла из моего словарного запаса. Я начал строить предложения и заменять слова, чтобы обойтись без нее.


Посторонний человек в разговоре со мной мог не заметить, что я не произносил некоторые буквы. Это отлично подходит для тренировки мозга и увеличения словарного запаса. Я так мастерски научился заменять все слова с буквой «Р» синонимами без «рычания», что перестал делать это сознательно. Это начало приходить само собой. Было даже интересно.

Теперь, оглядываясь назад, я понимаю, что это был очень ценный опыт и, наверное, он мне был нужен. Во-первых, я стал лучше понимать людей. Во-вторых, жизнь научила меня, что кто бы ни был с тобой, когда ты не такой, как все, много значит! Я научился принимать людей такими, какие они есть. В-третьих, это была хорошая тренировка для моего мозга и, наверное, именно она дала хороший старт будущему обучению.

И так продолжалось год за годом… Я возвел защитную стену и все больше верил, что это мой главный недостаток. Что для этого у меня никогда не будет ни мужа, ни детей, ни семьи. Сейчас эти выводы кажутся такими нелепыми, но тогда, в подростковом возрасте, было очень страшно. Ходить к логопеду было уже не в моем возрасте, и что они могли мне снова сказать? Я готовилась к одинокой старости и участи старой девы.

Все изменилось в 1 день

Изменилось целое дело. В то время (это 1995–1996 годы) не у всех был магнитофон. Кассета. Большие. А людей, у которых эти магнитофоны могли записывать звук, было еще меньше. Это выглядит дико. Особенно сейчас, когда, наверное, в каждом телефоне есть функция записи звука. Но тогда это была суровая реальность постсоветского пространства.

Итак, это все. Однажды мы посетили моего одноклассника, и его отец только что купил микрофон для их кассетной деки. И они начали записывать наши разговоры и то, как мы поем. Местами было интересно и весело. Пока я не услышал на пленке, КАК звучит мой голос вообще и буква «П» в частности. Это меня шокировало. Я сел и не мог успокоиться. Какая-то мысль всплывала у меня в голове, и я не мог схватить ее и думать об этом до конца.

Придя домой, я стал громко говорить и сознательно прислушиваться к тому, как именно я произносил букву «Р». И, как мне показалось, я начал понимать, что именно делаю не так, чтобы это звучало так, как должно. Кажется, взрослому человеку научиться произносить букву «П» намного сложнее, чем ребенку. Но на самом деле все оказалось иначе. Я ПОНИМАЮ, что делать и КАКОЙ звук должен выводиться, и с помощью логики начал выбирать такую ​​языковую позицию, при которой звук получился бы как надо.

Что же я стала делать

Я стала много разговаривать дома наедине с собой, чтобы никого не стыдиться. Было скучно просто так говорить, и я начал читать книги вслух. Но не просто читать, а СЛУШАТЬ, пока я это делаю. Как только я автоматически прочитал букву «Р», как я сказал перед началом изучения, я остановился и перечитал слово снова, пытаясь услышать, как звучит звук, и попытаться произнести его так, как оно должно звучать.

Не скажу, что были немедленные успехи. Нет. Это было сложно, но я упорно добивался такого положения языка, чтобы он мог воспроизводить желаемый звук. Детей учат делать язык и трясти им там. Или что-то в этом роде я уже забыл, честно говоря, как меня учили. Прошло более 25 лет. Но я помню, как сам учился в детстве. Я поднял язык, надавил на него и попытался заставить его дрожать. И это было обречено на провал. Потому что это невозможно сделать специально.

Но вы можете СЛУШАТЬ, какой звук происходит, и вы можете выбрать параметры звука. Я слышал, в каком положении языка мои звуки больше всего напоминают букву «Р», и пытался ее повторить. Со временем то, что я произносил, все больше и больше начинало напоминать букву «Р», и пришло время, когда я мог, по крайней мере на короткое время, рычать точно так же, как это «Ррррр». Я не ожидал, что мама покажет ей, на что я способен. Это было такое счастье.

С тех пор уроки становились все лучше и лучше. И я дожил до своего 16-летия, зная, как произносить эту сложную букву «Р». Более того, ни один из специалистов, которые меня вызывали в детстве, не мог мне помочь, и с помощью простого магнитофона я научился произносить это сам. Уже в достаточно зрелом возрасте. Я очень горжусь этим.


Практически сразу в моей жизни появился молодой человек, который мне явно посочувствовал. Я стал увереннее, мне стало легче общаться. Хотя я еще некоторое время говорил автоматически, исключив эту букву из словаря. Началась насыщенная светская жизнь и жить стало легко и приятно!

Зачем я все это пишу? И к тому, что у каждого в нашей жизни есть та или иная буква «Р». Кто-то буквально, кто-то в переносном смысле. Все это было дано нам неспроста. Нам нужно видеть пользу, которую он нам дает, и вы также можете найти способ сделать это, чтобы максимально справиться с этой задачей.

Причины отсутствия правильного «Р»

Современная логопедия продемонстрировала множество факторов, влияющих на процесс произношения звука «р».

В домашних условиях можно исправить речь ребенка по следующим причинам:

  • стоматологическая проблема — неправильный прикус зубов;
    Настройка звука «р» для малыша поэтапно. Логопедические упражнения с картинками, видео уроки артикуляционной гимнастики
  • проблема образования вибраций — неправильное дыхание речи;
  • индивидуальная конструкция уздечки — в ближайшее время не разрабатывается;
  • ослабление мимических мышц — плохое развитие артикуляционной системы;
  • неправильное восприятие звуков — проблема со слухом речи.

Как научиться выговаривать букву «р» взрослому человеку?

Многие дети, начиная говорить, неправильно произносят букву «р», но через некоторое время дефект исчезает сам по себе. При этом встречается редко, но бывают случаи, когда подобной проблемой страдает человек в преклонном возрасте. Многих интересует возможность взрослому человеку научиться произносить букву «р», поэтому эта задача вполне выполнима, главное — регулярно выполнять эффективные упражнения.

Как научиться выговаривать букву «р» взрослому человеку?

Такой дефект речи становится причиной появления различных комплексов и других сопутствующих проблем. Для начала стоит разобраться, почему люди не произносят букву «р», а потому причина возникновения такого дефекта может быть связана с особенностями физиологии, либо человек просто не дал необходимых нагрузок в детство. Если подъязычная связка короткая, потребуется простая операция, при которой уздечку просто слегка перережут. Другие причины устраняются с помощью простых упражнений, которые лучше выполнять каждый день.

Как взрослому человеку научиться произносить букву «р»:

  1. Старайтесь как можно чаще использовать в своей речи слова, содержащие букву «р». Чтобы проверить правильность произношения, рекомендуется записывать все на диктофон.
  2. Чтобы растянуть подъязычную связку, важно уметь расслабить мышцы языка, когда он напряжен. Для этого широко откройте рот, высуньте язык и закройте рот, прижав его зубами. Еще один важный момент — согнуть спину вперед. Задержитесь в этом положении на 10 секунд.
  3. Разобравшись, как быстро научиться произносить букву «р», стоит упомянуть об упражнении, цель которого — заставить язык дрожать под воздействием мощной струи воздуха. Высуньте язык и прижмите к нему обе губы. Постарайтесь выдохнуть сильную струю, от которой должен задрожать кончик языка.
  4. Для исправления дефекта важно активизировать мышцы кончика языка. Улыбнитесь и прикусите кончик языка.
  5. Разбираясь в теме: как произносится буква «р» взрослому человеку, стоит привести пример упражнения, позволяющего растянуть подъязычную связку языка. Задача — плотно прижать кончик языка к нёбу, затем начать по нему щелкать, то в медленном темпе, затем в быстром.
  6. Чтобы тренировать координацию языка, необходимо в быстром темпе менять его положение. Широко откройте рот, поместите кончик языка на верхние бугорки, расположенные за зубами, затем опустите его к нижним зубам.

Неправильный прикус зубов

Когда верхняя или нижняя челюсть выдвигается вперед, это признак неправильного прикуса. Для исправления прикуса следует посетить стоматолога с обращением к ортодонту.

Кто может научить ребенка говорить букву Р?

Логопед сыграет одну из важнейших ролей в формировании речи ребенка. Однако наиболее важными участниками процесса будут родители. Именно от них зависит успех или неудача тренировок.

Следует понимать, что для правильного формирования произношения необходимо приложить гораздо больше усилий, чем, например, научиться плавать. В случае слов, на самом деле, упор делается не на технику, а на развитие артикуляционного аппарата. Поэтому родителям следует:

— составить программу занятий с ребенком;

— не пропускайте ни одного тренировочного дня;

— выбирайте самые интересные и увлекательные игры и упражнения;

— сделать уроки увлекательными;

— иметь под рукой рекламные подарки;

— наберитесь терпения за пару месяцев до этого;

— не ждите быстрых результатов.

Только тогда можно говорить о готовности родителей помочь своему ребенку исправить произношение.

Неправильное речевое дыхание

Звук «р» — это сонар. Природа внешнего вида — создание вибраций с помощью кончика языка, когда он упирается в бугорки верхнего неба возле зубов. Вибрации образуются, как правило, на выдохе, но есть несколько упражнений, тренирующих появление звука п при вдохе.

Если у ребенка нарушение выработки выдоха-вдоха или выдох слабый, вибрации не образуются, поэтому звук «р» плохо звучит или не появляется вовсе.

Индивидуальное строение уздечки

Короткая подъязычная уздечка не позволяет произнести звук «р». При правильном произношении требуется умение поднимать язык к нёбу или зубы вверх. Укороченная уздечка не позволяет ребенку полностью поднять язык. Развитой уздечкой считается, если в растянутом состоянии ее длина составляет 8 мм.
Настройка звука «р» для малыша поэтапно. Логопедические упражнения с картинками, видео уроки артикуляционной гимнастики

Чтобы выявить проблему, необходимо попросить ребенка открыть рот и дотянуться языком до верхнего неба. Поэтапная установка звука «п» невозможна без устранения этого дефекта. Для развития подъязычной уздечки необходимо выполнять специальные упражнения.

Правильная обстановка для занятий

лучше потренироваться перед зеркалом, чтобы увидеть, как будут работать ваши губы и язык. Следите за правильным выполнением упражнения

Если вы учите ребенка звуку «р», вам нужно проводить уроки в игровой форме. Потренируйтесь 10-15 минут, согните друг друга, делайте перерывы, комментируйте все упражнения.

Учим ребенка говорить букву “р”

На уроках важно применять комплексный подход:

  • регулярно посещать логопеда;
  • делать в домашних условиях упражнения для установки звука «п» у детей;
  • используйте речевой материал для автоматизации звука «р» в повседневных делах: вместе с ребенком выучите скороговорки на букву р, рассмотрите образы так, чтобы был звук и буква «р”.

Фото на букву р

Вы можете сделать это с логопедом или дома в одиночестве. Если выбран второй вариант, необходима первичная консультация специалиста.

Постановка звука “р”

Чтобы ребенок понял, как научиться произносить букву «р», необходимо сначала научиться произносить ее изолированно. На этом этапе происходит познание звука: узнать, как выглядит буква «р»: раскраски, стихи с ее изображением.

  • Чтобы сформулировать звук, нужно понимать, как он произносится, как выглядит его звучание. Ребенок открывает рот, прижимает язык к нёбу, как в разминке, и быстро произносит «ддд». При этом попросите его издать этот звук с сильным выдохом. Пока не будет «p», но он запомнит, какой должна быть вибрация.
  • Для следующего упражнения понадобится логопедическая лопатка. Для начала попросите ребенка сказать «LJJ» с широко открытым ртом. После того, как ребенок поймет, как это делать, вставьте лопатку под язык и помогите ему раскачивать ее влево и вправо. Произнесение «жжж» и вибрация шпателем помогут понять, какой должна быть вибрация.
  • Пусть ребенок произнесет слог «зза», проталкивая язык как можно глубже к горлу. Одновременно вставьте шпатель, как в предыдущем упражнении, и помогите двигать языком из стороны в сторону. Вы должны получить чистый звук P.

Как только ребенок выучит произношение без шпателя, приступайте к упражнениям на автоматизацию звука п.

Звукоизвлечение связано с повседневной деятельностью. Их можно сочетать с играми, проводимыми в непринужденной обстановке. Главное знать алгоритм работы и отдельно собирать материал по автоматизации звука для каждого этапа.

Автоматизация звука “р”

  • После того, как ребенок научится произносить букву, его учат использовать ее по слогам. Сначала автоматизация жесткого и мягкого звука р по слогам и только после перехода к следующему элементу.

Автоматизация P по слогам

Автоматизация P в обратных слогах

  • Автоматизация звука в словах. Вам нужно начинать с коротких и переходить к длинным, чтобы ребенок мог говорить, используя эти слова в предложениях.P автоматизация словами
  • Автоматизация звука p в длинных предложениях.

Автоматизация P в предложениях

Только на этом этапе используются скороговорки на «р», разучиваются стихи логопеда. Он также использует загадки на букву p, чтобы произносить ее по буквам в качестве ответа.

Скороговорка

Когда стоит обращаться к специалисту

Как сказал логопед, суставная система полностью формируется к четырем-пяти годам. И если на этом этапе ребенок не произносит твердый звук «п» и мягкий «пб», то это может стать хорошим поводом для обращения к специалисту. Он пояснил, что звук «р» считается одним из самых сложных и требует подготовительной работы для его постановки.

Теперь мы объясним, почему звук сложный. Если вы вспомните школьные годы и уроки русского языка, то наверняка в вашей памяти появится пластинка с звонкими и глухими согласными. Но «п» всегда было в отдельной графе: звучные звуки. Именно они не имели глухой пары и отличались тем, что произносились с отчетливым и звучным выражением голоса. По статистике, дошкольники в возрасте четырех лет могут произносить все звуки, кроме звуковых.

Что происходит, когда мы произносим звук «р»? Вот что:

• губы расслаблены;

• между зубами образуется пространство 4-5 миллиметров;

• кончик языка в это время поднимается к верхним деснам;

• из-за потока воздуха язык начинает вибрировать;

• средняя часть языка изгибается, а задняя, ​​наоборот, прижимается к нёбу;

• по краям язык прижимается к верхним зубам;

• голосовые связки колеблются в момент произношения.

Поэтому следующие виды произношения считаются отклонениями от нормы и обязательно требуют корректировки у квалифицированного специалиста:

• Velar — кончик языка опускается во время произношения и не участвует в суставе. В самом языке присутствует сильное напряжение, из-за чего он отвергается. Само произношение происходит не с помощью голоса, а с помощью воздуха, а значит, звук гортанный;

• Увулярный: язык начинает вибрировать в образовавшемся воздушном потоке. Звук очень спокойный и плавный;

• Носовой — по названию можно понять, как получается сам звук. Это произношение характеризуется локализацией воздуха в носу и полным отсутствием вибраций;

• Двойная губа — в этом случае в формировании звуков участвуют только губы, язык никак не участвует;

• Щель: язык повернут вверх, при разговоре образует пустое пространство с мягким нёбом;

• Межзубный: язык находится между зубами, что вызывает сильное искажение произносимых звуков.

Логопед Билуха Вита Викторовна
Из личного архива Виты Билухи /

Обязательно ли хирургическое вмешательство?

Такой дефект речи, как слюнотечение, не является серьезным нарушением речевой функции, но может практически испортить жизнь. Человек, который вспыхивает, априори не может быть хорошим оратором, так как многие люди воспринимают всплывающую речь как что-то комичное.

Для тех, кто страдает этим расстройством от рождения, путь ко многим занятиям, связанным с общением, закрыт. Бытует мнение, что избавиться от растекания в зрелом возрасте нереально, если этот момент был упущен в детстве. Между тем, этот дефект речи поддается исправлению в любом возрасте, даже после окончания полового созревания.

Есть два способа научиться произносить букву «р» для взрослых: радикальный, с помощью хирургического вмешательства, и консервативный, с помощью специальных речевых упражнений. Для начала выясним, что лежит в основе невосприимчивости речевой системы к произношению буквы «р».

Следовательно, причиной смазывания является явление, называемое анкилоглоссией. Это врожденный порок развития ротовой полости, характеризующийся плохой подвижностью языка из-за слишком короткой язычной уздечки (полоски ткани, соединяющей дно ротовой полости с самим языком).


Самый быстрый и простой способ исправить это — обратиться к хирургу. Разрезание уздечки проводится под местной анестезией, рана заживает через несколько дней, после чего подвижность языка полностью восстанавливается, и в дальнейшем вопрос о том, как научиться произносить букву «р», отпадет сам собой.

Также существует бескровный способ победить анкилоглоссию — растянуть уздечку языка с помощью несложных упражнений. Приходится широко открывать рот и стараться высунуть язык как можно дальше, стараясь дотянуться им до центра подбородка. Еще одно упражнение: слегка наклонив голову назад, вытяните язык к верхней губе.

также полезно энергично двигать языком в разных направлениях с закрытым ртом. Для максимальной эффективности эти упражнения следует сочетать с произношением скороговорок, содержащих букву «п». Если вам сначала не дали скороговорку, упростите задачу: произнесите вслух отдельные слова, содержащие эту букву.

Плохое развитие артикуляционного аппарата

Губы, мягкое небо, язык и нижняя челюсть — органы суставной системы. Ослабление в развитии движения речевых мышц лица у ребенка (парез) можно определить с помощью упражнений.

Родители делают и просят ребенка повторить:

  • Втягивание губ в трубку — если выполнять сложно, это признак пареза
  • Растягивание губ в стороны — если «улыбка» кривая — признак нарушения движений мышц.
  • Показывать язык по всей длине — при нарушениях язык мелко дрожит и / или отклоняется влево-вправо.
  • Как вариант, прикоснитесь кончиком языка к уголкам рта — если малыш не может попасть точно в угол — это признак нарушения.

Если во время выполнения хотя бы одного упражнения отмечаются признаки пареза, то вместе с началом занятий по развитию суставных органов необходимо обратиться к неврологу для исключения более серьезных заболеваний нервной системы.

Составление коррекционной программы

Это зависит от формы нарушения звукового произношения. Например, у ребенка может не быть каких-либо вибраций в речи, или они могут заменять ее другими звуками или смешивать их. Ротацизмы, то есть искажения, также очень распространены. Есть 8 типов вращения. Поэтому логопед подбирает постепенную настройку звука «р» индивидуально для каждого маленького пациента. Однако существует список упражнений, подходящих при любой форме нарушения произношения вибранты.

Техника «Подражание» для простых случаев

Упражнение для постановки — слуховое восприятие звука. Маленькому ученику предлагаются примеры фонем, например рев двигателя, гром. И он, сидя перед зеркалом, повторяет услышанное.

Проблемы в речевом слухе

Развитие фонематического восприятия или речевого слуха начинает функционировать в 4 года. Детский процесс замены звука, такой как поклон или прыжок рукой-ука, показывает измененное восприятие звуков.
Настройка звука «р» для малыша поэтапно. Логопедические упражнения с картинками, видео уроки артикуляционной гимнастики

Чтобы исключить заболевания центральной нервной системы, необходимо посетить невролога.

Артикуляционная гимнастика

Развитие сустава, развитие полноценных движений и определенных положений суставных органов — цели совместной гимнастики. Это один из самых важных шагов для правильной настройки всех звуков.

ежедневно необходимо заниматься гимнастикой, чтобы закрепить выработанные навыки. На уроках важно соблюдать последовательность и применять принцип «от простого к сложному».
Настройка звука «р» для малыша поэтапно. Логопедические упражнения с картинками, видео уроки артикуляционной гимнастики

Из выбранных упражнений выполняйте сначала два-три, вводите новое при условии отличного выполнения первого. Затем повторяйте и постоянно подкрепляйте. Если что-то не работает, не вводите новые упражнения, а отработайте старые техники.

Выполняйте упражнения сидя, следите за тем, чтобы спина была прямой, в теле нет напряжения, а ноги в покое.

Занимайтесь гимнастикой утром или после дневного сна, не более 15 минут на первых занятиях, в дальнейшем можно довести время до 30 минут в день.

Важно помнить! Делайте упражнение не один раз, а несколько раз, чтобы получить стойкий результат.

Комплекс гимнастических упражнений для постановки звука «р» поэтапно предлагают такие авторы, как Воробьева, Богомолова, Хвацев, Левина и другие.

Как поставить звук “р” в домашних условиях

Как научить ребенка произносить букву «п» в домашних условиях? Несмотря на желание быстро поставить звук «р» и научиться его произносить за 5 минут, только терпение и труд станут тем фундаментом, на котором вы сможете построить четкое звучание речи вашего малыша по кирпичику. И для соблюдения этих условий не забывайте об эмоциональной составляющей — ваша задача сделать логопедические упражнения на звук «р» увлекательной игрой и подарить всем участникам хорошее настроение.

Затем приступайте к упражнениям на произнесение буквы «п» с разминки:

Разминка на букву р

Ниже приводится основная часть настройки звука «р» у детей, в которой можно выделить три стадии:

  • «П» звучание автономно;
  • «П» в слогах и словах;
  • «П» в связной речи.

Установка звука p у детей

Поставим звук «p» одним из вариантов:

1. Продолжайте тянуть «дддддддд» и не высуньте язык из неба. Когда он вибрирует с сильным выдохом, он будет звучать «ддд-ррр». Затем переключитесь на слоги «дра», «рисовать», «дру» с твердым «р». Итак — к словам с этими слогами (дрова, дружба, драма) и к звуку «тр» (работа, путь, путь). Когда эти техники будут хорошо отработаны, удалите «d» и «t» и научитесь произносить звук «r» без них: град, ловля, журавль, таран, город, корова, забор, топор.

Если вы не можете произнести «r», в непрерывной фазе «d» вы можете осторожно протолкнуть язык ребенка глубоко в рот, например, палочкой для мороженого, или покачать им в середине языка. Звук «ддррр» должен работать! А дальше — уже слоги и слова.

2. Если у ребенка четкий и отчетливый звук «г», вы можете научить ребенка произносить букву «р» с помощью этого метода. Жужжание громкое, громкое, при этом просовывая язык глубже. Получается короткий звук «р». Практикуйтесь несколько раз, затем переходите к слогам и словам, начинающимся с «zp», затем отбрасывайте «g» и работайте с «p», как описано выше.

3. Чтобы научиться произносить «р», попросите ребенка произносить «сссс» на выдохе, а затем вдохните через рот, прижимая свой язык к нёбу возле верхних зубов. Появляется необходимая вибрация и звучит «р». А дальше — тот же алгоритм: этот звук по слогам и в начале, в середине, в конце слова.

4. Вы можете составить оператор «p» из «p». Учитывая, что мягкий звук «ррр» — это хит, получите его устойчивую вибрацию «рррр» и преобразуйте ее в звук «ррр». Затем потренируйтесь как в слогах, так и в словах.

Имитация явлений окружающего мира, например, рыка тигра, шума работающего двигателя самолета или двигателя трактора, повышает эффективность учебного процесса, а долгожданный результат наступает быстрее.

Как научиться выговаривать букву «р»

  1. Хорошо помогут скороговорки, в которых часто повторяется звук «р», повторяйте их по несколько минут каждый день.
  1. Вы также можете взять и произнести серию слов, содержащих букву «р». Например: трактор, работа, пророк, стрекоза, приговор и т.д.
  1. Сделайте какую-нибудь гимнастику для языка. Старайтесь изо всех сил дотянуться кончиком языка до носа, затем у подбородка задержите язык в напряженном состоянии несколько секунд.
  1. По возможности открывайте рот, челюсть должна быть плотно сжатой. В этом положении постарайтесь дотянуться до неба кончиком языка. Зафиксируйте это положение на 10 секунд.
  1. Как ни странно, изучение разговорного английского очень помогает. Специфическое произношение английского звука «p» невольно заставляет поставить язык в нужное положение и незаметно удлиняет «уздечку». Итак, приступайте к изучению английского: убейте двух зайцев одним выстрелом.
  1. Запишите свои упражнения в первый день, а затем через неделю и сравните их. Так будет понятно, есть ли динамика процесса. Если после месяца занятий нет заметных эффектов, не стесняйтесь обращаться к специалисту. Грамотный логопед точно знает, как научиться произносить эту букву, и подберет для вас индивидуальное лечение, ведь каждый пациент уникален.

Не отчаивайтесь, если природа преподнесла вам эту небольшую неприятность. Исправить это довольно просто. Безмолвная настойчивость и терпение, и перед вами откроются те двери, которые ранее были закрыты.

Упражнения постановки от звука Д

Начните упражнение с игровых модулей. Во время урока родители сначала должны выполнять упражнение самостоятельно. Затем ребенок повторяет.
Настройка звука «р» для малыша поэтапно. Логопедические упражнения с картинками, видео уроки артикуляционной гимнастики

Произносите звук «д» в процессе выдоха на языке. После нескольких повторений появится — ddrr-r. Исправьте звуковую комбинацию «dr», повторяя каждое из слов несколько раз: драка, подруга, дрон, сон, друг, друг, драма, дрова, дротик и т.д.

Логопед и детский сад

Если воспитатели детского сада или учитель начальных классов замечают особенности дикции ребенка, недостаточную четкость речи или особенности звуковосприятия, не пренебрегайте дополнительными мероприятиями, организованными внутри образовательного учреждения. В отдельно сформированной группе, в которой все дети имеют языковой дефицит, им намного комфортнее учиться, не задумываясь и боясь ошибиться.

Урок логопеда разработан таким образом, чтобы каждый ребенок получил от него максимум удовольствия. Обычно на каждом этапе, от организационного момента до минуты физического воспитания, штатный логопед использует специальные игры и упражнения, которые помогают детям расслабиться и научиться говорить по-новому.

Улучшение дикции у здорового и нормально развитого ребенка происходит уже после первых уроков. Но вы должны научить его не только механически воспроизводить звуки, но и понимать значения слов, чувствовать разницу значений. Это ускорит и обогатит процесс обучения.

Упражнения постановки от звука Ж

«Насекомое с двигателем». На выдохе долго произносится звук «г» жжжжж, одновременно перемещая кончик языка по верхнему нёбу. Так формируется звук «р». Обеспечение успеха в тренировках — необходимость. Затем продолжайте издавать звук ЖР.

Почему ребенок не выговаривает звук «р»

Обычно, как только ребенок начинает говорить, искажая слова и звуки, это вызывает у всех родственников привязанность. Поэтому чаще всего родители не обращают внимания на такое неправильное искажение языка. Напротив, все «смешные» слова запоминаются, записываются в специальный блокнот «на память». И если ребенок только начал учиться говорить, а некоторые звуки все еще плохо отзываются, это не проблема.

Тревога родителей начинает расти, когда сын или дочь несколько лет активно разговаривают, но все еще не могут правильно воспроизводить сложные звуки. Один из таких звуков, который трудно воспроизвести, — это звук «р». Каковы причины нарушения речи?

Речь ребенка развивается по его индивидуальной программе. Обычно до трехлетнего возраста дети практически не произносят звук «р» и обучить их этому навыку в это время достаточно сложно. Но, чтобы в дальнейшем облегчить преодоление трудностей с речью, в этот период уже можно проводить с ребенком уроки, которые помогут ему начать правильно произносить сложные звуки. Пятилетний возраст идеально подходит для того, чтобы научиться правильно произносить букву «р».

Если ребенку еще нет пяти лет, он не нуждается в особом уходе или обучении. С 5,5 — 6 лет при наличии проблем с речью ребенку требуется помощь профильных специалистов.

Неправильное произнесение звука «р» может быть связано с физиологическими проблемами. Например, из-за неправильной формы языка (к счастью, такая патология встречается редко), короткой уздечки, небольшого размера языка, неразвитости ротовой мускулатуры, неправильного прикуса и других дефектов у ребенка могут возникнуть проблемы не только с произношением звук «П», но и многие другие (например, шипящие, свистящие и жужжащие звуки).

Если у ребенка есть хотя бы один из перечисленных дефектов, то родители обязаны показать его стоматологу или логопеду. Часто родители не могут сами определить, есть ли у ребенка физиологические недостатки. Поэтому необходимо ежегодно проходить с ребенком медицинские осмотры, чтобы вовремя выявить проблему и исправить имеющиеся недостатки.


Практически все перечисленные дефекты, за исключением неправильного прикуса, исправляются хирургическим путем. Эти операции несложные, и после их выполнения дети практически сразу издают сложные звуки, поэтому для развития речи проходить специальные курсы не нужно. Если вовремя не устранить эти физиологические недостатки, они могут вызвать смазывание и другие дефекты речи во взрослом возрасте.

Упражнения постановки от звука З

Комарик».

Настройка звука «р» для малыша поэтапно. Логопедические упражнения с картинками, видео уроки артикуляционной гимнастики
Пошаговое упражнение по настройке звука Z у ребенка. Без умения правильно произносить этот звук невозможно научиться произносить П

В положении языка вверху долго произносить звук «ззззз» — комар летит. Быстро проведите кончиком языка по верхним зубам — комар мерзнет и дрожит.

Возможные сложности

Если при выполнении данных упражнений с открытым ртом возникают трудности или одновременно с работой языка наблюдаются «прыжковые» движения нижней челюсти, необходимо ввести между коренными зубами деревянную лопатку или резиновую штангу (зубную щетку) на боковой стороне, которая будет выступать в роли проставки. Потребность в механической фиксации нижней челюсти скоро отпадет.

Вибрации языка можно добиться без использования шпателя, если в момент произнесения «ддд» постучать ладонью под подбородком. Ребенок произносит слова с перевернутыми слогами, учитель бьет ладонью по подбородку снизу (например «сложи, идд, ка-дд, па-дд…»).

  • При переходе от звуковых сочетаний «тр, др» к слогам (дра-, тра-) у детей возникают трудности с непрерывным произношением слогов тра-, дра-. В этом случае можно предложить ребенку следующий прием: сжать кулаки, положить их перед грудью, в момент произнесения «др-р-а» резко опустить руки. Вы можете сочетать произношение «тра, дра», прыгая на обеих ногах, хлопая в ладоши. Выполнение резких и сильных движений в сочетании с произношением слогов и коротких слов заставляет ребенка переключаться с чрезмерной концентрации на артикуляторные движения и облегчает переход от изолированного воспроизведения звуковых комбинаций «тр, др» к введению звука в слоги и слова. Эту же технику можно использовать в случае затруднения произношения звука R при сравнении других согласных («брр, врр»): крепко сожмите кулаки и, резко их опуская, произнесите: брат, браво.
  • Иногда ребенок может издавать длинный глухой шепчущий звук R сквозь стиснутые зубы. В этом случае ребенка могут попросить произнести звуки «трр», прикусив деревянную лопатку. Постепенно увеличивая расстояние между зубами (для чего необходимо в два-три раза прикусить погнутый шпатель), можно получить длительное произношение комбинации «тр-пп» при открытых зубах.
    Достигнув вибрации, посредством разнообразных упражнений на материале слогов, слов и фраз, произносимых постепенно в более быстром темпе, необходимо добиться автоматизации заученного сустава и избавиться от излишне перекатывающегося звукового произношения R.
  • Чтобы получить звук P, ребенок должен показать (перед зеркалом) положение языка: передний край языка находится не возле альвеол, а около шейки верхних резцов. Когда вместо мягкого Pb получается твердый звук P, необходимо добиться постепенного движения языка вперед, к верхним резцам, исходить из сочетания согласной с гласной переднего ряда I.
  • При автоматизации звуков P и Pb в словах следует учитывать артикуляционные навыки ребенка, его возраст, умение усваивать семантику и слоговую структуру слова. Лучше всего доверить эту непростую задачу профессиональному логопеду.

Упражнения постановки от звука С

При продолжительном произнесении «s» — sssss сделайте короткий вдох через рот и плотно прижмите язык к альвеолам (углублениям в верхней челюсти). Это сосание языка.

Постановка звука «РЬ»

При установке мягкого P вся поверхность языка испытывает даже большее натяжение, чем твердое P. Следовательно, вы можете начать установку звука «Pb», только если вы можете произносить жесткую P.

ПБ практикуется путем произнесения чистых фраз, которые можно найти в учебниках или придумать самостоятельно.

Примером могут служить следующие предложения:

На горе стоит дуб — ре-король.

А на ветке снегирей — ри-ри-ри.

А коса газонокосилки — это рья-рья-рья.

Я говорю правду: рю-рю-рю.

Тигр — хищный зверь, э-э.

Бровки Машенька хмурится — ур-ур-ур.

Цветет сирень в саду — ррен-рен-рен.

Способ по Левиной

Логопед Р.Е. Левина в 1965 году разработала серию артикуляционных упражнений для обучения произношению буквы «Р».

На первом этапе упражнения направлены на достижение безвибрационного трения «P» после достижения правильного сустава.

На втором — вибрацию языка тренируют звуки «Ш», «Ж». Ребенок раздвигает губы, не округляя их, вытягивает «F», подводит кончик языка к деснам, между ними нет места. Ребенок с силой выдыхает воздух.

Для создания вибрации используйте звук «Д», который произносится на выдохе. Рот широко открыт, передний край языка плотно прилегает к деснам верхних зубов. «D» произносится вместо «P» в словах с комбинацией «TR» или «DR».

Мимическая гимнастика

Мимическая гимнастика используется для развития лицевых мышц, задействованных в настройке «r.

Способствует:

  • подготовка лицевых мышц к работе;
  • развитие четкой дикции;
  • развитие движений суставных органов;
  • тренировка мышц языка, неба и губ.

Выполняйте гимнастику перед зеркалом вместе с родителями, используя элементы игры:

  • широко открывать глаза — испугаться;
  • поднимать брови вверх — удивляться;
  • хмурый лоб — сердитый;
  • высунуть язык и дышать как щенок;
  • имитация облизывания кошки;
  • быстро мигают;
  • попеременно моргающие глаза;
    Настройка звука «р» для малыша поэтапно. Логопедические упражнения с картинками, видео уроки артикуляционной гимнастики
  • надуться и погладить губы;
  • надуть щеки и втянуть.

Дыхательная гимнастика

Чтобы правильно и успешно сформулировать звук «р», необходимо научиться правильно дышать. С помощью дыхательной гимнастики развиваются мышцы органов дыхания и вырабатывается ритм при вдохе и выдохе;

Рекомендации по гимнастике:

  • до 7 лет в целях безопасности требуются взрослые;
  • состояние ребенка спокойное, не игривое;
  • заниматься в спокойном темпе;
  • проверить самочувствие ребенка;
  • не делайте резких выдохов.

Комплекс упражнений для занятий с повторением каждого 3-4 раза:

  • Надуйте щеки — медленно выпустите воздух, приоткрыв рот.
  • Руки на поясе из положения стоя, на вдохе слегка присядь, на выдохе — выпрямиться. Со временем это упражнение усложняется: опускайте приседания, делайте растяжки на вдохе и выдохе.
  • Медленно вдохните через нос, задержите дыхание — медленно выдохните через нос.
  • Лягте на спину, вытяните ноги, закройте глаза (тело должно быть расслаблено). Положите ладони на живот. Медленно выдохните воздух, одновременно подтягивая живот к позвоночнику. Поднимите вдох и живот к ладоням и надуйте в клубок.
  • Положите руки на нижние ребра. Медленно выдохните, прижимая руками ребра. Медленно вдохните через нос: следует почувствовать расширение грудной клетки. Выдохните, вернувшись в исходное положение, то есть грудь в захвате руки. Во время этого упражнения живот и плечевой пояс должны быть неподвижны.
  • Зажгите свечу: пусть ребенок задует ее.
    Настройка звука «р» для малыша поэтапно. Логопедические упражнения с картинками, видео уроки артикуляционной гимнастики
  • Голову повернуть влево — вдох носом, вправо — выдох ртом.

Постановка с механической помощью

Ватный тампон используется для тренировки механической установки звука «р». Чтобы долго произносить верхний звук — ззззз, взрослый при этом быстро перемещает ватную палочку вправо и влево под языком. В результате получается вращающаяся буква «p».

Упражнения для улучшения речевого слуха

Найдите слова со звуками «р», «л». Попросите ребенка поднять руку, когда он услышит звук «л», затем, слушая тот же набор, поднимите руку, когда воспроизводится звук «р».

Повторите это упражнение в следующих интерпретациях, чтобы найти в словах звуки l и r:

  • в начале: лед, рог, робот, рубашка, лимонад, лось;
  • в центре: бэби, пончик, корова, огород, масло, город, волосы;
  • в конце: вол, вор, каркас, гипс, лобстер, мета, пар, кедр.

Как способствовать развитию речи у детей

Для полноценного развития речи ребенка используйте следующие приемы:

  1. Поет песни с первых дней жизни — ребенок не только смотрит на губы, мимику и видит эмоции, но и воспринимает ритм и мелодию, развивая слуховой аппарат.
  2. Если вы говорите без заикания, как если бы ребенок был взрослым, он помогает лучше понять родной язык.
  3. Когда вы играете с ребенком с игрушками, придумывая диалоги между игрушками, вы разнообразите игру и научитесь составлять предложения.
  4. Изображать звуки животных и природы — способствует развитию артикуляционного и фонетического аппарата.
  5. Чтение вслух сказок, стихов — происходит восприятие структуры речи, запоминание новых слов, правильное произношение звуков.

Речевые расстройства лишают ребенка гармоничного развития в социальной среде. Речевые дефекты могут изменить характер и развить неуверенность, изоляцию и изоляцию от нормальных отношений.

Настройка звука «р» способствует развитию личности ребенка, его творческой самореализации, формируется тяга к знаниям. Однако важно проводить этот процесс с ребенком поэтапно, так как процесс непростой, но необходим для облегчения общения ребенка в окружающем мире, а также для восприятия и овладения письмом, чтением и другие знания.

Источники

  • https://kidteam.ru/postanovka-zvuka-r-rebenku-poetapno.html
  • http://1obuchenie.com/bukva-r-kak-nauchitsya-govorit.html
  • https://LagoMall.ru/zanyatiya/kak-nauchitsya-govorit-bukvu-r-vzroslomu.html
  • https://malchishki-i-devchonki.ru/kak-bystro-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-r-samostoyatelno-v-domashnih-usloviyah.html
  • https://7days.ru/lifestyle/family/porrrychim-kak-nauchitsya-vygovarivat-bukvu-r.htm
  • https://orechi.ru/razvitie-rechi/kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-r
  • [https://riafan.ru/1355366-a-davaite-porychim-ili-kak-postavit-zvuk-r-u-rebenka]
  • [https://logopedus.ru/article/postanovka-zvuka-r]
  • [https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_govorit_bukvu_r.html]
  • [https://ChildAge.ru/psihologiya-i-razvitie/razvitie-i-obuchenie/detskaya-logopediya/kak-nauchit-rebenka-vyigovarivat-bukvu-r-v-domashnih-usloviyah.html]
  • [https://www.LogopedPlus.ru/articles/narusheniya-zvukoproiznosheniya-u-detey/postanovka-zvukov-r-r-/]
  • [https://GotovlusKShkole.ru/zanyatiya/razvitiye_rechi/kak-nauchit-rebenka-vygovarivat-bukvu-r]

Оцените статью
Блог про развитие речи