Формы дислексий: таблица с симптомами и признаками

Содержание
  1. Дислексия: что это такое
  2. Формы дислексии
  3. Методика Дэйвиса
  4. Виды дислексий
  5. Диагностика
  6. Общие сведения
  7. Как корректировать дислексию?
  8. Классификация
  9. Патогенез
  10. Признаки дислексии
  11. Дети дошкольного возраста
  12. Младшие школьники
  13. Средний школьный возраст
  14. Признаки дислексии у старших школьников
  15. Признаки, которые выявляются у учеников младшего возраста
  16. Основные признаки дислексии
  17. Профилактика и лечение дислексии у детей
  18. Работа с мячиком
  19. Игра «Что в сундучке?»
  20. Медицинское вмешательство
  21. Причины дислексии
  22. Как проявляются симптомы дислексии у младших школьников
  23. Запоминание графического выражения слов
  24. Диагностика и коррекция детской дислексии
  25. Упражнения при дислексии
  26. 4. Игра «лесенка»
  27. Чем можно помочь дома?
  28. Развитие фонематического восприятия
  29. Понятие о грамматике и семантике
  30. Увеличение словарного запаса
  31. 6. Игра «морской бой»
  32. Чтение слов с одинаковым корнем
  33. Меры профилактики

Дислексия: что это такое

Так называются нарушения процесса чтения и звукового произношения. Выражается в неправильном распознавании различных знаков, символов, букв, затруднении понимания прочитанного. Дети часто склонны к дислексии.

Формы дислексии

Выделяют несколько видов патологии, которые различаются симптомами и особенностями недугов:

  • мнестик. Ребенку сложно понимать буквы — он не может связать звук со своим графическим изображением;
  • аграмматический. Изменение падежных окончаний, количества имен, согласований, окончаний глаголов. Часто встречается у детей с системным недоразвитием речи;
  • фонематический. Это связано с недоразвитостью функции звукового произношения. При произношении путаются парные фонемы, например, Б-П, С-Ш. Иногда при письме и чтении происходит перестановка букв и частей слов;
  • оптический. Это связано с трудностями в усвоении и различении визуально похожих букв, например CO, VR, PN;
  • семантический. Нарушение понимания прочитанных слов, предложений и текстов в целом, восприятия лексических единиц отдельно, а не во взаимосвязи друг с другом и, как следствие, «механическое» чтение. При этом техника может не пострадать;
  • тактильный. Это происходит только у слепых и выражается в проблемах понимания букв в таблице Брайля.

Методика Дэйвиса

Рональд Д. Дэвис утверждал, что люди с дислексией — мыслители, которые испытывают дезориентацию в восприятии времени, зрения, слуха или равновесия и координации. Метод Дэвиса предлагает решение, основанное на двух элементах:

  1. Студент должен научиться контролировать дезориентацию.
  2. Студенту помогают устранить первопричины дезориентации.

Виды дислексий

По словам Р.И. Лалаевой, существует 6 видов дислексии.

Дислексия из-за недостаточного формирования психических функций языка:

  1. Фонематическая дислексия вызвана неразвитостью слухового восприятия или фонематического анализа и чаще встречается у младших школьников.

Каждая фонема отличается от другой множеством характеристик (это твердость-мягкость, глухота звука, способ и место образования и т.д.), Соответственно, сменой одной из фонем в слове (год-кошка, дом- tom) или последовательность слогов в слове (se -pa — pi-la) приводит к изменению значения слова. Чаще всего ребенок с этой формой дислексии заменяет или смешивает фонетически близкие звуки (кг, ф-ш и т.д.) или искажает слоговую структуру слова. Некоторые дети читают букву за буквой.

  1. Аграмматическая дислексия связана с недоразвитием грамматического строя речи. Нарушается понимание и усвоение грамматических форм (неправильное согласование рода и числа, форм глаголов, падежных окончаний, количества существительных, темпоральных форм и т.д.).
  2. Семантическая дислексия проявляется в нарушении понимания прочитанного. Это связано с нарушением слогового синтеза, ограниченным лексическим запасом ребенка и несформированной системой словообразования. При этом отмечается так называемое «механическое» чтение: прочитав слово, ребенок не может показать соответствующую картинку, ответить на вопрос, связанный со значением хорошо знакомого ему слова.

Дислексия из-за отсутствия формирования неязыковых психических функций:

  1. Оптическая дислексия, проявляющаяся заменами и смешиванием оптически похожих букв; сложность усвоения графических символов; недоразвитие зрительной памяти.
  2. Дислексия памяти проявляется в затруднении усвоения букв, в замене их другими. Это вызвано нарушением речевой памяти и, как следствие, процессами установления связи между звуком и буквой. Ребенок не может воспроизвести в определенной последовательности ряд из нескольких звуков, слогов или слов, а если воспроизводит, то нарушает их последовательность, уменьшает число, пропускает звуки, слова.
  3. Тактильная дислексия возникает у слепых детей. Для него характерно спрыгивание с линии, смешивание одинаковых букв в тактильном изображении, хаотичные движения пальцев при чтении таблиц Брайля. Этот тип дислексии связан с нечеткостью восприятия, анализа и тактильного синтеза, а также с отсутствием тактильной памяти.

Как теперь помочь ребенку с дислексией?

Диагностика

Для диагностики нарушений чтения проводится комплексное комплексное обследование, в ходе которого:

  • логопед определяет уровень речевого развития ребенка (устная и письменная речь);
  • нейропсихолог — формирование высших психических функций (зрительное, пространственное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память), работа трех блоков мозга по А.Р. Лурия, оценивается уровень сенсорного развития ребенка;
  • по показаниям диагностическое обследование может включать консультацию детского невролога с проведением ЭЭГ, УЗИ / ЭКГ и, при необходимости, дифференциальную диагностику — осмотр офтальмолога и аудиометрию.

Общие сведения

Дислексия — специфические трудности в овладении навыками чтения из-за неразвитости HMFs, участвующих в реализации процесса чтения. Распространенность дислексии среди детей с нормальным интеллектом составляет 4,8%. Дети с тяжелыми нарушениями речи и ХБП страдают дислексией в 20-50% случаев. Соотношение заболеваемости дислексией у мальчиков и девочек составляет 4,5: 1.

Исходя из выраженности нарушения процесса чтения в современной логопедии принято различать дислексию (частичное нарушение навыка) и алексию (полная неспособность овладеть навыком или его потеря). Дислексия (алексия) может наблюдаться изолированно, но чаще она сопровождает другое нарушение письменной речи — дисграфию.

Как корректировать дислексию?

Это больше вопрос исправления, часто педагогического, чем лечения.

Прежде чем что-либо делать, ребенка следует проконсультироваться с детским неврологом, офтальмологом, отоларингологом. Коррекцию у логопеда можно начинать, если исключены органические заболевания. Все это желательно делать в старшей группе детского сада или хотя бы до того, как ребенок пойдет в школу. Дети могут быть очень агрессивными, поэтому над учеником с дислексией можно издеваться.

Программу коррекции составляет логопед. Ориентирами служат следующие задачи:

  • научитесь распознавать левую и правую сторону;
  • распознавание написанного слова в целом;
  • распознавание цвета.

Классификация

По основным проявлениям различают буквальную дислексию (связанную с трудностями усвоения отдельных букв) и вербальную (связанную с трудностями чтения слов.

В соответствии с нарушенными механизмами принято выделять следующие формы нарушения чтения:

  • Фонематическая дислексия (из-за неразвитости фонематического восприятия, анализа и синтеза)
  • Семантическая дислексия (из-за отсутствия слогового синтеза, плохого словарного запаса, непонимания синтаксических связей в структуре предложения).
  • Аграмматическая дислексия (из-за неразвитости грамматического строя речи, морфологических и функциональных обобщений)
  • Мнестическая дислексия (из-за нарушения языковой памяти, трудности подбора букв и звуков)
  • Дислексия зрительного нерва (из-за отсутствия формирования зрительно-пространственных представлений)
  • Тактильная дислексия (из-за нечеткости тактильного восприятия у слепых).

Таким образом, фонематическая, семантическая и аграмматическая дислексия связаны с несформированными языковыми функциями, а мнестическая, оптическая и тактильная дислексия — с несформированными психическими функциями.

Патогенез

В контроле и реализации чтения, как психофизиологического процесса, задействованы визуальные, моторные и слуховые анализаторы языка. Процесс чтения включает следующие этапы:

  • визуальное восприятие, распознавание и различение букв;
  • соотнося их с соответствующими звуками;
  • слияние звуков в слоги; сочетание слогов в слове и слов в предложении;
  • понимание прочитанного, понимание.

Нарушение последовательности и единства этих процессов составляет суть дислексии с точки зрения психолингвистики.

С психологической точки зрения механизм дислексии рассматривается с точки зрения частичной задержки развития психических функций, которые в норме обеспечивают процесс чтения. При дислексии отсутствует формирование зрительного гнозиса, пространственных ориентаций, процессов памяти, фонематического восприятия, лексико-грамматической структуры речи, зрительно-моторной или слухомоторной координации, а также внимания и эмоционально-волевой сферы.

Признаки дислексии

Проявления патологии очень разнообразны. В целом симптомы дислексии следующие:

  1. Изменение порядка букв, слогов, цифр при написании слов и чтении;
  2. Затруднения в овладении алфавитом, таблицами умножения, написанием текстов;
  3. Неправильный захват пишущего инструмента (ручки, карандаша);
  4. Плохая концентрация внимания, плохая память;
  5. Путаница левых и правых»;
  6. Проблемы с общением и построением отношений.

Для более точного и детального понимания проблемы рассмотрим возрастную классификацию симптомов дислексии.

Дети дошкольного возраста

Характеризуется задержкой речи, трудностями в усвоении слов и их произношением, а также базовыми навыками письма, нарушением вербальной памяти. Путаница в расположении букв и слов.

Младшие школьники

Дети с трудом распознают слова, происходит подмена слов со схожим значением и звучанием. Нередкое явление — перестановка букв, слогов и слов при чтении, путаница в цифрах. Во многих случаях диагностируется нарушение координации движений, медленное овладение навыками, проблемы с запоминанием фактов.

Средний школьный возраст

Дети читают очень медленно или вообще отказываются выполнять устные и письменные задания. У дислексиков часто бывает нечитаемый почерк, проблемы с памятью, и им сложно правильно распознавать мимику и другие сигналы.

Признаки дислексии у старших школьников

Письменные навыки развиты плохо, и такие дети пишут и читают с ошибками. Им сложно воспринимать, обобщать и пересказывать информацию. Проблемы возникают с мудрецами и многими другими заданиями. Работают медленно, сложно адаптироваться к изменениям.

В пожилом возрасте дислексия проявляется медленным или неправильным чтением, невниманием, отвлечением, трудностями с самоорганизацией и самообучением.

Признаки, которые выявляются у учеников младшего возраста

  1. Невозможность запоминать простые последовательности, такие как счет до 20, название дней недели или повторение алфавита.
  2. Трудности подбирать рифмы к словам.
  3. Проблемы с распознаванием слов, начинающихся с одного и того же звука.
  4. Трудно подбирать слова.
  5. сложно запомнить названия мест и людей.
  6. Проблемы с запоминанием устных указаний.

Однако не у всех учеников, которые чувствуют себя некомфортно с этими навыками, развивается дислексия. Единственный способ подтвердить диагноз — это тщательная проверка навыков чтения, речи и письма.

Основные признаки дислексии

Заболевание впервые диагностируется у детей в возрасте до 10 лет. Однако для ребенка с дислексией важно, чтобы интеллект был полностью сохранен:

ошибается при чтении, потому что угадывает слова;

  • неправильно понимает или не может повторить прочитанное;
  • делает много ошибок при переписывании или написании под диктовку;
  • имеет неразборчивый почерк;
  • отличается сильной раздражительностью и повышенным эмоциональным фоном;
  • нарушена схема кузова (путает левую и правую), проявляется неуклюжесть;
  • держит ручку необычным образом.

Специалисты связывают эти проявления с нарушением левого полушария и межполушарных связей.

Профилактика и лечение дислексии у детей

Преодоление симптомов дислексии заключается в устранении нарушений устной речи и коррекции отклонений неречевых функций. Для лечения и устранения причин нарушений используются индивидуально разработанные программы, основанные на данных диагностических исследований.

Нейропсихологическая помощь считается одним из наиболее эффективных блоков лечения дислексии у детей. Эта помощь состоит из сложного набора приемов, с помощью которых корректируются и компенсируются нарушения в работе мозга. При этом не только формируются индивидуальные навыки, но и ведется работа по нормализации их функционирования в едином режиме. Нейропсихологическая помощь оказывается таким образом, чтобы впоследствии ребенок мог контролировать себя.

Занятия с нейролингвистом предполагают сочетание развития психических функций, приобретения письменных и устных образовательных навыков и знания грамматики русского языка. В результате полноценного обучения ребенок перестает допускать недопустимые ошибки при письме, совершенствует вокальную технику и увеличивает словарный запас.

Работа с мячиком

Для выполнения этой задачи вам понадобится резиновый мяч, который легко сжимается, и любая детская книжка с четким текстом. Ребенку необходимо читать слова по слогам, сопровождая звучание каждого слога, сжимая мяч двумя руками или поочередно правой и левой.

Игра «Что в сундучке?»

Для этого упражнения вам нужно создать трехмерные буквы алфавита. Их можно сделать из пластилина, глины или вырезать из жесткого картона. Материал письма помещается в непрозрачную коробку или сумку. Ребенку предлагается несколько вариантов этой игры:

  1. необходимо, не выходя из коробки, услышать букву алфавита и описать ее. После этого выньте письмо, убедитесь, что ответ правильный, и составьте им слова. Вы можете усложнить задачу, потребовав, чтобы эта буква была в начале, конце или середине слова ребенка.
  2. Поле содержит буквы, из которых можно составить несколько коротких слов. Ребенок достает буквы, выполняет поставленную задачу, а затем придумывает предложения с решенным словом.

Медицинское вмешательство

Поскольку дислексия связана с незрелостью структур мозга, врач может назначить витамины и ноотропные препараты, улучшающие функцию нервной ткани. Медикаментозная терапия всегда индивидуальна с учетом скорости развития ребенка.

Такой метод лечения, как микрополяризация (TCMP), является многообещающим. Этот метод давно апробирован (около 30 лет) и имеет высокую терапевтическую эффективность.

Микрополяризация — это воздействие на определенные участки мозга слабым электрическим током (до 1 мА). На голову ребенка надевают колпачок для ЭЭГ (теста), под него кладут положительный и отрицательный электроды, завернутые во влажную ткань. Ток униполярный (течет от положительного к отрицательному, от анода к катоду). Под действием тока происходит направленная поляризация клеточных мембран и начинается их усиленное развитие.

Ребенок во время процедуры ничего не чувствует. Полный эффект от лечения проявляется через 2-6 месяцев.

желательно, чтобы одновременно с ребенком работал специалист, развивающий мелкую моторику.

Причины дислексии

Главный фактор — это нарушения в работе мозговых структур. Это явление может быть вызвано различными состояниями, заболеваниями, ситуациями. Выявим основные причины дислексии:

  1. Поражение головного мозга в перинатальном периоде. Возможные провокаторы: анемия, болезни сердца, материнские инфекции, асфиксия, затяжные роды, алкогольная и наркотическая интоксикация, преждевременная отслойка плаценты, плацентарная недостаточность;
  2. Нарушение баланса между полушариями головного мозга, чаще — в пользу сильного преобладания правого;
  3. Социальные факторы: пренебрежение или, наоборот, непомерные учебные нагрузки, изоляция от сверстников, неблагополучное семейное окружение;
  4. Генетическая предрасположенность;
  5. Плохое зрение;
  6. Черепно-мозговые травмы и инфекции головного мозга;
  7. Детский церебральный паралич.

Чтобы достоверно определить характер детской дислексии, необходимо пройти комплексное обследование.

Как проявляются симптомы дислексии у младших школьников

Вы должны уметь распознавать симптомы дислексии. Чем раньше будут замечены трудности в обучении ребенка, тем скорее он получит соответствующие инструкции и условия, необходимые для успешного обучения.

Общие проблемы, с которыми сталкиваются люди с дислексией:

  1. Проблемы с обучением речи.
  2. Проблемы с изучением букв и звуков.
  3. Несоответствие письменной и устной речи.
  4. Проблемы с запоминанием чисел.
  5. Чтение слишком быстрое, что мешает пониманию текста.
  6. Невозможность выучить иностранный язык.

Запоминание графического выражения слов

На каждой звезде написан определенный слог. Необходимо формировать слова и окружать их разноцветными карандашами (например, ворона, учебник, ковер, алфавит, учитель и т.д.).

Дислексия. Упражнение 1

Второй вариант упражнения, а именно игра «Остров сокровищ». Ребенку нужно добраться до сундука с сокровищами, составив слова из слогов, написанных под островками. Сложные слова нужно раскрашивать в разные цвета (например, джунгли, острова и т.д.).

Дислексия. Упражнение 2

Чтобы улучшить восприятие и заполнить ассоциативный массив, вы можете дополнить упражнение карточками со словами, которые сочиняет ребенок.

Диагностика и коррекция детской дислексии

Логопед изучает историю жизни и развития, особенности формирования речи, состояние артикуляционной системы и моторики. У дошкольников оценивается звуковое произношение, связность речи и способность воспринимать устную речь. Студенты изучают особенности письма, скорости чтения, успеваемости по различным предметам.

По показаниям назначаются консультации невролога, офтальмолога, электроэнцефалограмма, ЭхоЭГ, офтальмологические исследования. Выбор методов коррекции зависит от формы патологии и запущенности ее. Традиционно логопеды проводят специальные занятия.

Упражнения при дислексии

Цель — устранение дефектов звукового произношения, формирование грамматических словообразовательных систем, развитие речевого слуха, улучшение зрительно-пространственных представлений:

  1. Найдите слово. Предлагаем найти все предметы по заданной букве, со временем усложняем и ищем вещи, названия которых не начинаются, а заканчиваются определенным звуком;
  2. «Составляйте слова». Составляем отдельные слова из «приклеенных» друг к другу магнитных букв. Например, вам нужно разделить «MAMABABUSHKAPAPA»;
  3. «Напишите слово». Попросите человека, страдающего дислексией, прочитать слово и записать его наизусть. Постепенно усложняйте вещи, добавляя предложения;
  4. «Установите предложение». Предложите составить предложение из перемешанных карточек с написанными словами. Для дошкольников адаптировать можно так: придумывать слова из карточек со слогами;
  5. «Угадай, что.» Все дети любят это упражнение. Нарисуйте на спине ребенка буквы, слоги, слова и дайте ему отгадать их;
  6. «Словесный каламбур». По очереди с учеником назовите слова, начинающиеся с последней буквы предыдущего слова. Например, «мама-атлас-сова-альбом-машина»;
  7. «Давайте посчитаем звуки». Приготовьте пасту и чашку. Назовите слова и предложите раскатать перед собой столько теста, сколько звучит в этом слове;
  8. «Красивые имена». Позвольте ребенку с любовью называть сказанные вами слова. Примеры: стол-стол, машинка, кот-котенок.

Вы можете подключить свое воображение и придумывать собственные игры и упражнения, которые понравятся малышу и которые принесут ему пользу.

4. Игра «лесенка»

Ребенку предлагается прочитать слова с разным количеством слогов, которые расположены в виде шкалы:
КУДРЯВЫЙ
РАК
МОЙ
КОМОК
ЛОШАДЬ
LASS
ПРЕЗИДЕНТ
МЕХАНИЗМ
ШЕЛК

При этом ученику предстоит выполнить несколько заданий:

  1. читать слова, найденные в «лестнице» сверху вниз;
  2. если вы встретите непонятное слово, вам следует выяснить, что оно означает, и прочитать его несколько раз;
  3. если слово плохо читается целиком, необходимо разделить его на слоги или буквы, а затем объединить в единое целое;
  4. прочтите «лесенку» снизу вверх.

Чем можно помочь дома?

Домашняя коррекция состоит из нескольких важных моментов.

Развитие фонематического восприятия

это способность воспринимать звуковой состав слова. Вам необходимо купить (или получить себе) карточки со всеми буквами и как можно чаще играть с ребенком «в слова». Мама произносит слово, а ребенок пытается придумать его из букв. Игра должна быть спонтанной и живой. Например, соберите название животного, которое видели в зоопарке, или персонажа из мультфильма. Осваивать слова рекомендуется постепенно, 1-2 раза в день. Если вы будете делать это постоянно, словарный запас вашего ребенка и его способность читать будут время от времени улучшаться.

Понятие о грамматике и семантике

Грамматика — это изменение слов в предложении, их текстуры (желтый лист, оранжевая морковь).

Семантика — распознавание смыслового значения слова (идет дождь, хотя феномен природы не имеет ног).

Лучшее упражнение — слушать сказки в медленном темпе, когда все слова и выражения произносятся четко, разборчиво и выделяются интонацией. Ребенок невольно подражает тому, что слышит. Любое слово, вызвавшее заминку или недоразумение, следует подробно объяснить.

Увеличение словарного запаса

Детская мысль всегда конкретна. Он не может говорить о том, чего не видел и не «пробовал». Следовательно, необходимо расширять словарный запас, показывая предметы и концепции, говоря о них. Рассказывать нужно как можно подробнее. Итак, на примере простой кастрюли можно говорить о металле, круге, узоре, объеме.

6. Игра «морской бой»

Упражнение направлено на совершенствование навыков слогового анализа и синтеза, а также на формирование словарного запаса учащегося. Ребенку предоставляется игровая площадка с изображением кораблей. На каждой раскрашенной лодке написаны слоги. Взрослый должен назвать координаты морского судна в поле, а ученик должен найти нужную ячейку и написать указанный в ней слог. Найдя лодки в правильном порядке, ученик сможет составлять слова из письменных слогов.

Дислексия. Упражнение № 3

Например:

  • (E5, B6) bay — то: залив;
  • (D3, I8) бук — отец: буксир;
  • (B2, G10) пар — ром: паром;
  • (Г2, Ж7, З3) co-slave-se: корабли;
  • (D7, A9, E1) ка — пи — тан: капитан.

Чтение слов с одинаковым корнем

Упражнения улучшают навыки чтения и восполняют пробелы в развитии словарного запаса. Ребенку выдаются карточки, на которых написаны похожие по звучанию и значению слова. Их необходимо разделить на две колонки, исходя из смысловой нагрузки:

  • карты первой группы: гора, сопка, горушка, гора, горный, бугорок;
  • карты второй группы: траурные, горькие, огорченные, горькие, омерзительные, несчастные.

Меры профилактики

состояние легче предотвратить, чем исправить. С раннего возраста развивают зрительно-пространственное и языковое восприятие, моторику. Активно используйте подвижные и развивающие игры.

Продемонстрируйте картинки с животными, предметами и, позже, словами, буквами. Дети лучше воспринимают информацию визуально. Увиденное сразу же сохраняется в памяти вместе с лексической составляющей.

важно начать профилактику задолго до школы. Все задания начинайте с самых простых, усложняя их только тогда, когда полностью освоите предыдущий этап.

Читайте также: Дидактическая игра «Четвертый лишний»: найти ненужный предмет

Оцените статью
Блог про развитие речи