- Как заниматься артикуляционной гимнастикой: общие рекомендации
- Роль логопедического массажа при лечении дизартрии
- Если у человека повышенный глоточный рефлекс?
- В каких случаях поможет логопедический зондовый массаж?
- Польза логопедического массажа
- Приёмы массажа на стимуляцию паретических мышц
- Когда ребенку нужен логопедический массаж?
- Логопедический массаж — не самостоятельная процедура!
- Показания к прохождению логопедического массажа.
- Виды массажа языка?
- Какие преимущества и недостатки у зондового логопедического массажа?
- Что делать в домашних условиях
- III. Особенности логомассажа для детей в домашних условиях
- Техника проведения массажа на дому
- Для губ
- Для языка
- Для лица
- Для шеи
- Кто делает массаж языка? У кого есть специальные знания для этого?
- Групповые занятия в Центре Речи Зеленоград
- Массаж при стёртой дизартрии
- Как часто проводится массаж?
- Логопедический массаж и стоматология! Какова связь? И что мы используем в «Диал-Дент»?
- Инструменты
- IV. Как проводить массаж?
- 1. Логомассаж лица
- 2. Логомассаж ложками
- 3. Артикуляционный массаж для развития речи
- 4. Пальчиковый логомассаж для развития речи
- 5. Наборы инструментов для логомассажа
- II. Разновидности массажа
- Как проходит массаж языка при дизартрии.
- Примеры упражнений
- Для губ
- Для губ и щек
- Для языка (статические)
- Для языка (динамические)
- Для мышц глотки и мягкого неба
- Противопоказания
- Когда предпочтительнее проводить логопедический зондовый массаж?
- Копилка знаний
Как заниматься артикуляционной гимнастикой: общие рекомендации
- Уроки должны быть систематическими, чтобы необходимые навыки быстрее формировались и закреплялись. Поэтому гимнастику лучше делать каждый день. Постарайтесь сделать так, чтобы с момента еды не прошло не менее 1 часа.
- Продолжительность занятия не должна превышать 10 минут и во время него не следует пытаться делать как можно больше упражнений, достаточно 2-5 за раз.
- Каждое упражнение нужно повторять 5-7 раз. Следите за качеством работы — если оно начинает снижаться, это может указывать на переутомление.
- Поддержание артикуляционной позы (статические упражнения) следует выполнять в течение 7-10 секунд.
- Выбирая комплекс упражнений, начните с более простых, а затем переходите к более сложным. Уроки нужно проводить эмоционально, в игровой форме. Лучше привести их в положение сидя и проследить, чтобы спина малыша была прямой, тело расслаблено.
- Вы должны заниматься перед большим зеркалом. В нем ребенок должен четко видеть лицо взрослого, занятого им и своими.
- Сначала взрослый показывает, как выполнять упражнение, затем проверяет, насколько хорошо его выполняет ребенок. Это гарантирует точность, плавность движений и правильный ритм.
- Если у ребенка что-то не получается, его движения можно исправить ручкой, ложкой, медицинской лопаткой или просто чистым пальцем.
- Будьте готовы к тому, что малышка с первого раза не выдержит. Постарайтесь сделать вашу совместную гимнастику увлекательной. В противном случае необходимость делать это ежедневно приведет к потере интереса и снижению его эффективности.
Делайте совместные упражнения с ребенком перед большим зеркалом, в котором он может видеть и вас, и себя
Роль логопедического массажа при лечении дизартрии
Массаж как метод воздействия на определенные части тела издавна используется в медицине при лечении различных заболеваний. В практике логопедии его начали использовать относительно недавно. С его помощью можно нормализовать тонус артикуляционных мышц и улучшить моторику органов речи. Следовательно, можно сделать произношение более выразительным.
Логопедический массаж является частью комплексного логопедического занятия. Он предшествует дыхательной, артикуляционной и вокальной гимнастике. У детей такое воздействие можно проводить по показаниям.
Этот логопедический метод очень эффективен при коррекции произношения, но если ребенок вообще не разговаривает, массаж будет малоэффективным.
Многие исследователи обращались к проблеме исправления тяжелых речевых нарушений с помощью логопедического массажа. На сегодняшний день наиболее распространена методика, предложенная в книге Е.Ф. Архиповой «Логопедический массаж при дизартрии». Сеанс массажа должен состоять из нескольких этапов:
- расслабляющий массаж. Выполняется для каждой из групп мышц, участвующих в речи. Логопед выполняет движения обеими руками, слегка поглаживая. На этом этапе важно добиться полного расслабления мимических мышц. Все движения выполняются 5-7 раз и на расслабляющий массаж каждой зоны отводится не более трех минут. Эта фаза завершается расслаблением языка и исправлением его патологической формы;
- укрепляющий массаж проводится при выраженной слабости мышц. Существует несколько методик выполнения укрепляющего массажа, их выбор зависит от особенностей детской патологии. Логопед может использовать поглаживание, давление, вибрацию, точечный массаж и так далее. Применяемые методики помогают устранить как гипотонию мышц ротовой полости, так и гиперкинез языка.
Логопедический массаж можно проводить вручную или с помощью специального вибромассажера. В устройстве есть несколько аксессуаров, использование которых осуществляется в строгом соответствии с инструкцией. Также можно использовать специальные зонды и другие устройства.
Если у человека повышенный глоточный рефлекс?
Повышение глоточного рефлекса не является противопоказанием. И наоборот, массаж постепенно нормализует рефлекторную деятельность, улучшает качество жевания и глотания (делая его более безопасным и произвольно контролируемым) и улучшает слюноотделение.
В каких случаях поможет логопедический зондовый массаж?
- с моторной алалией, когда у ребенка задержка речевого развития и ему требуется мощный импульс для «инициирования» речи. Задача массажа — улучшить поток сигналов в мозг для развития пораженных участков. После процедуры пациент начнет имитировать звукоподражание.
- при дизартрии (нарушении речи, вызванном нарушением иннервации суставных органов), в том числе при детском церебральном параличе. Нормализуется тонус мышц, улучшается проводимость нервных импульсов.
- при заикании для снижения тонуса мышц артикулятора.
- он используется для восстановления утраченных языковых функций у взрослых пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения. Улучшается внешний вид речевого произношения, нормализуется тонус пораженных мышц, снижается гиперсаливация, улучшается жевание и глотание.
- при гиперсаливации (повышенном слюноотделении) в любом возрасте.
- при нарушении глотания и жевания.
- при ограниченной подвижности языка из-за укорочения подъязычной связки. При незначительном нарушении массаж улучшит ее эластичность. При более выраженном нарушении увеличения потребуется хирургическое вмешательство.
- с ринолалией. Логопедический массаж разглаживает рубцы, отрицательно влияющие на подвижность органов, послеоперационные швы, улучшает работу мышц.
Польза логопедического массажа
При этих отклонениях массаж ускоряет настройку правильного произношения звуков, закрепляет результат работы логопеда. Эффективен в сочетании с другими методами коррекции речи: дыхательной и артикуляционной гимнастикой, работой с голосом.
Плюс в простоте и безболезненности — логопедический массаж для детей в домашних условиях может выполнять любая мама. Процедуры положительно влияют на нервную систему и мышечный аппарат, улучшают кровообращение, повышают эластичность мышечных волокон, нормализуют речевое дыхание, снижают гипертонус мышц речевого аппарата и увеличивают амплитуду движений в суставах. Также они формируют активные движения суставных органов, улучшая их координацию.
Приёмы массажа на стимуляцию паретических мышц
Логопедический массаж при паретическом синдроме проводится для укрепления мышц. Движения следует выполнять интенсивно, с нажимом. Их используют, чтобы тереть, месить, защипывать. Массаж лба проводится для укрепления и стимуляции лобных мышц. Указательный, средний и безымянный пальцы обеих рук ласкают лоб от центра к вискам. Массажные движения выполняются 6-8 раз, 2-3 раза в день. Следующее упражнение выполняется со сжатыми в кулак вторыми фалангами указательного, среднего и безымянного пальцев. Движение теста выполняется 6-8 раз дважды в день.
Растирание лба от центра к вискам проводится первыми фалангами указательного, среднего и безымянного пальцев. Во время растираний кожа на лбу натягивается на растяжку. Растирающие движения выполняются 4-6 раз по два раза в день. Укрепление и стимуляция лобных мышц может производиться спиралевидным движением от центра лба к вискам. Выполняются подушечками указательного, среднего и безымянного пальцев обеих рук 4-6 раз, 1 раз в день.
Массаж щек выполняется поглаживанием, растиранием, разминанием щечных мышц. Разминание и растирание щек производят двумя руками по направлению от носа к щекам два раза в день по 6-8 секунд. Для стимуляции мышц, приподнимающих угол рта, указательным, средним и безымянным пальцами обеих рук производят вращательные поглаживающие движения по поверхности щек против часовой стрелки 8-10 раз дважды в день.
Активация мышц, поднимающих нижнюю челюсть, осуществляется с помощью спирального растирания жевательной мышцы от висков к углам челюсти. Движения выполняются подушечками указательного, среднего и безымянного пальцев обеих рук по спирали 8-10 раз, 2-3 раза в день.
Чтобы укрепить и активизировать мышцы, поднимающие угол рта и верхнюю губу, щеки покалывают. Сжимающие движения выполняются указательным, средним и большим пальцами обеих рук по кругу против часовой стрелки. Стимулирует паретические мышцы при дизартрическом точечном массаже.
Когда ребенку нужен логопедический массаж?
Чаще всего этот логопедический массаж применяется для коррекции дизартрии. На этом фоне значительно повышается эффективность работы логопеда по звукообразованию.
Кроме того, массаж полезен для исправления речи в сочетании с имеющимися неврологическими расстройствами. В частности, у детей диагностирован детский церебральный паралич. Массаж снимает спастичность лицевых мышц, характерную для этого заболевания.
Также массаж может быть назначен при:
- ринолалия;
- заикание — но не во всех случаях и с осторожностью;
- задержка речи и умственного развития;
- к двигателю;
- медленная автоматизация звуков при дизартрии.
Благодаря положительному влиянию на работу сосудов и улучшению кровообращения в головном мозге, логопедический массаж также довольно часто назначают взрослым, у которых есть проблемы с восстановлением речи после инсульта.
Логопедический массаж — не самостоятельная процедура!
Логопедический массаж всегда выполняется в рамках комплексной программы для достижения любого эффекта. Обычно сочетается с артикуляционной гимнастикой, миогинастикой и точечным массажем.
Показания к прохождению логопедического массажа.
Как уже говорилось в начале, логопедический массаж будет полезен детям с умственной отсталостью, церебральным параличом, но также стоит отметить, что он рекомендован при:
- Обнаружение задержки языкового развития, потому что это стимулирует разговорный язык.
- Наличие дислалии у ребенка.
- Необходимость улучшения психоэмоционального состояния.
- Заикание.
- Необходимость повышения эластичности мышечных волокон.
Процедура будет полезна детям с задержкой умственного развития. Процесс эмоциональной и интеллектуальной отсталости легко обратить вспять постоянными сеансами. Массаж поможет не только вылечить дислалию, для которой характерно искажение произношения различных звуков, но и побороть слюноотделение.
Развитый язык имеет множество положительных эффектов: четкое восприятие информации, способность правильно выражать мысли, быстрое чтение, развитие мыслительных процессов, повышение способности к обучению.
Виды массажа языка?
Массаж языка может быть ручным. Мануальный логопедический массаж выполняется логопедом кончиками пальцев. Мануальный логопедический массаж является как самостоятельным этапом массажа языка, так и подготовительным этапом ко второму типу логопедического массажа: массаж языка с помощью зонда.
Второй вид логопедического массажа — зондовый массаж. Логопедический массаж зондом проводится с помощью специальных логопедических зондов. Логопедические зонды — это специальные «палочки», которые имеют разную форму, чтобы воздействовать на разные структуры ротовой полости. Логопедический зондовый массаж глубже ручного массажа языка. В некоторых случаях специалист может заменить зонд зубной щеткой или другим приспособлением. Главное, чтобы специалист четко понимал, чего хочет добиться!
Какие преимущества и недостатки у зондового логопедического массажа?
Преимущества:
- ускорение настройки звуков;
- развитие мелкой моторики;
- улучшить работоспособность мышц;
- повышенный тонус;
- гиперсаливация;
- для проведения процедуры не требуется сложного оборудования и особых условий.
Недостаток, пожалуй, только один: зондовый массаж нельзя использовать как единственное средство лечения речевых нарушений. Лечение тяжелых речевых нарушений может длиться 3-4 года, и потребуется сочетание различных методов: физиотерапия и медикаментозная терапия, массаж (логопедический и общий), регулярные посещения терапевта и психолога (результатом которых должно быть лечение) развитие языка на всех уровнях, развитие мотивации и развитие высших психических функций).
Что делать в домашних условиях
Чтобы лечение было непрерывным, специалисты рекомендуют массаж органов речи и лица в домашних условиях. Вы можете заниматься дома в любое удобное время, и детям легче доверять своим близким.
Самостоятельно можно использовать следующие приемы массажа:
- Массаж пальцами. Выполняется платком или тканевой салфеткой. Вы также можете использовать кончики пальцев, которые продаются в обычных аптеках.
- Массаж чайными ложками. Им можно размять лицо и язык. В этом случае ложка будет работать как логопедический зонд. Перед массажем его необходимо хорошо вымыть и обдать кипятком.
- Используя зубную щетку. Ворсинки помогут хорошо растянуть язык. Кисточкой можно делать круговые движения по всей площади языка, имитировать чистку, обрабатывать нижнюю часть, а также подъязычную ямку. Следует помнить, что для массажа необходимо использовать новую щетку, купленную специально для практики.
В домашних условиях массаж можно делать один-два раза в день по 15 минут. В зависимости от формы дизартрии курс массажа может длиться две-три недели.
Освоить массажные техники довольно просто. В этом вам поможет логопед. Он подберет серию упражнений в зависимости от диагноза, возраста и тяжести недугов.
III. Особенности логомассажа для детей в домашних условиях
Где делать массаж, дома или в клинике? Выберите место, где вашему ребенку будет комфортнее всего. Некоторые дети лучше следуют процедуре, оказываются в новых условиях — успокаиваются и поддаются гипнозу врача. Остальным детям нравятся привычные условия дома, и они беспокоятся в клинике. Конечно, рядом с малышом должна быть мама, чтобы снять его беспокойство.
Логомассаж лучше всего проводить в проветриваемом помещении. Собираясь массировать ротик малышу, позаботьтесь о перчатках и защитной маске. Все используемые ложки, зонды и другие инструменты следует тщательно промыть и ополоснуть кипятком.
Перед процедурой руки необходимо обработать спиртосодержащим раствором.
Во время процедуры малыш должен чувствовать себя хорошо, поэтому не делайте ее перед сном или сразу после еды. Сеансы не должны быть долгими.
Положите малыша на кровать и подложите ему под голову подушку или положите на стул. Главное, чтобы малыш расслабился и ничто не мешало ему свободно дышать. Несколько слов одобрения не повредят.
Продолжительность сеанса в зависимости от возраста:
- детям до 2-3 лет — до 8-10 мин.;
- дошкольники — до 17-20 минут.;
- от 7 лет — до 26-30 мин.
Сеансы можно повторять не чаще трех раз в неделю. Достаточный курс может включать от 10 до 15 занятий.
Не занимайтесь самолечением! Перед домашним массажем посоветуйтесь со специалистом. Врач должен спланировать и показать малышу наиболее подходящие массажные движения.
Не забудьте поговорить с ребенком во время занятия, чтобы ему не было скучно. Вы можете рассказать ребенку сказку или включить приятную музыку. Вы можете сами спеть песню.
Теперь давайте посмотрим на технику речевого массажа, характерную для малышей.
Техника проведения массажа на дому
лучше начать массировать движениями всего лица, чтобы оно привыкло к ситуации, прошло напряжение. Затем постепенно переходите к области подбородка, носогубной складки. Движения мягкие и плавные.
Для губ
Сначала растираем губы пальцами, делаем круговые движения из угла в угол. Направление на нижней и верхней губе разное: слева направо и справа налево. Затем зажимаем губы и кожу вокруг рта, делаем круговые движения с надавливанием. Завершаем логопедический массаж губ легкими пощечинами.
Для языка
Язык принимает непосредственное участие в произношении звука, поэтому выполнение логопедического массажа этой части тела является важной частью исправления речевых нарушений. Следует добиться расслабления мышц верхней и нижней челюсти, плеча, шеи, языка. Если у ребенка ярко выраженный рвотный рефлекс, то массируем только кончик языка.
Движения:
- зафиксируйте кончик языка между пальцами, двигая им как рычагом — вверх-вниз, вперед-назад;
- поглаживая заднюю часть языка по кругу и вдоль большого пальца, при этом указательный палец находится под ним и поддерживает его;
- поглаживание нижней поверхности языка;
- вибрирующие движения постукиванием и покачиванием языком;
- массируйте уздечку движениями пальцев вверх и вниз.
Потрите язык малыша тканью и зубной щеткой. Вы можете просто вести их на языке или «рисовать» буквы.
Если у вашего ребенка повышенное слюноотделение, используйте носовой платок или салфетку, чтобы слюна не капала и не раздражала кожу.
Для лица
Полезно будет сделать логопедический массаж всего лица: массаж лба, щек, носа, подбородка усиливает эффект от сеансов. Процедура включает поглаживание, растирание, разминание, вибрацию этих участков. Делайте это в такой последовательности.
Щеки массируют следующим образом: растирайте или разминайте щеки по мышечным волокнам. Направления движения: от уголков рта к вискам, затем от скул к нижнему краю челюсти.
Для шеи
Массаж шеи проводится до еды или через два часа после еды. Обратите внимание, движения должны быть плавными. Недопустимо сильное давление: здесь проходят крупные сосуды и нервные стволы. Поверните и наклоните шею влево и вправо, вперед и назад.
Незначительные движения шейным отделом позвоночника следует выполнять в положении лежа или сидя. Стимуляция этой области не только развивает речь, но и улучшает общее физическое состояние. Ведь активизируется работа нервной системы, улучшается кровообращение, а значит, мозг насыщается кислородом. Но родителям следует быть очень осторожными, чтобы чрезмерно не повлиять на эту область.
Процедура следующая: движения сверху вниз по шее, не затрагивая позвоночник. Действуем 2 или 3 пальцами. Помассируйте трапециевидную мышцу, плечи.
Массаж шеи с логопедом также охватывает уши. Это дополнительно стимулирует суставную систему. Эффективны такие упражнения: растереть мочки ушей, осторожно потянуть мочки вниз, размять козелок — выступ хряща, который находится перед ушным проходом.
Кто делает массаж языка? У кого есть специальные знания для этого?
Несмотря на то, что слово массаж подразумевает участие в процессе массажиста, в случае логопедического массажа это не так! Логопедический массаж делают логопеды! Но не все логопеды готовы и умеют делать массаж. Обычно логопед, имеющий опыт и понимающий, что многие проблемы невозможно решить без логопедического массажа, получает дополнительную инструкцию по теме «логопедический массаж». Пройдя обучение и получив специальный документ, логопед считается специалистом по языковому массажу.
Следует добавить, что массаж языка можно делать самостоятельно, например, когда мама выполняет базовые приемы для своего ребенка. Однако лучше доверить назначение массажа и контроль его эффективности опытному логопеду-миофункциональному терапевту! Простого логопеда от миофункционального логопеда-терапевта отличает то, что последний разбирается в деталях и умеет работать с мышцами артикуляционной системы и жевательного органа.
Групповые занятия в Центре Речи Зеленоград
Массаж при стёртой дизартрии
Скрытая дизартрия относится к легким нарушениям речи у детей. Логопедический массаж при дизартрии в картинках позволяет родителям освоить упражнения, направленные на укрепление или расслабление суставных мышц, стимулирование проприоцептивных ощущений. В формировании выразительной и выразительной речи важна кинестезия языка. Массаж при стертой дизартрии улучшает мозговое кровообращение и обменные процессы в нейронах головного мозга, что улучшает протекание и формирование многих психических процессов (внимание, память), гармонизирует все процессы, происходящие во всем организме.
В работе с детьми с латентной дизартрией, логопедом, логопедами и реабилитологами используются различные виды массажа рефлекторных зон (стоп, кистей, волосистой части головы), сегментарный рефлекторный, линейный, точечный массаж. Логопедический массаж — это метод активного механического воздействия. Изменяет состояние мышц, сосудов, нервов и тканей периферического речевого аппарата.
Массаж увеличивает эластичность мышечных волокон, силу, объем и сократительную функцию, работоспособность мышц. Массаж при скрытой дизартрии — один из методов энергетического и физического воздействия на организм человека. Он успокаивает, снимает боль, помогает преодолеть болезни, способствует физическому, умственному и физическому развитию детей.
Применение логопедического массажа при стертой дизартрии позволяет значительно сократить время корректирующих работ, особенно на формирование произношения стороны речи. Благодаря использованию массажа формирование нормативного произношения звуков в некоторых случаях происходит спонтанно. Чтобы пройти точечный массаж, расслабляющий или стимулирующий курс, логопедический массажный зонд при дизартрии, чтобы узнать цену, позвоните в контактный центр Юсуповской больницы.
Как часто проводится массаж?
Обычно логопедический массаж проводится курсами, количество и периодичность которых назначает логопед или наблюдающий врач. Их продолжительность подбирается индивидуально для каждого пациента. Среднее количество процедур обычно составляет около 10, продолжительность от 5 до 25 минут. Между курсами делается месячный перерыв. Чаще всего для появления результата требуется 3-4 курса, но иногда бывает достаточно и одного. Важно помнить, что результат появится только при регулярности курсов
На продолжительность процедуры влияет возраст пациента, степень повреждения и индивидуальные особенности.
Например, некоторые логопеды предпочитают делать массаж перед сеансом перед всеми занятиями.
Логопедический массаж и стоматология! Какова связь? И что мы используем в «Диал-Дент»?
Люди с неровным прикусом и неровными зубами практически всегда имеют неправильную и несбалансированную работу мышц языка, губ, жевательных мышц и других мышц жевательного органа. Кроме того, современные представления о причинах образования дефектов прикуса предполагают, что большинство дефектов зубных рядов вызвано неправильной работой мышц. Неправильная речь, неправильное функционирование языка при глотании и жевании, несимметричное давление языка — все это приводит к тому, что зубы при определенных условиях могут расходиться в разные стороны. Так происходит деформация прикуса, которая тем сильнее, чем неправильнее работает язык и другие мышцы.
Большинство ортодонтов, не углубляя работу мышц и не консультируясь с логопедами, ставят ортодонтические приспособления или капы и выравнивают зубы без учета состояния мышц. Такой подход устарел и почти всегда приводит к рецидивам, когда зубы снова деформируются через некоторое время после лечения. Зная это, ортодонты старшего возраста заставляют своих пациентов носить ретейнеры. Ретейнеры — это структуры, которые удерживают зубы на одном уровне. Это может быть зубная нить или пластиковая капа для ношения на ночь.
В Dial-Dent мы всегда принимаем во внимание мышечную причину неправильного прикуса. Участие логопеда в процессе диагностики и выравнивания зубов позволяет устранить или исправить миофункциональные причины деформации. Этот междисциплинарный подход является более современным и обеспечивает самый лучший и стабильный результат лечения! После лечения рецидивов нет, так как выравнивается мышечный баланс. В результате само ортодонтическое лечение проходит быстрее и без проблем с участием миофункционального логопеда-терапевта.
Инструменты
Во время массажа можно использовать специальные приспособления — специальные логопедические зонды. Поскольку они наиболее эффективны при работе с дизартрией, их часто называют датчиками дизартрии.
Впервые такие устройства были применены в школе для глухонемых, расположенной в Берлине, в начале прошлого века. Их разработчиком был директор школы, глухой врач и педагог А. Гуцман. В то время преобладала мода на всевозможные технические устройства и лечение с помощью механических устройств. Впоследствии зонды Гуцмана были модернизированы и использовались в своей практике русским логопедом Ф.А. Рау. С небольшими доработками эта модификация сохранилась до наших дней.
Сейчас существует несколько типов зондов, но самые известные из них:
- скляренко пробует дизартрию. Они были разработаны в 1992 году. В комплект входит пятнадцать пластиковых или металлических приборов. Каждый из датчиков предназначен для воздействия на определенную область;
- новикова Е.В. В комплект логопедического зонда входят восемь специальных устройств. Их необходимо использовать по авторской методике, разработанной логопедом в 2000 году.
Зонды только недавно стали широко применяться в логопедической практике. В ХХ веке общественность была плохо информирована о подобных устройствах и их изготавливали практически вручную в единственном экземпляре.
Несмотря на то, что сегодня у логопедов больше возможностей использовать подобные инструменты, логопедические зонды используются немногими специалистами и только в особо тяжелых случаях. Это связано с тем, что дети боятся странных металлических предметов, которые они пытаются засунуть в рот. По этой причине логопеды при работе с дизартрией до сих пор используют медицинские шпатели, ватные палочки, резиновые соски и другие подручные средства.
IV. Как проводить массаж?
Далее мы поговорим о том, как массировать лицо малыша ложками, делать массаж суставов и пальцев для развития речи.
1. Логомассаж лица
Придерживайтесь следующих рекомендаций, если врач не дал других указаний: при выполнении массажа двигайтесь сверху вниз, старайтесь не напрягаться. Не забывайте, что ваши руки — настоящее лекарство!
2. Логомассаж ложками
Ложки позволяют хорошо воздействовать на речевые зоны. Убедитесь, что у ложек гладкая поверхность! Даже самые маленькие заусенцы могут повредить кожу ребенка! Достаточно повторить все движения 7-8 раз.
3. Артикуляционный массаж для развития речи
Этот вид массажа требует использования лопатки или зубной щетки. В принципе, его тоже можно держать руками. Не забудьте надеть медицинские перчатки! Положите рядом стерильную салфетку, чтобы удалить слюну. Если ребенок чувствует боль, прекратите занятие.
Перед началом процедуры будет полезно расслабить малыша: для этого помассируйте область шеи, мышцы шеи и челюсти.
4. Пальчиковый логомассаж для развития речи
Проще всего помассировать пальцы. Здесь не требуется никаких серьезных знаний или мер предосторожности. Все заботливые мамы и папы делают. Этот массаж очень полезен малышам, которым еще не исполнился год.
Дело в том, что нервные окончания на руках считаются связанными с речевыми зонами в нашем мозгу. Таким образом, массаж пальцами может улучшить речь вашего ребенка. Для усиления эффекта можно использовать резиновый мяч.
Все описанные процедуры действительно позволяют скорректировать произношение звука, сформировать правильное голосовое дыхание, укрепить голос и стабилизировать эмоциональное состояние. Поэтому мы рекомендуем вам выполнить несколько видов процедур для ускорения исправления речи.
5. Наборы инструментов для логомассажа
Зонды логомассажа — это специальные приспособления из проволоки. Они используются для механического воздействия на язык и другие органы артикуляционной системы ребенка. Их использование позволяет накладывать ребенку звуки и корректировать произношение речи. Зонды — изобретение сугубо отечественное. В ЕС и США логопеды не используют зонды — они даже не знают, как с ними обращаться!
Впервые российский логопед, профессор, глухой педагог Федор Андреевич Рау изобрел использование специальных средств для коррекции речи. Он также разработал самые ранние формы зондов, используемых логопедами на сегодняшний день.
принято делить инструменты речевого массажа на сценические инструменты и инструменты массажа. Этапы используются для рау- и волковой терапии, а также для промежуточных методов.
В методике Новиковой используются массажные зонды.
Зонды часто делают из стали и проволоки. В магазинах можно купить наборы датчиков для выполнения различных техник массажа бревном. Обычно эти наборы содержат от семи до 12 инструментов. Стоимость установите в пределах 2-3 тыс. Руб. Следующие инструменты также могут быть полезны для завершения процедуры:
- массажная палочка;
- устройство для поднятия языка;
- зеркало (для осмотра рта);
- винная пробка (для артикуляционной гимнастики);
- расширители рта.
II. Разновидности массажа
Сегодня логопедия настолько развита, что для перечисления всех техник потребуется огромная книга. Мы опишем основные техники, наиболее часто используемые в логопедии.
Пять основных типов массажных журналов:
- классический;
- точка
- аппаратное обеспечение;
- самомассаж;
- зонд.
Классический относится к обычному ручному массажу лица — это поглаживание, растирание, разминание и т.д.
Для выполнения точечного массажа необходимо знать «активные» точки тела, то есть эта процедура требует специальных знаний.
Вы можете массировать свое тело медицинским аппаратом — это будет аппаратный массаж.
Самомассаж выполняет ребенок: для этого его нужно научить прикусывать язык и правильно массировать лицо.
Зонд позволяет дотянуться до удаленных частей суставных органов и тем самым активизировать их работу.
Массаж может быть направлен на расслабление или активацию органов речи. Если вы хотите расслабить мышцы, попробуйте слегка надавить, используйте скользящие движения. Если вы решили активизировать мышцы и привести их в тонус, сделайте глубокий и энергичный массаж.
Для различных видов массажа используются бревна, ложки, зубные щетки, шпатели и зонды.
Как проходит массаж языка при дизартрии.
Массаж при дизартрии состоит из многих этапов. Рассмотрим основные.
Перед началом занятия специалист должен создать условия, в которых ребенок сможет чувствовать себя комфортно. После расслабления ротовой мускулатуры, которое в свою очередь достигается легкими ласками лица, начинается основная часть логопедического массажа:
- поглаживание губ, а также носогубных складок;
- несильное покалывание по краю нижней челюсти;
- поглаживание от мочки ушей по щекам к груди;
- массаж губ;
- поглаживание тканей бровей от бровей до волос;
- массаж легкими надавливающими движениями от корней волос вниз.
Каждое движение можно повторить 5-8 раз. С каждым повторением удары становятся немного сильнее, но никак не болезненными.
Примеры упражнений
Для губ
«Улыбка» (губы зажаты в улыбке, зубов не видно):
Мои гибкие губы
Они могут стать улыбкой.
«Трубка» (втяните губы в длинную трубку):
Закладываем губы в трубочку
Сделать трубку.
«Забор» (улыбка, показывая сомкнутые зубы):
Мы точно подходим к нашим зубам
И получаем забор.
«Бублик» (губы округлить и вытянуть немного вперед, сквозь «бублик» должны быть видны сомкнутые зубы):
Изображали бублик –
Губы мягко округлились.
«Свинья» (растяните губы трубочкой, двигайтесь влево и вправо, затем выполните круговые вращения):
Дети угощают поросенка, его нос выбирает:
Справа рыжеволосая Антошка картошку предлагает,
Слева — с яблоками Злата.
Свинья должна выбрать: «Выбрать это? Возьми это?».
Для губ и щек
«Щеки замерзли» (прикус изнутри, постучать снаружи, потереть щеки):
Согреваем щеки:
Будем сжимать, хлопать и утопать зубами.
«Толстяк» (сначала надуйте обе щеки, потом по очереди):
Вот такой толстяк с пухлыми щеками
И, наверное, руки на бедрах.
«Худая» (подтянуть щеки):
Вот такая худенькая — щеки впали,
Судя по всему, ей не разрешили есть.
«Мяч» (надуйте щеки, затем слегка постучите по ним кулаками):
Сначала надуйте воздушный шар
Так что выпустите воздух.
«Орех» (язычок ложится попеременно на правую и левую щеку):
Белка щелкает по орехам
Глубоко, без спешки.
Мы толкаем язык
Влево, вправо, в сторону.
Для языка (статические)
«Цыпленок» (широко открытый рот, расслабленный язык):
Цыплята хотят есть
Ждут маму, но не шумят.
Мама приносит зерно
Больше открывай рот!
«Бегемот» (широко открыть рот, расслабленным языком положить на нижнюю губу):
Бегемот открыл рот,
Он подержал ее, затем закрыл.
«Чашечка» (рот открытый, передний и боковой края приподняты, но не касаются зубов):
Мы любим крепкий чай пить,
Давай, замените чашку!
«Иголка» (в плотно тугой трубке вытяните вперед свернутый язычок):
Мой язык похож на иглу
Уходи, это ужалит!
«Гриб» (открытый рот, сосать язык до верхнего неба):
На тонкой ножке вырос гриб,
Он ни маленький, ни большой.
Язык был засосан
Несколько секунд — тишина!
Для языка (динамические)
«Смотри» (открыть рот, растянуть губы в улыбке. Язык попеременно растягивает правый и левый угол губ):
Тик-так, тик-так
Часы идут вот так.
«Свинг» (вытянутый язык поочередно касается носа и подбородка):
Выше дуба, выше пихты
Мы начали качаться.
«Катушка» (открыть рот, положить кончик языка на нижние резцы, прижать боковые края к верхним коренным зубам. Вытяните широкий язык вперед, затем выведите глубоко в рот):
Согните язык катушкой
И скатать игрушку, как кошку.
«Лошадь» (сосание языка на нёбе, медленное и сильное постукивание языком):
Я забавная лошадь
Темный, как плитка шоколада.
Громко щелкни языком
Вы услышите стук копыт.
«Джем» (сначала обведите верхнюю губу, затем нижнюю губу):
Мы ели сегодня
Вкусное варенье
А теперь по кругу
Облизнем губы.
Для мышц глотки и мягкого неба
«Зевает» (имитирует зевок с закрытым и открытым ртом, во втором случае шумно втягивает воздух):
Зевота — это львица, сонная головушка.
Положу себе под спину мягкую перину,
Я положу подушку тебе под ухо
Я заверну его в одеяло, я пересплю с тобой.
«Имитация» (имитация стонов, стонов, свистов):
Почему ты умираешь, корова?
Может она просто не в порядке?
Они опухли, как бедра!
И темп не из легких!
Полоскание горла (запрокинуть голову, имитировать полоскание):
Петю позвали в комнату,
Лежа на кровати
Они получили полоскание
Полоскание.
Был дан порошок от кашля
И, проверив свой рост и вес,
Завязан на шее
Согревающий компресс.
«Сытый хомяк» (пухлые щеки при защемлении носа):
Красный хомяк — настоящий толстяк,
Храните зерно за щекой, жуйте и снова спите.
«Согласные» (медленно произносить звуки «к», «г», «т», «д»).
На консультации логопед подберет индивидуальный комплекс упражнений для суставной гимнастики, расскажет и покажет, как работать с ребенком в домашних условиях
Выполнение этих и других артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как они помогают сделать речь четкой, четкой, ритмичной. Детям с нарушениями речи такая гимнастика просто необходима. Лучше подбирать индивидуальный комплекс упражнений с логопедом. Это можно сделать на занятиях по развитию слуха и речи, а затем выполнить «домашнее задание», исходя из рекомендаций специалиста.
Противопоказания
Кажется, что логопедический массаж — это волшебная палочка с абсолютной полезностью и обязательным результатом. Однако это не совсем так. Родители должны знать, что назначить эту процедуру может только специалист. Логопед проверит состояние не только речи ребенка, но и артикуляционного аппарата. Также важно знать анамнез и пройти обследование у невролога.
Логопедический массаж не показан в следующих случаях:
- Инфекционные и вирусные заболевания.
- Гнойничковые заболевания кожи.
- Повышенная температура тела у ребенка.
- Строгое противопоказание — эпилепсия, эпилепсия в анамнезе!
- Недавно перенесла тонзиллит. Перед началом курса массажа необходимо выждать не менее 7-10 дней после выздоровления.
Когда предпочтительнее проводить логопедический зондовый массаж?
Лучше всего натощак или через полтора часа после еды.
Копилка знаний
Упражнения для нормализации носового дыхания
Упражнение 1. Воздушный массаж слизистой оболочки носа. Ноги по бокам, рот плотно сомкнут, медленно вдыхать воздух попеременно то из правой, то из левой ноздри, попеременно нажимая пальцами на противоположную ноздрю.
Упражнение 2. «Запустим машину» Продолжительное произношение звука «РЕ-РЕ-РЕ» (30 сек)
Упражнение 3. «Мяч лопнул». Надуйте щеки и медленно выдавите воздух через приоткрытые губы.
Упражнение 4. С открытыми губами, в этом положении зажать мизинцы уголки рта, постараться сомкнуть губы.
Логопедический массаж — один из методов коррекционно-педагогического воздействия, применяемых при коррекции тяжелых речевых нарушений. Это нетрадиционный и эффективный метод исправления звукового произношения, ведь логопедический массаж способствует нормализации произношения стороны речи, улучшает состояние голоса, речевого дыхания, нормализует эмоциональное состояние человека, страдающего языковыми недугами.
Консультация остеопата в Зеленограде.
Остеопат осознает проблему, которая вас беспокоит. А затем с помощью техников-остеопатов он обнаруживает возможность решения проблемы. Чаще всего используется метод краниосокральной терапии.
- https://mastersluh.ru/stati/o-sluxe/zanimaemsya-s-rebenkom-artikulyatsionnaya-gimnastika-i-razvitie-rechi/
- https://arbat25.ru/myi-lechim/detskie-napravleniya/logopedicheskij-massazh-pri-dizartrii
- https://vivoclinic.ru/articles/chto-takoe-zondovyj-logopedicheskij-massazh-i-zachem-on-nuzhen/
- https://logopedus.ru/article/logopedicheskiy-massazh-dlya-detei
- https://yusupovs.com/articles/neurology/logopedicheskiy-massazh-pri-dizartrii/
- http://karkusha.su/logopedicheskiy-massazh-yazyika-i-shhek/
- https://dial-dent.ru/potential/logoped/logopedicheskij_massazh_massazh_yazyka.php
- https://neocortex-dv.ru/lechenie/logopedicheskiy-massazh-pri-dizartrii.html
- https://easyvoice5.ru/articles/logomassazh-dlya-detej-v-domashnih-usloviyah
- https://centrrechi.com/novosti/prikus-i-rech-chto-nuzhno-znat-roditelyam-o-miofunkczionalnyix-narusheniyax
Читайте также: Музыкально-дидактические игры для младшей группы: «Тихо-громко» в ДОУ